Что за проекты реализуются в рамках концепции «Один пояс, один путь»

ForbesБизнес

«Я бы избегал термина колонизация»: Глава коллегии ЕЭК о новом Шелковом пути

Председатель Коллегии Евразийской экономической комиссии Тигран Саркисян рассказал Forbes о проектах, реализуемых в рамках концепции «Один пояс, один путь», и о планах Китая потратить $1 трлн

Николай Усков, Игорь Попов

rtr49dw0.jpg__1552656396__11346.jpg
Фото REUTERS / Stringer

В мае 2018 года было подписано соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве. Это первый серьезный и системообразующий шаг в рамках реализуемой Союзом концепции по сопряжению китайской инициативы «Один пояс, один путь» и Евразийского экономического союза (ЕАЭС), в который входят Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Россия. О том, как происходит интеграция экономик стран ЕАЭС и китайского глобального проекта и на каком этапе находится строительство самого Евразийского экономического союза, в интервью Forbes рассказал председатель Коллегии Евразийской экономической комиссии Тигран Саркисян.

Какие проекты на территории стран ЕАЭС могут войти в новый Шелковый путь?

Прежде всего это инфраструктурные проекты, которые интересуют наши страны: логистика, транспорт, международные коридоры. Особое внимание уделяется перспективному направлению строительства автомобильных и железнодорожных дорог. В общей сложности в новый Шелковый путь может войти более трех десятков проектов от всех пяти стран ЕАЭС. По крайней мере, такой перечень собран в Комиссии и только что передан Китаю. Все эти проекты должны наладить сквозную логистику между Китаем, Евразийским союзом и Европейским союзом и по сопутствующим маршрутам, дополняющим основные транспортные коридоры: Западная Европа — Западный Китай, Север — Юг, Восток — Запад и Северный морской путь.

В нашем перечне — проекты, в которых заинтересованы два и более государств Союза. Есть потенциал для роста эффективности транзита и сопряжение с транспортной системой Китая. Есть также потребность в финансировании, включая отдельные части проекта. В этом смысле мы консультируемся с ЕАБР: представители банка входят в специальную рабочую группу по рассмотрению значимых интеграционных проектов в транспорте.

У вас есть понимание, чего хотят китайцы?

Понятно, что они хотят увеличения поставок своих товаров. Им нужна диверсифицированная сеть — логистическая, финансовая и структурная — по сопровождению этих товарных потоков, а также снижение издержек.

Перечень проектов, которые сейчас реализуются в рамках «Одного пояса, одного пути», только инфраструктурой уже не ограничивается. Там и заводы по производству сжиженного газа, и автосборочные компании…

Проект имеет серьезное финансовое подкрепление, и все хотят воспользоваться этими возможностями и брендом нового Шелкового пути для реализации своих интересов. Китайцы не отрицают, что проект работает не только на создание новой инфраструктуры, — они официально признают, что он более обширный. Другое дело, что для каждой отдельной страны подходит какой-то определенный сегмент проекта Экономического пояса Шелкового пути (ЭПШП). Страны ЕАЭС — не исключение.

По оценкам, китайцы могут потратить на строительство нового Шелкового пути около $1 трлн. Высказываются опасения, что дешевые деньги в таком количестве могут привести к колонизации стран, которые не смогут их вовремя вернуть. Может такое произойти?

Я бы избегал использование термина «колонизация». Если же говорить о том, что страны могут стать зависимыми от ЭПШП, то это возможно. Такие риски существуют, и это не только моя точка зрения, это многие страны признают. Но надо отметить, что такие риски есть в случае с любым инвестиционным мегапроектом, а ЭПШП — такой мегапроект. Наша задача заключается в том, чтобы согласовывать все интересы и правильно оценить все риски.

Для этого необходима общая линия поведения стран ЕАЭС. Насколько они уже солидарны, в какой фазе развития находится Евразийский экономический союз?

Понятно, что с 1990-х годов каждая страна прошла свой путь формирования независимого государства, приняла огромное количество законодательных актов, выбрала свою модель экономического развития. Когда мы договорились, что будем вместе строить Союз, встал вопрос о том, что нужно гармонизировать законодательства, правоприменительную практику, все должно работать в общей логике. И этот процесс не легкий: мы должны ломать старые модели, которые создали сами в течение последних 30 лет, и одновременно создавать новые.

DR

В то же самое время нам надо помнить и понимать, что мир за 30 лет изменился. Он меняется каждый день, и наша повестка тоже должна адаптироваться под эти изменения. Я могу с удовлетворением отметить, что это происходит. Свидетельство этого — появление цифровой повестки ЕАЭС, о которой в Договоре о ЕАЭС ничего не сказано. Но мы продемонстрировали, что в случае необходимости можем показать готовность к изменениям в подходах.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

На зарядку становись: как развиваются инфраструктурные технологии для электромобилей На зарядку становись: как развиваются инфраструктурные технологии для электромобилей

Как инфраструктура для электромобилей способна изменить рынок

Forbes
Только Кэш Только Кэш

Эстонца Томми Кэша называют «Сальвадором Дали от рэпа»

Собака.ru
Четыре скрытых сценария: почему мы так легко теряем с трудом заработанные деньги Четыре скрытых сценария: почему мы так легко теряем с трудом заработанные деньги

Какие сценарии чаще всего приводят к денежным потерям?

Forbes
Новый черный Новый черный

Почему индустрия моды встраивается в зеленую экономику

РБК
Особый взгляд: 10 культовых фильмов, которые нам подарил Каннский кинофестиваль Особый взгляд: 10 культовых фильмов, которые нам подарил Каннский кинофестиваль

По случаю открытия 78-го смотра — десятка лучших фильмов в истории Канн

Правила жизни
Что делать, если любишь свою работу, но ненавидишь офисную культуру? Что делать, если любишь свою работу, но ненавидишь офисную культуру?

Что делать, если вы не вписываетесь в принятую в компании офисную культуру

Psychologies
Анна Банщикова: «Женился на актрисе – терпи» Анна Банщикова: «Женился на актрисе – терпи»

Звезда сериала «Ищейка» и многодетная мама о страхах за наследников

StarHit
Поворот на Запад: как заработать на валютных облигациях Поворот на Запад: как заработать на валютных облигациях

Большой госдолг правительства США — это возможность, а не риск для инвесторов

Forbes
Почему нам необходима тишина Почему нам необходима тишина

Оказывается, чрезмерный уровень шума сокращает продолжительность жизни

Psychologies
Александр Петров: «Моя профессия - артист, и основная работа - играть в театре Александр Петров: «Моя профессия - артист, и основная работа - играть в театре

Александр Петров рассказал о том, как пришла идея открыть свой отель

Cosmopolitan
Прекрасные и уникальные: люди с особенностями, которые работают моделями Прекрасные и уникальные: люди с особенностями, которые работают моделями

Женщины, которые, несмотря на свои особенности, показали свою красоту всем

Cosmopolitan
Восточный стиль – это просто: 5 шагов к постижению модного дзена Восточный стиль – это просто: 5 шагов к постижению модного дзена

Пошаговая инструкция по освоению восточного стиля

Cosmopolitan
«Учителям не хватает управленческих навыков». Интервью с директором школы «Летово», в создание которой миллиардер Мошкович вложил $200 млн «Учителям не хватает управленческих навыков». Интервью с директором школы «Летово», в создание которой миллиардер Мошкович вложил $200 млн

Михаил Мокринский о том, в чем главная функция школы сегодня

Forbes
Пошутили и будет: как Артем Дзюба стал героем нации Пошутили и будет: как Артем Дзюба стал героем нации

Отрывок из книги «Черчесов: Стани, Стас, Саламыч»

Forbes
8 мест, где запрещено фотографировать, но люди все равно фоткаются 8 мест, где запрещено фотографировать, но люди все равно фоткаются

Спрячь свой инстаграм подальше от неприятностей

Playboy
По соображениям разума: как экономика предотвращает войну По соображениям разума: как экономика предотвращает войну

В XX веке между Индией и Пакистаном произошло немало кровопролитных столкновений

Forbes
Можно ли выжить при крушении самолета Можно ли выжить при крушении самолета

Аэрофобия — один из самых распространенных навязчивых страхов

Популярная механика
Спасибо, не надо: что не стоит дарить девушке на 8 марта Спасибо, не надо: что не стоит дарить девушке на 8 марта

Как бы вы ни старались, иногда можно "не угадать" и расстроить, а не обрадовать

CHIP
Алекперов рассказал о плюсах продажи алкоголя на АЗС Алекперов рассказал о плюсах продажи алкоголя на АЗС

Продажа алкогольных напитков на заправках поможет сгладить скачки цен на бензин

Forbes
«Как я победила клаустрофобию» «Как я победила клаустрофобию»

Боязнь закрытого пространства — один из самых распространенных страхов

Psychologies
Великолепная пятерка Великолепная пятерка

Голландия – это не страна, а лишь две провинции в Королевстве Нидерланды

Лиза
Алексей Агранович: «Секс не может быть толерантным» Алексей Агранович: «Секс не может быть толерантным»

Алексей Агранович о кино об уходящей эпохе и о том, как можно убивать словом

GQ
Дом с историей Дом с историей

Мы побывали в загородном доме у адвоката Александра Добровинского

SALON-Interior
Гонка на понижение цены. Как продавцам заработать при работе с маркетплейсами Гонка на понижение цены. Как продавцам заработать при работе с маркетплейсами

Комиссии российских маркетплейсов могут достигать 38% от цены товара

Forbes
Что сейчас происходит с «Реалом» Что сейчас происходит с «Реалом»

Пытаемся понять, почему испанцы за неделю потеряли шансы почти на все трофеи

GQ
Бакальчук против Безоса: где Wildberries будет конкурировать с Amazon Бакальчук против Безоса: где Wildberries будет конкурировать с Amazon

Российский гигант e-commerce, похоже, собрался завоевывать Польшу

Forbes
Эпоха Карла Эпоха Карла

19 февраля в Париже умер Карл Лагерфельд

Grazia
Будущее бремя Будущее бремя

Почему в XXI веке футурология – грустная наука

Esquire
Реваз Юсупов: Зачем нужна цифровая маркировка сигарет Реваз Юсупов: Зачем нужна цифровая маркировка сигарет

С 1 марта в России введена обязательная электронная маркировка сигарет

СНОБ
Самым богатым россиянином в рейтинге миллиардеров Forbes стал Леонид Михельсон Самым богатым россиянином в рейтинге миллиардеров Forbes стал Леонид Михельсон

Состояние богатейшего россиянина впервые с 2011 года превысило $20 млрд

Forbes
Открыть в приложении