Дорогие не наши рабочие
Сразу несколько отраслей экономики едва справляются с дефицитом рабочих рук, прежде всего из-за трудностей с въездом в Россию трудовых мигрантов. Это приводит к росту зарплат и повышению себестоимости продукции
«Дефицит официантов и поваров в наших ресторанах составляет более двадцати процентов», «число вакансий на курортах выросло на триста процентов», «рабочие в локдаун разъехались со строек, и собрать их теперь трудно», «мы испытываем острый дефицит сборщиков ягод» — со всех сторон представители отраслей сообщают о дестабилизации на рынке труда и нехватке рабочей силы. Из-за отъезда в связи с пандемией рабочих-мигрантов и затруднений с их возвращением в Россию многие компании оказались не в состоянии поддерживать производственный процесс. Строительные, аграрные, логистические компании, рестораторы и отельеры заявляют о дефиците примерно трети рабочих рук.
Помимо этого на кадровую ситуацию повлияла и перестройка экономики: в пандемию стали бурно развиваться онлайн-сервисы, службы доставки и такси — спрос на работников здесь вырос почти втрое. Многие российские рабочие перешли туда на более высокие зарплаты и не хотят возвращаться на прежнюю работу.
В связи с этим представители ряда отраслей попросили правительство ввести временные послабления для въезда мигрантов. Сегодня власти помогают строительным и некоторым аграрным компаниям организованно завозить мигрантов из стран ЕАЭС и даже дальнего зарубежья. Некоторые компании сами готовы оплачивать переезд мигрантов и их оформление. Крупные холдинги для решения кадровой проблемы запустили программы подготовки собственных специалистов и даже укоренения иностранных граждан рядом с местом работы. Большинство же компаний занялись подготовкой кадров из числа российских граждан, сетуя на недостаток образовательных программ для рабочих специальностей. МВД предложило и более системный подход в виде поправок к закону, нацеленных на либерализацию выдачи разрешений на въезд и на работу. Это позволит существенно обелить рынок такой рабочей силы (сегодня до половины мигрантов работают без официального найма и нередко страдают от бесправия), облегчит наем мигрантов и увеличит их поток, что позволит всем отраслям с меньшими потерями переживать рыночные потрясения в будущем.
Дефицит кадров снижает качество услуг
В начале сентября президент Ассоциации производственных и торговых предприятий рыбного рынка (АПТПРР) и основатель сети магазинов-ресторанов «Моремания» Виталий Корнев обратился в правительство с просьбой разрешить работодателям самостоятельно оформлять разрешение на въезд и работу мигрантов. Это позволит рестораторам в крупных городах восполнить дефицит работников, который составляет до 30% (иностранных и российских граждан) штатного расписания. «Наши предложения сейчас рассматривают МВД и Минтруда, на днях нас уже включили в рабочую группу по этому вопросу, среагировали оперативно, — доволен вице-президент АПТПРР Артем Ломизе. — Основное наше предложение в том, чтобы в виде исключения разрешить мигранту работать, пока на него оформляют документы, что занимает от месяца до полугода. И в этот период работодатель должен его содержать». По его словам, в 24 точках сети «Моремания» дефицит кухонных линейных поваров и официантов составляет около 20%. Вице-президент Союза управляющих ресторанами и основатель сети ресторанов «Мясо & рыба» Сергей Миронов подсчитал, что в отрасли дефицит кадров составляет от 20% в обычных заведениях до 90% в этнических. «Многие не возвращаются из своих стран, куда уехали в пандемию, из-за неопределенности: то ли его развернут на границе, то ли нет, то ли дадут разрешение на въезд или работу, то ли не дадут, — объясняет Сергей Миронов. — А переезд подорожал кратно, до получения разрешения надо на что-то жить».
По данным Федерации мигрантов России и МВД, в РФ ежегодно находятся от 8 млн до 11 млн иностранных граждан; в 2020-м их число сократилось до 5,5 млн человек, но в этом году постепенно восстанавливается. «Возвращаются, но мало, поскольку границы открыты только с Таджикистаном и Узбекистаном, откуда летают всего по два самолета в неделю, нет ни поездов, ни автомобильного сообщения. Поэтому перелет подорожал в пять-десять раз, до шестидесяти-ста тысяч рублей, — говорит президент Федерации мигрантов России Вадим Каженов. — С другими странами СНГ транспортной связи нет вовсе».
Рестораторы пока выходят из положения повышением заработной платы в среднем на 15–30%. «Кто-то перераспределяет обязанности между оставшимися поварами, — говорит глава управляющей ресторанами компании Hurma Recruitment Дмитрий Левицкий. — Но так или иначе затраты закладываются в меню, снижается конкурентоспособность заведений». По словам Артема Ломизе, в «Моремании» зарплаты линейных сотрудников повысились с 50–60 тыс. до 80–110 тыс. рублей. «И все равно неохотно идут работать российские граждане, поэтому нам так нужны мигранты, которым тоже уже придется платить больше, — говорит Артем Ломизе. — У нас в структуре затрат фонд оплаты труда занимает до пятидесяти процентов. При повышении его на двадцать процентов рентабельность близится к нулю. В прошлом году она в ресторанном бизнесе была и вовсе отрицательной, в этом — несколько процентов». Тем не менее, по его словам, некоторые рестораторы готовы платить за оформление каждого мигранта по 40–60 тыс. рублей. «Мы тоже повышаем зарплаты, поскольку ощутили нехватку трети персонала, — говорит владелец ресторанов “Уголек”, Pinch, Uilliam’s, “Северяне” Илья Тютенков. — Это особенно большая проблема при открытии новых ресторанов. С другой стороны, у нас появилось новое видение рынка: лучше стали относиться к персоналу, адаптироваться к их завышенным требованиям».
Те же проблемы испытывает и смежный с ресторанным бизнес отельеров, у которых в прошлом году, например в курортных городах, число вакансий выросло на триста процентов и более. Как следствие, снижается качество услуг. «Прошлый сезон был катастрофическим, сейчас тоже остро стоит проблема кадров, от двадцати до восьмидесяти процентов персонала не хватает в некоторых отелях, — говорит генеральный директор национального туроператора “РВБ Алеан” Илья Умарский. — Причина та же: затрудненный въезд иностранцев и снижение мобильности россиян. В итоге приходится брать абы кого с улицы и срочно обучать. А даже чтобы убирать номер, нужна особая квалификация, не все справляются». По его словам, отельеры тоже повышали зарплаты в прошлом и в этом году на 20–30%, но качество услуг только снизилось из-за новичков. Впрочем, в отличие от рестораторов повышать зарплаты они могли себе позволить, поскольку рентабельность в сезон достигала 40–50% из-за наплыва россиян на внутренние курорты из-за закрытия границ.
Больше всего в августе требовались продавцы и рабочие
Картошку некому собрать
Дефицит рабочих рук поставил под угрозу урожай овощей борщевого набора, фруктов и, главное, ягод, к сбору которых привлекают больше всего сезонных рабочих. В прошлом году директор Национального плодоовощного союза Михаил Глушков оценивал дефицит рабочих на полях в сто тысяч человек (хотя 70% из них регионы смогли найти среди россиян). «Трудодень сезонников стоил полторы тысячи рублей в прошлом году, в этом уже пять тысяч, и треть рабочих компании не могут найти, — говорит Михаил Глушков. — Из-за этого себестоимость продукции, для выращивания и сбора которой используется больше всего ручного труда, выросла на пять-десять процентов». Это означает, что урожай будут собирать дольше и его качество может снизиться, а с ним и общая доходность. А значит, аграрии могут сократить посевы в будущем, что нарушит овощной баланс.
В компаниях, входящих в Ягодный союз, в прошлом и в этом году сокрушались из-за потери чуть ли не трети садовой земляники, которую не успевали собрать в некоторых хозяйствах из-за нехватки рабочих рук. «Мы испытывали острый дефицит сборщиков ягод. В итоге при падении эффективности расходы на сезонных рабочих увеличились почти вдвое, — поясняет директор ягодного сада “Рассвет” Владимир Федотов. — В пиковые периоды, когда уходовые работы пересекаются со сбором спаржи и сразу нескольких видов ягод на площади около 150 гектаров, предприятие испытывает потребность примерно в 250 рабочих ежедневно — это плюс 150 процентов к основному персоналу». По его словам, привлечение сотрудников из числа местных жителей неэффективно ввиду их немногочисленности (город Сергач Нижегородской области) и занятости на основном предприятии города. «Повышающие коэффициенты в минувшее жаркое лето превышали основной тариф в три раза (в теплицах стояла жара под пятьдесят градусов), но даже это мало помогает удержать персонал», — говорит Владимир Федотов.
Меньше всего зависят от труда мигрантов компании южных регионов, где население привычно к полевым работам. «Политика работы с местным персоналом выбрана в том числе из-за дополнительных расходов, которые ложатся на компанию: трансфер иностранца, оформление, проживание, организация питания, бытовых условий и безопасности внутри коллектива и за периметром предприятия, — говорит руководитель дивизиона “Сады” группы компаний “АФГ Националь” Олег Рьянов. — Мы стараемся ежегодно нанимать одни и те же бригады, поскольку специфика сбора яблок требует определенной последовательности действий, от качества которых напрямую зависит качество продукта». В винодельческо-туристическом кластере «Абрау-Дюрсо» тоже трудятся россияне, сезонный дефицит, на уровне пяти процентов, не ощущается. «Но из-за карантинных мер и снижения внутренней трудовой миграции, а также конкуренции среди работодателей рабочие вакансии стали более востребованы, чем два года назад, — говорит директор по организационному развитию и управлению персоналом ГК “Абрау-Дюрсо” Дмитрий Коржнев. — Потенциальные работники, традиционно приезжающие в Абрау-Дюрсо на сезон, предпочитали не рисковать и оставались дома».
Конкуренция на рынке труда для работников снижается
Темпы строительства ускорили самолетами
Наибольший масштаб бедствия наблюдается в строительстве, где очень широко используется труд мигрантов. После остановки строек в прошлом году оттуда безвозвратно ушли на другую работу и российские рабочие. В июле Минстрой оценивал общую потребность в трудовых ресурсах для строительной отрасли в два миллиона человек. Отрасли помогло правительство РФ, запустив в январе механизм доставки мигрантов чартерными рейсами. С тех пор привезено уже около 20 тыс. мигрантов из Узбекистана, Киргизии, Казахстана, Азербайджана, Сербии, Хорватии, Боснии и Герцеговины, с правительствами которых Минстрой подписал соглашения о наборе кадров и снятии транспортных ограничений именно для строителей. Крайняя необходимость в этом объяснялась тем, что темпы строительства начали заметно снижаться.
Из-за закрытия границ работодателям пришлось переключиться с мигрантов на россиян, что привело к росту фонда оплаты труда; по данным Национального объединения строителей, в среднем на 20–30%. «Себестоимость строительства повысилась за последний год на 15 процентов, в том числе из-за роста зарплат», — говорит генеральный директор строительной компании Keyfor Евгений Шевкун. Владелец группы компаний Crocus Group Араз Агаларов отмечает, что с 2019 года зарплаты пришлось повысить на 30–40%, а себестоимость строительства выросла в целом на 15–20% (но не только из-за удорожания труда). В числе специальностей, по которым респонденты отмечают наибольший отток иностранной рабочей силы, — разнорабочий, штукатур, каменщик, бетонщик и проч., дорожные рабочие. По данным агентства Superjob, в строительстве число вакансий выросло на 176% (август 2021-го к августу прошлого года), при том что число соискателей сократилось на шесть процентов. «Для себя мы нашли выход: работаем с проверенными подрядчиками, у которых есть собственные трудовые ресурсы, — говорит президент ГК “Основа” Александр Ручьев. — Мы договаривались с подрядчиками и мотивировали их сохранить на время пандемии и вынужденного простоя коллективы, что позволило нам уже на следующий день после снятия ковидных ограничений вывести восемьдесят процентов людей на наши стройки, а в течение недели довести объем рабочих на своих стройках до ста процентов». Однако и он признается, что пришлось повысить зарплаты: по всем строительным площадкам «Основы» средний уровень затрат на рабочую силу вырос на 10–15% за последние несколько месяцев. «Набирает обороты тенденция, когда подрядные организации переманивают друг у друга рабочих, — говорит директор по строительству ГК “Гранель” Андрей Зимонов. — Из-за дефицита рабочей силы услуги подрядных организаций подорожали в общей сложности на 20–25 процентов с конца прошлого года».
Строителям помогло снятие Россией еще в прошлом году запрета на въезд из стран ЕАЭС. Но проблема общая для всех: платить за чартерные рейсы для мигрантов строителям приходится от 60 тыс. рублей и выше за человека, что могут позволить себе только крупные застройщики. Тем не менее, по данным Минстроя, с января по август на стройплощадки России удалось завезти около 15 тыс. мигрантов.
Доставка и такси оттянули у других кадры
Зарплаты приходится повышать во многих отраслях еще и потому, что наряду с оттоком мигрантов на потребительских рынках произошли структурные изменения: режим самоизоляции и удаленной работы стал драйвером развития сервисов доставки, оборот которых за год вырос более чем втрое, а также всячески поддерживаемых столичными властями сервисов такси, которые перевезли в прошлом году вдвое больше пассажиров, чем в 2020-м. В эти сектора перетекли как оставшиеся мигранты, так и российские работники со строек, из логистических b2b-компаний, тех же ресторанов и отчасти ритейла.
В Superjob отмечают, что наибольший рост количества вакансий за год показали сервисы доставки: число вакансий для курьеров выросло в четыре раза, а среднее зарплатное предложение — вдвое. Например, в Delivery Club ранее заявляли, что до пандемии обрабатывали два миллиона заказов в месяц, в прошлом году — до пяти миллионов, в этом — около семи миллионов. В «Яндекс Go» летом говорили, что число активных курьеров на линии в три с половиной раза превышает показатель 2019 года. «В сервисы доставки и такси ушли водители грузовиков, линейные сотрудники магазинов, — говорит председатель правления Ассоциации экспертов рынка ритейла Андрей Карпов. — Зарплаты там выросли». Хотя в ритейле тоже используют немало труда мигрантов, в целом он не оказался в числе сильно пострадавших отраслей по двум причинам: крупные торговые сети сами развивали сервисы доставки и перераспределили «заскучавших» продавцов в курьеры.
В крупной (промышленной) логистике отток кадров в сторону потребительской доставки также привел к необходимости повышения зарплат, а вместе с ними на треть выросли не менявшиеся уже пять лет тарифы на перевозку и хранение продукции. Директор по персоналу и коммуникациям транспортной компании FM Logistic в России Мария Шиповалова отмечает миграцию рабочей силы на рынок e-commerce. «Эта тенденция, а также демографический спад в нашей стране стали причинами нехватки сотрудников: приток нового персонала в целом сократился, многие уходят, в том числе со складов, работать курьерами», — говорит Мария Шиповалова.
Логисты оценивают дефицит примерно в 30% работников в среднем по рынку, зарплаты разные компании поднимали в течение года на 15–30%. Впрочем, некоторым помогли трудности в смежных отраслях. «В начале прошлого года наша компания запускала новую складскую площадку в Московской области и набирала руководящий персонал и рабочих склада, — рассказывает национальный директор по персоналу Kuehne + Nagel в России и странах СНГ Вероника Зуева. — Мы столкнулись с большим потоком кандидатов, которые ранее работали в аэропортах и компаниях, обслуживающих аэропорты — пассажиропоток там фактически прекратился ввиду антиковидных ограничений».
Сервисы доставки требовали больше курьеров из-за роста оборота в период пандемии
Ставка на собственные кадры
Трудности с привлечением работников и увеличение издержек на зарплаты подвигает многие компании пересматривать как технологические процессы, так и управленческие. «В ритейле новые технологии, например автоматизация складов, анализ больших данных для оптимизации персонала, вплоть до магазинов беcкассового обслуживания, которые уже тестирует X5 Group, служат некой подушкой безопасности», — говорит Андрей Карпов. В «Утконосе» сообщили, что для улучшения ситуации с подбором кадров они начали выходить в новые регионы. Ресторатор Сергей Миронов предлагает взяться за решение кадрового вопроса совместно с муниципалитетами: «Мы вскоре сформулируем и представим такой проект мэрии Москвы. Город по заявкам компаний может сам организовывать заезд мигрантов, упрощать их регистрацию, расселять по низким ценам в общежитиях. При этом иностранцы сами оплатят переезд, но из-за увеличения потока пассажиров он будет стоить десять-двадцать тысяч рублей, а не сто тысяч, и у мигранта будет гарантия, что все получится с работой», — говорит Сергей Миронов.
В Картофельном союзе учли кадровый провал прошлого года и договорились в августе с правительством об организованной доставке мигрантов. «На межправительственном уровне теперь есть договоренность с Узбекистаном и Таджикистаном о том, что они выступают гарантами при ввозе мигрантов, формируют группы, — говорит эксперт Картофельного союза Светлана Сонина. — Наши компании делают заявки на число мигрантов, специальности, оплачивают перелет по договору с авиакомпаниями, обеспечивают проживание мигрантов». Доставка авиарейсом одного рабочего пока обходится им в 40–50 тыс. рублей.
Чтобы не зависеть от труда мигрантов и дефицита молодых специалистов на производстве, многие крупные и средние компании начали больше внимания уделять собственной «ковке» кадров. Например, группа «Продо» сотрудничает с высшими и средними специальными учебными заведениям. «Мы, например, работаем с Тимирязевской академией и Волоколамским аграрным техникумом “Холмогорка”, — говорит начальник управления по работе с персоналом Клинского мясокомбината группы “Продо” Елена Цветкова. — Мы регулярно выезжаем с ярмарками вакансий, принимаем студентов на практику с последующим трудоустройством. Мы также направляем туда наших действующих сотрудников для повышения квалификации, получения профессионального образования, чтобы они могли развиваться и двигаться вверх по карьерной лестнице».
В компании «Абрау-Дюрсо» с недавних пор существует программа привлечения и удержания молодежи на селе и ее трудоустройства на свои предприятия с гарантией рабочего места и достойной заработной платой. «Выпускники местных школ направляются на обучение по специальностям, в которых мы испытываем регулярную потребность: в области виноградарства и виноделия, сфере гостеприимства и других смежных направлениях, — говорит Дмитрий Коржнев. — Студенты, поступившие учиться по этой программе в предыдущие годы, уже помогают во время практики на сезонных работах».
Логисты и стройкомпании тоже теперь делают ставку на самостоятельную подготовку кадров. «С тех пор как Россия возобновила авиасообщение с рядом стран, ситуация с дефицитом кадров, конечно, существенно улучшилась, — говорит коммерческий директор ГК “Страна девелопмент” Александр Гуторов. — Но мы все равно стали самостоятельно решать проблему нехватки строителей посредством обучения персонала. Весной мы открыли школу каменщиков. Так можно влиять на себестоимость строительства и, соответственно, сдерживать рост цен на квадратные метры для конечного потребителя».
Пожалуй, дальше всех пошли некоторые крупные агрохолдинги, такие как «Агропромкомплектация». После закрытия границ компания ощутила резкий кадровый голод и всерьез задумалась об изменении кадровой политики. На производственных предприятиях группы компаний была увеличена заработная плата (рост до 20% по ряду специальностей). Но главное, «Агропромкомплектация» всерьез занялась программами переселения соотечественников. «Сейчас люди едут с Украины, из Киргизии, из Казахстана. Это уже будут не временные работники, а постоянные, вовлеченные в нашу команду, заинтересованные и в нашей эффективности, и в своем развитии», — пояснили в пресс-службе «Агропромкомплектации». Речь идет уже о сотнях человек. «Чтобы мотивировать людей на переезд в незнакомое место, проводится большая работа, строятся не только благоустроенные семейные общежития, но и сразу собственные коттеджные поселки с развитой инфраструктурой», — говорят в «Агропромкомплектации». В такие государственные программы по строительству ГК вошла в Тверской и Курской областях.
Безусловно, все в один голос говорят о необходимости усиления образования по рабочим специальностям. «Главная причина нехватки рабочих рук в России заключается в том, что профессиональное образование находится в тяжелом состоянии, — говорит Евгений Шевкун из строительной компании Keyfor. — Квалифицированных маляров, электриков, сантехников становится всё меньше, поэтому те, кто выпускается и получает соответствующие профессиональные дипломы, достаточно быстро и легко находят работу». В сентябре правительство обновило не менявшийся шесть лет перечень специальностей среднего профессионального образования, необходимых для модернизации и технологического развития экономики страны. Помимо прежних наиболее востребованных профессий (сварщики, крановщики, слесари и проч.) в перечень добавлено еще 55 специальностей и 35 профессий, в том числе в области робототехники, логистики, медицины, сельского хозяйства, строительства, туризма, социальной сферы и сферы обслуживания. Обучающиеся по этим специальностям могут претендовать на премии правительства и отдельную стипендию.
Планируют власти и либерализацию миграционного законодательства. В июле МВД опубликовало для общественного обсуждения законопроект «Об условиях въезда (выезда) и пребывания (проживания) в РФ иностранных граждан и лиц без гражданства». Основная его суть — упрощение алгоритма миграционного учета и повышение прозрачности рынка труда. Мигрантам предлагается выдавать «единый документ» — ID-карту с электронным носителем. Прежде мигрант должен предоставить справки о здоровье, полис ДМС и создать личный кабинет на сайте госуслуг. «Это будет большой прорыв, поскольку получить карту можно будет быстро и сразу на десять лет, если он работающий мигрант, и после этого продлевать миграционный учет человек сможет сам в уведомительном порядке, — говорит Вадим Каженов. — Сейчас многие сделать сами этого не могут, поэтому вокруг них крутятся посредники и мошенники, предлагающие липовые регистрации. Все эти проблемы можно снять. Мы уже провели опрос мигрантов, все готовы выйти из тени при такой упрощенной системе учета». Андрей Зимонов из компании «Гранель» уверен, что новый закон об условиях въезда и пребывания в России зарубежных граждан поможет улучшить ситуацию с привлечением иностранных рабочих. «Планируется уйти от разрешения на временное проживание, а также упростить миграционный режим, — говорит эксперт. — Перестанут действовать квотирование и выдача разрешений на привлечение иностранных работников. Документ предусматривает создание электронного реестра — базы для поисков мигрантов той или иной специальности». Реестр как раз и позволит повысить прозрачность рынка иностранного труда, поскольку обяжет заключать трудовые соглашения. «Нынешняя проблема с дефицитом кадров отчасти результат жадности нашего капитала, который хочет экономить на налогах и взносах, — возмущен вице-президент Конфедерации труда России Олег Шеин. — Поэтому мы предлагали решить вопрос кардинально: не просто штрафовать компании за теневые зарплаты, а лишать доступа к госзаказу. Но правительство на это не пошло. Что говорить, если даже в столичном ГБУ “Жилищник” почти половина работающих — мигранты, и почти все на серых схемах».
Рынок иностранной рабочей силы постепенно восстанавливается после пандемии
Крупнейшие страны — поставщики трудовых мигрантов в 2019 г.
В подготовке материала принимал участие Алексей Щукин
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl