Лет ми спик фром май харт!
Да, Екатерина Смольникова — сооснователь благотворительной инициативы Play and Help, жена защитника «Зенита» и коллекционер современного русского искусства. Но только когда мы узнали, что Катя выросла под сенью «Родины-матери» на волжских берегах, а первым лотом в ее собрании стал «Медведь» Майофиса, у нас все сложилось. Директор отдела моды Ксения Гощицкая отправилась выяснить, как вышло, что коллекция Смольниковых уже не помещается в квадраты жилой площади, а узнала про духовные поиски и бабушку Нину Сергеевну.
Я честно скажу, у меня есть стереотип, что «жена футболиста» и «коллекция современного русского искусства» — понятия из параллельных вселенных. Как вышло, что в твоем случае эти параллели пересеклись?
Между прочим, это хороший пример того, что не стоит верить стереотипам. Расширяйся! (Смеется.) Я увлеклась современным искусством из-за своего неуемного любопытства. Мне было жизненно необходимо разобраться в предмете совсем на другом уровне, чем банальное «нравится — не нравится». Все началось с нашего благотворительного аукциона Play and Help, для которого галерист Марина Гисич предоставила работу Григория Майофиса. Ее неожиданно купил мой муж Игорь — он и Олег Шатов всегда поддерживают наши проекты.
Я думаю, стоит напомнить, что вы с Викторией Шатовой были номинированы на премию «топ 50. Самые знаменитые люди Петербурга» нашего журнала именно за создание благотворительной инициативы Рlay and Help.
Да, мы с Викой знакомы очень давно! Сначала мы перечисляли средства детям, нуждающимся в дорогостоящем лечении, частным образом, но поняли, что можем объединить семьи, подключить друзей — спортсменов, артистов и всех неравнодушных — и запустили Play and Help. Вика придумала «играй», я — «помогай» и концепт: неважно, во что играет человек — в футбол или хоккей, на скрипке или на сцене, главное — играть и помогать. И нам помогают Евгений Миронов, Ксения Раппопорт, Данила Козловский, Федор Бондарчук, Лиза Боярская, Алиса Фрейндлих, Александр Петров. Мы уже собрали порядка сорока пяти миллионов для детей из разных фондов и открыли реабилитационный центр «Без границ» в Волгограде, в моих родных местах.
Вернемся же к твоей коллекции!
Итак, я долго приглядывалась к работе Майофиса: петербургский художник,
академическое образование, техники печати фотографий, провокационные темы — и поняла, что хочу идти глубже. Стала общаться с Мариной Гисич — она невероятный рассказчик, знаток предмета и умеет увлечь каждым именем. Понемногу покупала — и пришла к тому, что мечтаю построить большой дом хотя бы потому, что работы, о которых я мечтаю, физически не поместятся в нашу квартиру. Оформила бы я его по принципу галереи, чтобы каждой работе было отведено максимально выигрышное место.
Строить дом под искусство — признак настоящих коллекционеров. Один американский банкир в 1920-х спроектировал столовую так, чтобы идеально разместить в ней триптих Гейнсборо.
Да, это не плакаты в интерьерных магазинах выбирать! (Смеется.) Я помню и такие времена.
Когда ты поняла, что перешла на новый уровень?
Как только стала выбирать арт-объекты не ради декора, а ради смысла. Мне стало так интересно, что я пошла на годовой курс по истории искусств, потом разогналась и стала читать литературу по теме. Пожалуй, первой осознанной покупкой стал редчайший сет графики «Карнавал» ленинградского некрореалиста Владимира Кустова. Я его увидела и просто залипла — и на исполнении, и на смыслах. Чуть позже у меня появилась еще одна потрясающая серия этого художника — фотопроект, для которого он в течение пятнадцати лет снимал из иллюминаторов облака на мультиэкспозиции. Теперь у нас дома есть работы Губановой — Говоркова, Виталия Пушницкого, а в детской и игровой мы разместили Таню Ахметгалиеву и Александра Морозова.
Дети уже понимают, что это не просто картинки?
Саша и Лука точно стали замечать красоту. Я убеждена, что вкус нужно развивать с рождения — у детей абсолютно все запечатлевается в сознании. Мы в детстве были лишены таких возможностей, пришлось долго наверстывать. И если Игорь переживает, что мальчикам слишком легко все дается, что надо преодолевать и добиваться, то я не думаю, что привычка обедать за красиво сервированным столом или видеть в доме искусство хорошего качества помешает им в жизни. В конце концов, это сформирует некоторые эстетические идеалы и даст мотивацию самим добиться в жизни того же.
Игорь разделяет твое увлечение совриском?
На это Восьмое марта я получила первую самостоятельную арт-покупку мужа! Правда, до этого он четыре часа провисел на телефоне с Мариной. Он принес мне, внимание: деревянные леопардовые трусы! Да, звучит совершенно дико! Но эта работа Дмитрия Цыкалова «Ланжери XVII» стала одной из моих любимых. Не только из-за редкой техники — авангардист использует инкрустацию маркетри, но и благодаря смыслу — чувственные миниатюры на имитирующих нижнее белье объектах из разных пород шпона с занозами и острыми краями выполняют функцию тотемов.