Перемены могут дать шанс новым игрокам в отечественном легковом автопроме

ЭкспертАвто

Электромобили: атавизм или бифуркация?

Новая реальность обнажила имитационный характер «догоняющего развития» в отечественном легковом автопроме. И наоборот, высветила необходимость перемен, которые могут дать шанс новым игрокам

Александр Астапов

«Входная» модель «Моторинвеста» Evolute i-Pro — на самом деле Dong Feng Aeolus Е70. Длина 4,7 м, 150 л. с., емкость батареи 53 кВт·ч

О планах «легковой» электромобилизации населения России «Эксперт» рассказывал неоднократно (см., например, «К российскому автопрому подключают электричество», № 3 за 2022 год). И, как правило, со скепсисом в отношении прямого подражания «мировым тенденциям». Но в одно февральское утро стало ясно: мир изменился целиком и полностью. На смену экологической повестке, встраиванию в глобальные рынки и «устойчивому развитию» пришли совсем иные приоритеты. На этом фоне принятая в августе прошлого года Концепция по развитию производства и использования электрического автомобильного транспорта в Российской Федерации на период до 2030 года уже читается как памятник истории и культуры.

Однако события разворачиваются так, будто ничего не произошло.

Семнадцатого марта Минпромторг, «Росатом», «Автотор холдинг» и правительство Калининградской области подписали соглашение о взаимодействии в области развития экологического транспорта на территории региона. Как и ранее, «Росатом» планирует к 2025 году начать производить литий-ионные батареи (около 4 ГВт·ч в год). «Автотор», в свою очередь, уже в начале 2024 года готовится выпустить первые электромобили и зарядные станции.

Двадцать второго марта Минпромторг России, Липецкая область и компания «Моторинвест» подписали специальный инвестиционный контракт (СПИК) «по внедрению технологии производства экологически чистых городских транспортных средств на базе тяговых двигателей». Согласно официальной информации, «Моторинвест» за одиннадцать лет вложит более 13 млрд рублей и произведет 242 тыс. электромобилей пяти разных моделей до 2033 года. Как отметил глава Минпромторга Денис Мантуров, «к моменту окончания срока действия СПИКа уровень локализации продукции достигнет 5000 баллов».

Для сравнения: у Lada Granta — 4621, у Renault Logan — 2199 баллов. То есть будет создано предприятие по мелкоузловой промсборке со сваркой и окраской кузовов китайских электромобилей, которые постепенно будут обретать некоторые комплектующие российского производства. Идентичные китайским, поскольку на полноценные НИОКР нужно в несколько раз больше средств, чем предусмотрено на весь проект.

Что за машины планирует производить «Моторинвест» под брендом Evolute в партнерстве с китайской Sokon Group, «дочкой» Dongfeng Corporation?

На данный момент в течение года планируется запустить пять моделей: седан, минивэн и три кроссовера. Моторы от 110 до 510 кВт, батареи емкостью 5388 кВт·ч. Ожидается, что на одном заряде они будут проезжать от 200 до 700 км. Все машины изначально создавались как «бензиновые», а в основе минивэна Evolute i-Van и вовсе древняя Mitsubishi Delica, так что особого прогресса ждать не стоит.

Еще один электромобильный проект — «Кама» — в публичном пространстве не «светится». Но работа кипит. Достаточно взглянуть на вакансии компании на сайте hh.ru — и внимательно их изучить. И станет ясно, что шасси машины создается или «с листа», или это будет очень глубокая переработка «чужой» модели. По одной из версий, создатели «Камы» рассчитывали на платформу Mercedes, поэтому сначала набрали минимальный штат «шассистов», но немецкая компания заявила о намерении отказаться от сотрудничества с КамАЗом, и команду пришлось усиливать. С ранних стадий в машину будут также интегрированы камазовские наработки по ADAS c перспективой на переход к полной беспилотности. Приборную же панель челнинцы намерены заменить анимационной графикой, проецируемой на лобовое стекло, используя «игровой движок» с открытым кодом, для чего ищут разработчиков из игровой отрасли. А еще вызывает уважение набор в команду уже на ранних этапах разработки узких специалистов по продвижению бренда: SMM-менеджер, сторителлер.

Хотя никуда не делся набор благоглупостей — штампов, вызывающих улыбку тех, кто знаком с миром электромобильных стартапов. Цитирую вакансию: «Мы действительно стартап, который видит мир и свой продукт иначе, и мы будем это подчеркивать. Мы хотим стать № 1 брендом, который говорит как харизматичный позитивный друг и у которого есть свой стиль коммуникации. Которому доверяешь и с которым хочешь общаться». В числе прочего заявлено «переосмысление автомобиля как гаджета» — формулировка, от которой всякий раз непроизвольно охаешь. Ибо под ней подразумевается стандартная интеграция мультимедиа и мобильных приложений в автомобиль, а не трансформируемый салон или кастомизация внешнего вида, не говоря об изменяемой геометрии шасси. В общем, речь идет об обычном современном автомобиле В/С-класса со 150-сильным мотором, но «на батарейках» и чуть лучше прочих приспособленного для эксплуатации в шеринге и такси. Что тоже не в новинку: такие машины или уже в продаже, или на подходе у многих мировых производителей, включая Hyundai и Renault.

Топ-версия «автомобиля-гаджета» Baojun KiWi EV осенью продавалась в Китае по цене до 78 800 юаней (890 тыс. рублей по тогдашнему курсу)

Новый оптимизм

А тем временем рынок показывает свои волчьи зубы. По данным аналитического агентства «Автостат», основанным на статистике регистрации транспортных средств, в марте продажи легковых автомобилей упали на 43% по сравнению с мартом 2021 года. Прогнозы экспертов, в частности агентства «Автостат», — двукратное падение авторынка в России в этом году, да и перспектива нерадостная. Но куда важнее качественная ломка. Как и любой продукт, автомобиль привязан к доходам своей аудитории. Напомним, что до последнего времени работала общепринятая формула: «цена автомобиля равна 0,81 годового дохода покупателя». Похожие формулы есть и для шеринговых услуг, и для таксомоторной службы. С корпоративными парками сложнее, но вряд ли компании — резиденты страны, в которой избыток нефти и недостаток денег, станут рассматривать углеродную нейтральность машины в качестве аргумента для предпочтения ее автомобилю с ДВС.

Те же сегменты и классы автомобилей, где электропривод несет реальные преимущества перед ДВС — и поэтому государственная помощь в их развитии выглядит как минимум логичной, — или вне интереса промышленников, или развиваются на кустарном уровне «своими силами, малой кровью». Речь идет о машинах, предназначенных для районов плотной, не продуваемой ветрами, застройки, где отсутствие выбросов и малая шумность особо важны. А также о компактной технике с коротким плечом использования, где электропривод несравнимо удобнее в эксплуатации ввиду простоты в обращении, отсутствия времени на прогрев, а также многократно меньших затрат на плановый ремонт силового агрегата и тормозной системы.

Микрокары «последней мили», курьерский транспорт, уборочная техника, мусоровозы — по всем узлам и системам этих машин в России есть достаточные компетенции, включая электросиловой агрегат. Кроме того, в Китае подобная техника или не производится вовсе, или мало подходит для использования в России из-за иной среды обитания, от климатических условий до антропометрии пользователей. Впрочем, и европейские условия — а подавно предпочтения пользователей — тоже отличаются от наших, поэтому ни импорт ранее, ни «реверс-инжиниринг» сейчас не дают полноценного попадания в российский рынок. Казалось бы, вот оно, поле деятельности для «нового автопрома», да и «старого» тоже — необходимость экспансии на новые рынки обострилась вместе с падением спроса на традиционный продукт. Но — тишина. Окончательно умерла «Зетта», не выросла дальше гольфкаров «Конкордия», знающие люди говорят, что и «Сбертех» тихо свернул попытку выпустить линейку микрокаров.

Но свято место пусто не бывает — если нет продукта, но есть спрос, нишу заполняют эрзацами. Так, в Петербурге замечен в эксплуатации китайский Wuling EV50, невзрачный простой электрофургон длиной 4,5 м и грузоподъемностью в одну тонну. При положительных результатах его использования глава компании «Гринавто» Кирилл Тукалло намерен начать массово импортировать эти машины. А возможно, и другие автомобили Wuling и «материнской» Baojun, в первую очередь субкомпактные легковые автомобили.

Например, топ-модель их линеек, Baojun KiWi EV, трехметровый четырехместный ситикар с мотором в 40 кВт и батареей на 32 кВт·ч. Тесный и хлипкий, зато харизматичный и напичканный гаджетами, интегрированными в экосистему Xiaomi. Baojun KiWi EV уже имеет голосовой помощник, дистанционное управление, подключение к «умному» дому, функцию самообучения. В ближайшей перспективе еще и «автопилот» от китайского производителя беспилотных летательных аппаратов компании DJI, одного из лидеров этого рынка. В общем, что ни функция, то горячий привет автомобильным дивизионам «Яндекса» и «Сбертеха», у которых большинство подобных девайсов в лучшем случае в стадии разработки. Но KiWi — специфический продукт для китайского рынка, и может рассматриваться как пример продуктовой логики, но никак не копирования. Как и множество других китайских «самобеглых колясок», показавших свою несостоятельность в наших условиях даже после основательной адаптации.

Рыночные ниши есть, компетенции — от силовой электроники до шасси — в наличии. Чего не хватает? Вопрос, надеемся, наконец перестанет быть риторическим. Хотя бы на этом направлении с его пока открытым окном возможностей. А потому теплится надежда, что в создаваемой «Автотором» и «Росатомом» калининградской экосистеме появятся звенья, свободные от карго-культа, а потому способные к производству не только инновационных формально, но и прорывных по сути продуктов. Да и сам «Автотор», судя по поискам (если не сказать исканиям) его руководства, тоже дает основания для робкого оптимизма.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Человек — лишнее звено Человек — лишнее звено

Какие технологии станут главными в 2022 году

Forbes
Красненькая пошла Красненькая пошла

Как отвращение к насилию превратило Сэма Пекинпа в «кровавого Сэма»

Weekend
Битва за Пакистан Битва за Пакистан

Почему Имран Хан так и не смог удержать власть в Пакистане

Эксперт
Едем со спокойной душой Едем со спокойной душой

Что обязательно нужно сделать перед отпуском?

Лиза
Настя Ивлеева Настя Ивлеева

Настя Ивлеева: «Цифровая реальность – это в высшей степени сексуально!»

Playboy
Психолог Юлия Дердо: Я по пальцам одной руки могу пересчитать семьи, которые бы не столкнулись с изменой Психолог Юлия Дердо: Я по пальцам одной руки могу пересчитать семьи, которые бы не столкнулись с изменой

Психолог Юлия Дердо — о семейных отношениях и изменах

СНОБ
Король замедленного действия: Мухаммед бин Салман в шаге от трона Король замедленного действия: Мухаммед бин Салман в шаге от трона

Что представляет собой вероятный новый король Саудовской Аравии

Эксперт
Что такое True Tone на iPhone и как правильно настроить эту функцию Что такое True Tone на iPhone и как правильно настроить эту функцию

Собрали все факты о True Tone: как настроить и что это вообще такое

CHIP
«Газмагеддон» наоборот «Газмагеддон» наоборот

Мировой рынок газа столкнулся с небывалым ростом цен

Эксперт
Самок лягушек заподозрили в сексуальном каннибализме Самок лягушек заподозрили в сексуальном каннибализме

Зоологи зафиксировали попытку золотистой литории съесть потенциального партнера

N+1
Байден заставляет Израиль нервничать Байден заставляет Израиль нервничать

Как новая американская администрация пересмотрит взаимоотношения с Израилем

Эксперт
Как прокачать тормоза правильно и когда это нужно: инструкция Как прокачать тормоза правильно и когда это нужно: инструкция

Подробная инструкция замены тормозной жидкости и ее нюансы

РБК
Разворот для «Москвича» Разворот для «Москвича»

Ставка в развитии завода «Москвич» — создание отечественных электрокаров

Эксперт
Алкоголь, который нельзя заказывать на курортах Алкоголь, который нельзя заказывать на курортах

На отдыхе в вашем бокале может оказаться много интересного помимо заказанного

Maxim
Операция «Утка» Операция «Утка»

В 30-х годах Сталин решил, что выслать Троцкого за пределы СССР недостаточно...

Дилетант
«Да пребудет со мной сила!»: практика самоподдержки «Да пребудет со мной сила!»: практика самоподдержки

Как развить навык самоподдержки?

Psychologies
«Птичье молоко». Торт & конфеты «Птичье молоко». Торт & конфеты

Рассказываем историю главного сладкого украшения праздничных столов в СССР

КАНТРИ Русская азбука
Поразительные факты! Как фильмы Голливуда повлияли на пропаганду во время Второй мировой Поразительные факты! Как фильмы Голливуда повлияли на пропаганду во время Второй мировой

В 1942 году правительство США создало OWI и установило офис прямо в Голливуде

ТехИнсайдер
На совещание пришел робот На совещание пришел робот

Почему российские сервисы на рынке услуг видео-конференц-связи усиливают позиции

Монокль
Основатель языковой школы — о том, как учить английский, если нет времени Основатель языковой школы — о том, как учить английский, если нет времени

Могут ли мобильные приложения заменить репетитора по английскому языку?

РБК
Счет, пожалуйста! Когда и как тебя могут обсчитать в ресторане Счет, пожалуйста! Когда и как тебя могут обсчитать в ресторане

Как рестораны не только обсчитывают, но и заставляют раскошелиться против воли

Лиза
Стильно, модно, беспощадно Стильно, модно, беспощадно

Отрывок из книги Сары Гэй Форден «Дом Гуччи» об убийстве Маурицио Гуччи

P.I.C. Partner In Crime
«Презренный человек» «Презренный человек»

Эта статья была опубликована в газете «Правда» 24 августа 1940 года без подписи

Дилетант
Кругосветка по-новгородски Кругосветка по-новгородски

Как можно увидеть мировые достопримечательности, не покидая Россию

Лиза
С первой женой Вицин разошелся, но не расстался, даже женившись на другой С первой женой Вицин разошелся, но не расстался, даже женившись на другой

Вицин старался заразить своими открытиями коллег, но они его не понимали

Коллекция. Караван историй
Съестнoе, которого больше нет Съестнoе, которого больше нет

Буква «ъ» – хороший повод поговорить об утраченном, в том числе и в кулинарии

КАНТРИ Русская азбука
Погибших от чумы горожан из Буржа похоронили в сельской местности Погибших от чумы горожан из Буржа похоронили в сельской местности

Ученые проанализировали останки 97 человек из средневекового сельского некрополя

N+1
Блокчейн при галстуке Блокчейн при галстуке

Цифровые финансовые активы в оценках бизнесменов-практиков

Цифровой океан
Вот в чем опрос Вот в чем опрос

Зачем проводили опросы общественного мнения и чего этим удавалось добиться

Weekend
Философия библиотеки Философия библиотеки

Библиотека – в чем ее высшее назначение и сакральный смысл?

Знание – сила
Открыть в приложении