Как айтишник в розовых очках придумал инклюзивный мультсериал

Русский репортерРепортаж

Инвалидная коляска вышибает дверь

Как айтишник в розовых очках придумал инклюзивный мультсериал

Анна Рыжкова

Кадры из пилотной серии мультфильма «Волк наоборот»

Анимационная компания Diversity Studio снимает инклюзивный мультсериал «Волк наоборот» и этой зимой представила проект в Женеве на конференции ООН. В мультике Козленок передвигается на инвалидной коляске, но с особенностями тут все. Волк-веган просит прощения у поросят-флегматиков, которых когда-то съел, бабушка Красной Шапочки не может смириться с тем, что давно уже не рокерша — «нормальных» нет. Проект придумал и продвигает предприниматель, айтишник Евгений Поташник, который еще два года назад не имел никакого отношения ни к анимации, ни к инклюзии. Он рассказал «РР», как снять мультик «о принятии» без занудных наставлений.

«Где взрослые с синдромом Дауна?»

Как получилось, что из айти-бизнеса вы пришли в анимацию и сразу взялись за социальный сюжет?

Моя айти-компания делает большие сложные сайты, приложения и работала с крупными заказчиками. Но у меня давно было желание сделать что-то творческое — мультик, например, просто по приколу. Я долго выбирал концепцию для проекта масштабного, интересного и денежного, но ничего не складывалось. А потом у меня родился племянник с синдромом Дауна.

И вы решили ему помочь?

Сначала я думал, что такого ребенка в семье быть не должно. Все советовали сестре: «Подумай хорошо. У тебя двое детей, зачем тебе третий с проблемами?» Она должна была поехать в Израиль на обследование, но я, конечно, полагал, что там она сделает аборт. Сестра, к счастью, приняла другое решение. Родился племянник, и я хорошо запомнил свои чувства. У моего племянника внешние признаки синдрома были почти незаметны, и каждый раз возникала мысль: «А вдруг нет». Потом я обратил внимание, что племянники растут и не видят никакой разницы между собой и своим младшим братом. Им все равно, есть у него синдром или нет. Я стал помогать сестре и переступать через свои страхи. Постепенно я понял, что люблю мальчика точно так же, как других племянников и своих детей. Он немного отличается, но это больше никакая не проблема. То есть я прошел путь от мыслей «Нам не нужен в семье такой ребенок» до абсолютного счастья оттого, что этот ребенок с нами. Потом я задался вопросом: у нас в стране эти дети на виду — вот моя сестра с сыном, вот сообщество таких же мам вокруг нее, благотворительные фонды — но где же взрослые люди с синдромом Дауна? Почему в Израиле и Испании я таких людей встречал часто, а в России встретишь раз в год, и то скорее подростка? В большой России! Я читал, что в израильской армии есть подразделение, где служат люди с синдромом Дауна, — им выделили посильные и понятные задачи. Я подумал: а что будет с моим племянником? Как он найдет работу? Захотелось сделать что-то, чтобы ему дальше жилось легче.

С чего вы начали?

Я пошел в магазин и купил себе книгу «Продюсирование анимационных сериалов», потому что вообще ничего об этом не знал. В книге нашел только теорию, дочитал до середины и забросил. Начал искать людей с рынка и часто видел, как в середине беседы у человека начинали деньги в глазах светиться. А мне нужен был кто-то, кто разделит идею. Потом познакомился с режиссером Ириной Эльшанской, которая работала раньше на «Союзмультфильме» и, как оказалось, мечтала свои навыки применить в социальном проекте. Мы с Ириной ударили по рукам и решили вместе сделать сериал про принятие. На «Союзмультфильме» арендовали пространство для аниматоров и взялись за пилотную серию. Задача была сделать пилот максимально качественно, чтобы прийти к инвесторам с результатом, а не с проектом на словах. 23 серии будут готовы в начале будущего года. А пока инвестором для пилота стал я сам.

Евгений Поташник, основатель Diversity Studio

Нормально, что нет нормальных

В мультфильме «о принятии» сложно не скатиться в морализаторство или в жалостливый тон. Как вы решали для себя эту задачу?

Да, на анимационном рынке все проекты, которые касаются этой сложной темы, выбирают пока только два пути. Первый: мы сейчас всех научим, как общаться с ребенком с ограниченными возможностями. Второй путь: расскажем сказку, как в советском «Цветике-семицветике». Хоп — и последним лепесточком возьмем и всех вылечим. А в жизни вылечить нельзя! Наш герой — козленок с особенностями, у него нарушена моторика, дикция, и он не может ходить. Он говорит на жестовом языке, и его понимает только семья. Но мы Козленка не выделяем, он один из. Потому что, куда ни посмотри — в реальной жизни нормальных нет. И более того, это нормально, что нет нормальных! Мы повторили общество в нашей сказке. Никто не трясет Козленка на руках, сегодня у него конфликтная ситуация с волком, завтра — с поросятами… Волк тоже с особенностями. Он был хищником, а теперь веган. И он приходит к козлятам, чтобы сказать: «Ребята, я вас когда-то съел, но теперь сожалею об этом. Я же имею право на ошибку?» Бабуля из «Красной Шапочки» — это секс, наркотики и рок-н-ролл, а три поросенка — флегматики. Мы показываем разные ситуации, когда герои должны посмотреть друг на друга и что-то почувствовать. Козленок с инвалидностью, но это не значит, что ему во всем нужно срочно помогать: может, он хочет проявить самостоятельность и подтвердить свою силу?! И это тоже нужно почувствовать.

Но пока в реальном мире не все так эмпатичны. Вы покажете, что есть и откровенная жестокость, буллинг?

Мы будем говорить на острые темы, которые обычно все обходят. Дообходились до того, что есть люди, которые боятся инвалидов. Когда мы представляли наш мультик в Женеве на конференции ООН, специалисты по этой теме из разных стран рассказывали, как они создают рабочие места для людей с инвалидностью, помогают им зарабатывать деньги, но рядом люди продолжают бояться случайно заразиться синдромом Дауна. Создав рабочие места, они также столкнулись с тем, что пространство не готово: в случае пожарной тревоги все будут спускаться по лестницам, а человек на инвалидной коляске ничего не сможет сделать, потому что лифты будут отключены. По-прежнему есть колоссальный непробиваемый уровень неграмотности и неприятия со стороны обычных прохожих, соседей по дому. В нашем мультике жесть будет, но где-то рядышком. Мы показываем, что проблемы — это не трагедия, а приключения.

Ваш проект коммерческий? Вы в связи с этим чувствуете ограничения?

Да, и я считаю, что это единственный правильный подход — пускай сериал будет сам себя обеспечивать. Но нам это нужно как раз для того, чтобы оставаться независимыми и выбирать интонации. К тому же часть средств от нашей прибыли мы будем отдавать на благотворительность. Есть фонды, которые безвозмездно поддерживают семьи, воспитывающие детей с инвалидностью, — проводят развивающие занятия, тренировки в бассейне, оказывают психологическую помощь родителям. Я понял, что хотел бы вернуть этим фондам часть денег. Неважно, одному конкретному или каждый месяц разным — важно этих принципов не лишиться в процессе.

Боитесь не сдержать слова?

У меня были опасения встретить инвестора, который сделает нам очень выгодное предложение в обмен на все права. Опасение оказаться перед выбором: либо проект живет, но мы полностью играем по чужим правилам, либо проект умирает. Но мы сейчас проговариваем это наше требование, когда ведем переговоры с инвесторами.

Тяжело продвигать инклюзивный контент?

Поскольку я пришел не из индустрии анимации, у меня еще не было никакого негативного опыта. Я надел розовые очки, и мне в них очень нравится. Понимаю, что тема сложная, — когда-то она не срабатывала вообще, но сейчас может сработать. Когда-то в России публичные люди прятали своих детей с особенностями, а сейчас открыто о них говорят и создают благотворительные фонды. Начиная год назад проект, я даже представить не мог, что к нам подключатся Чулпан Хаматова, Константин Хабенский, Антон Камолов, а саундтрек запишет Uma2rman. Чтобы вы понимали степень нашей паранойи, для английской озвучки мы выбрали актеров Эштона Катчера и Уилла Смита. Пока что продюсер Катчера нас слил, но мы до него достучались!

Ребенок на коляске — тоже из банды

У вас не было страха, что к вашему проекту отнесутся как к попытке заработать на модной теме? Инклюзивность сейчас у всех на слуху — значит, выстрелит.

Да, за инклюзивные проекты сейчас берутся все кому не лень. Честно скажу, я и сам задавал себе вопрос: действительно ли этот проект мне так важен и интересен, как я всем рассказываю? Но я убедился в том, что не лукавлю и что проект очень близок мне эмоционально. Когда была готова пилотная серия, мы сняли небольшой кинозал и показали ее всем близким. К нам пришло больше 100 человек, хотя мы рассчитывали человек на 15, и были родители детей с инвалидностью, которые спрашивали, когда продолжение. Я слышу, что наш сериал хотят смотреть и дальше, и мне становятся безразличны любые обвинения в хайпе. Помню, как показывал фрагменты нашего пилота коллеге, отвлекся ненадолго, возвращаюсь к экрану — а она сидит и плачет. Для меня важно, что получается не только рассказать историю, но еще и чувства затронуть.

А ребенок, который посмотрит мультик, тоже будет плакать? Продолжит ли он после этого смотреть?

Даже если и будет, слезы — это не всегда горе. Это может быть что-то личное, что у него внутри зазвенело. Слезы могут быть оттого, что тебя поняли и приняли твою боль.

А если сериал смотрит ребенок-хулиган, который, наоборот, склонен в конфликтных ситуациях причинять боль? Он почувствует, что его тоже приняли?

Мы работаем с детским психологом, которая занимается реабилитацией детей с особенностями. Цвета, характеры, взаимоотношения героев — все проходит через ее фильтр. Мы делим сценарий на несколько слоев: слой, который будет понятен взрослому, слой для ребенка пяти-восьми лет — в этом возрасте дети обычно начинают задавать вопросы о других. И наша задача — спровоцировать у ребенка вопросы, с которым он придет к родителям — неважно, как он привык вести себя в детском коллективе. И потом, когда ребенок хулиганит, чаще всего он таким способом сообщает о недостатке внимания. Мы покажем в мультике, какими способами дети привлекают внимание к себе — эту модель поведения увидят и родители.

Ваши отношения с сестрой как-то изменились, когда вы стали работать над инклюзивным мультиком?

Сейчас сестра вовлечена в проект, знакомит нас с людьми из сообщества и очень радуется, что такой мультик будет. Но я помню день, когда мы завершили первую версию сценария, и я показал ее сестре. Думал, она сейчас меня похвалит и я на этих крыльях полечу… Сестра ответила: «Да это какая-то ерунда». Думаю, она имела в виду то, что я зря трачу время на анимацию, а не на основную работу. Я очень сильно расстроился, но потом мы поговорили с режиссером и решили двигаться дальше — от «ерунды» к сериалу, о котором мы стали мечтать, и к некой «идеальной» модели поведения наших героев. Я часто вспоминаю такую картину из детства: звенит звонок на перемену, и все бегут на обед, выламывая дверь в столовую. В моем понимании наш персонаж должен мчаться в столовую одним из первых, остальные должны подбрасывать его на ступеньки и бежать дальше, на автомате — просто потому, что они бегут вместе. И коляской должны вышибать дверь, потому что у них одна цель — пообедать быстрее, и потому что ребенок на коляске тоже из их банды.

Фотографии: Diversity Studio (2), из личного архива Евгения Поташника;

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

7 самых ярких звезд искусственного интеллекта 7 самых ярких звезд искусственного интеллекта

Вещи вокруг нас стремительно умнеют, набираясь искусственного интеллекта

Русский репортер
Слишком старая. За что осуждают Мадонну Слишком старая. За что осуждают Мадонну

Отрывок из книги «Слишком толстая, слишком пошлая, слишком громкая»

СНОБ
«Мальчик-гей» среди афганских беженцев «Мальчик-гей» среди афганских беженцев

Как и зачем Турция выпихивает людей в Евросоюз

Русский репортер
Грациозные гиганты – жирафы. Как защитить символ Африки? Грациозные гиганты – жирафы. Как защитить символ Африки?

Грациозных гигантов все сильнее притесняют в Африке

National Geographic
Элизабет из Верхотурья: в поисках страшной красоты Элизабет из Верхотурья: в поисках страшной красоты

Как выглядит уральская глубинка глазами сильных женщин

Русский репортер
Юнона и авоськи Юнона и авоськи

Корзины и авоськи, с которыми теперь ходят не только в продуктовый

Vogue
Не основной инстинкт Не основной инстинкт

У нынешних молодых падает интерес к сексу

Огонёк
Нет начёсу! 9 неудачных причесок, из-за которых мы выглядим старше своих лет Нет начёсу! 9 неудачных причесок, из-за которых мы выглядим старше своих лет

Неудачная прическа может нас "состарить" на 10 и даже больше лет

Cosmopolitan
Кризис, предопределенный жадностью и близорукостью Кризис, предопределенный жадностью и близорукостью

Адам Туз — о причинах и последствиях кризиса 2008 года для мира в целом

Эксперт
Счастье любит тишину Счастье любит тишину

Беседа с Эмили Блант, исполнительницей главной роли в триллере «Тихое место – 2»

Grazia
Где Авель, брат твой? Где Авель, брат твой?

Мы в России чувствуем огромную опасность ревизии истории Второй мировой войны

Эксперт
Как изучают литературу в США и Великобритании Как изучают литературу в США и Великобритании

Эксперты онлайн-школы Skysmart о том, что и как читают школьники за рубежом

Psychologies
7 способов вытащить застрявший автомобиль 7 способов вытащить застрявший автомобиль

Автомобиль увяз в грязи, или в снегу, или в коктейле из того и другого?

Maxim
Как грамотно обновить гардероб мужчине, чтобы выглядеть стильно: 6 базовых правил Как грамотно обновить гардероб мужчине, чтобы выглядеть стильно: 6 базовых правил

Давно пора перетряхнуть свой шкаф!

Playboy
7 документальных фильмов о моде, которые можно посмотреть онлайн 7 документальных фильмов о моде, которые можно посмотреть онлайн

От кроссовок Джеффа Голдблюма до фабрик в Бангладеш

GQ
Диснейленд районного масштаба Диснейленд районного масштаба

«Остров мечты» — проблема в самом парке или в завышенных ожиданиях?

Эксперт
В гармонии с собой — в сотворчестве со Вселенной В гармонии с собой — в сотворчестве со Вселенной

Волшебные практики, которые помогают сохранять радость и равновесие

Yoga Journal
Филлеры могут привести к пневмонии и бронхиту? Врач о рисках «уколов красоты» Филлеры могут привести к пневмонии и бронхиту? Врач о рисках «уколов красоты»

Если ты думаешь, что знаешь о филлерах все, то ты ошибаешься

Cosmopolitan
Дунайские байки Дунайские байки

Чем так хорош венский технический музей

Мото
Горчичник на грудь Горчичник на грудь

Как в СССР лечили простуду и кашель

N+1
Влюбленность похожа на наркотическую зависимость Влюбленность похожа на наркотическую зависимость

И Сююмбике Давлет-Кильдеева не смогла ей противостоять

GQ
Каково это — быть отцом в декрете. Истории русских мужчин, которые выбрали уход за детьми вместо работы Каково это — быть отцом в декрете. Истории русских мужчин, которые выбрали уход за детьми вместо работы

Истории героев, которые ломают привычные гендерные социальные роли

Esquire
Как носить украшения, чтобы не выглядеть дамой из прошлого, — звездные секреты Как носить украшения, чтобы не выглядеть дамой из прошлого, — звездные секреты

Какие приемы подсмотреть у звезд, чтобы сделать свой образ эффектным

Cosmopolitan
Знай наших Знай наших

Героинями этого материала стали деловые женщины из самых разных областей

Grazia
Конституционно-правовая катастрофа: что не так с обнулением президентских сроков Конституционно-правовая катастрофа: что не так с обнулением президентских сроков

Обнуление президентских сроков означает, что сфера права сжимается

Forbes
Урна для очень умного города Урна для очень умного города

Компания «Бинолоджи» выводит на рынок умный мусорный контейнер SmartCity Bin

Эксперт

Как изменились актеры “6 кадров” и что сейчас происходит в их жизни

Cosmopolitan
«Он был разрушителем». Каким запомнится Эдуард Лимонов «Он был разрушителем». Каким запомнится Эдуард Лимонов

Каким Эдуард Лимонов был при жизни и чему нас всех учил

Forbes
После Бонда После Бонда

Аукционы для поклонников бондианы и другие новости искусства

Robb Report
Привет из прошлого: с какими бывшими друзьями не стоит общаться Привет из прошлого: с какими бывшими друзьями не стоит общаться

Порой лучше отказаться от помощи, чем возобновить общение с людьми из прошлого

Cosmopolitan
Открыть в приложении