«Экономика впечатлений»: бизнес как спектакль
Книга, которая описывает светлое будущее как потребителей, так и тех, кто благодаря им получает прибыль
«Экономика впечатлений» описывает будущее, в котором исчезнет безработица, несмотря на то что производство товаров, скорее всего, будет полностью автоматизировано, а в сфере услуг количество посредников станет минимальным. Главным товаром, по мнению авторов книги, в человеческом сообществе являются эмоции, хотя ставка по инерции все еще делается на товары и услуги. Но уже сейчас выигрывает тот, кто дарит эмоции своим потребителям, кто в состоянии не только сделать свой бренд эмоционально окрашенным, но и превратить покупку чего бы то ни было в событие, у которого есть шанс остаться в памяти покупателя. Это всегда было идеальным форматом продаж, но если раньше сама по себе покупка автоматически порождала эмоции, то сейчас это скорее рутинное действие и большинство покупателей предпочитают сэкономить на нем время. И в этом случае есть два пути: или автоматизировать продажи, или превратить покупку в спектакль. Спектакль почти в буквальном смысле слова.
Авторы «Экономики впечатлений» предлагают читателям осмыслять все бизнес-процессы как театр, а значит, и организовывать их, используя театральные технологии. Сотрудникам компании нужно осознавать себя актерами, играющими на сцене жизни. Компания должна стать режиссером впечатлений и постараться проникнуть во внутренний мир потребителя. Ей придется учитывать, что клиент ценит не только сам товар, но и способ его получения. При этом авторы «Экономики впечатлений» оговариваются: речь идет не о том, чтобы развлекать клиентов, а о том, чтобы вовлекать их. Они должны пережить покупку товара или получение услуги как личное событие: не пассивный просмотр фильма, пусть даже в кинотеатре, а полное погружение в его реальность в качестве одного из действующих лиц. В мире, где экономика впечатлений будет доминировать, основные доходы магазинам начнет приносить плата за вход в них, хотя товары там, возможно, еще будут продаваться.
Принципы, лежащие в основе экономики впечатлений, применимы едва ли не ко всем областям человеческой деятельности. Они позволяют не просто занять людей, потерявших работу вследствие автоматизации производства, но сделать их более эффективными. Например, в традиционной образовательной модели есть четкое разделение: преподаватели — актеры, студенты — пассивные зрители. Новая модель предполагает максимум студенческой активности: никакой скуки, и чем больше эмоций, тем лучше. Задача преподавателя должна будет состоять не в том, чтобы преподнести ученикам уже адаптированные знания, а в том, чтобы создать им условия для самостоятельного поиска. Пусть даже он не будет долгим и мучительным, как у их предшественников, а окажется всего лишь игрой, но эффект, который может быть достигнут, многократно превзойдет тот, что возникает от механического заучивания каких бы то ни было объемов информации, которая к тому же быстро устаревает и может стать бесполезной.
Единственный аспект, который авторы упустили из виду, — работники компаний. Что будет с ними? Они должны стать актерами и только? Какими еще качествами им необходимо обладать? Что может им предложить компания, чтобы они решились на подобного рода трансформацию? Получат ли полагающуюся им порцию эмоций от трудовой деятельности, на которую день за днем разменивают свою жизнь, и что представляет собой идеальная жизнь в условиях экономики впечатлений? К чему мы должны стремиться как потребители и как производители товаров и услуг? И все же этот пробел не приуменьшает значимость текста, описывающего одну из важных тенденций в развитии экономики и общества: человеческая жизнь перестает быть дистанцией, на которой нужно непременно вырваться вперед, — она превращается в уникальный опыт, и каждую его секунду нужно пережить во всей полноте.
Компания — мы будем называть ее режиссером впечатлений — предлагает уже не просто товары или услуги, но и так или иначе связанные с ними впечатления, которые вызывают у клиента широкую гамму чувств. Все предыдущие экономические предложения оказывали на покупателя исключительно внешнее воздействие, в то время как впечатления проникают в его внутренний мир
Пайн Джозеф Д., Гилмор Джеймс Х. Экономика впечатлений. Как превратить покупку в захватывающее действие. М.: Альпина Паблишер, 2020. 384 с. Тираж 2000 экз.
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl