Дрис ван Нотен: «Я не самый простой руководитель: много требую, но столько же готов отдавать»
Неуемной фантазии бельгийца Дриса Ван Нотена хватило, чтобы создать целую вселенную имени самого себя. Пора разобраться в ее тонком устройстве.
Существует два типа гениев: бунтари и тихие творцы. Дрис ван Нотен – где-то посередине. Без громких заявлений этот дизайнер-интеллектуал живет и творит по собственным законам: не одевает звезд на ковровые дорожки, не размещает рекламу в журналах и выпускает четыре коллекции в год (две мужские и две женские), что по сегодняшним меркам довольно скромно. К тому же он нечастый гость на вечеринках и редко дает интервью. Но для русского GQ Style Дрис сделал приятное исключение.
GQ STYLE: Дрис, вокруг вас сложился настоящий культ, многие коллекционируют вашу одежду. Вам это льстит?
ДРИС ВАН НОТЕН: Я рад, что мне удается создавать то, что хотят не только покупать, но и носить не один год. Никогда не ставил перед собой сверхзадачи выпускать по несколько коллекций в год, иначе мода превращается в маркетинг. Для меня одежда – это инструмент коммуникации, который помогает рассказать миру о своей индивидуальности. Никто ведь не меняет свой словарный запас каждый год. Мы используем старые слова и узнаем новые, чтобы сделать нашу речь более изысканной. Так и каждая новая покупка помогает сделать ваше послание миру более интересным и продуманным.
Многих клиентов вы наверняка знаете лично?
Не всех! (Смеется.) Но я всегда открыт для общения. Два года назад мы отмечали выпуск сотой коллекции и по этому случаю издали двухтомник с ретроспективой моих работ. Когда я пришел на автограф-сессию в наш магазин, то был приятно удивлен: многие из посетителей пришли в моей одежде, некоторые предметы были из очень старых коллекций. Было даже несколько молодых людей, которые унаследовали их от своих родителей. И это, пожалуй, лучший комплимент для дизайнера.
Вы всегда славились своим независимым нравом, а два года назад продали часть бизнеса испанскому холдингу Puig. Не тесно вам в рамках корпоративной идеологии?
Скажу честно: я счастлив. Владельцы компании относятся к моему видению бизнеса с должным уважением, что в наше время встречается довольно редко. Стоило нам продать акции, как в модных кулуарах зашептались, что теперь, мол, наши коллекции станут более коммерческими и потеряют свой шарм, а мы будем шить только коммерчески успешные сумки и аксессуары. Но после четырех сезонов стало ясно, что все осталось по-прежнему. Когда я был полностью независим, то с трудом представлял, что случится с моей компанией, если однажды я захочу сказать «стоп». Теперь я совершенно уверен: будущее Dries Van Noten в надежных руках.
Вы создаете и мужскую, и женскую одежду. Существует разница в подходе?
Цель всегда одна – передать настроение или воплотить абстрактную идею. Темой могут стать цветы из моего сада, бытовая зарисовка или, скажем, впечатление от картины любимого художника. Каждый раз начинаю коллекцию с чистого листа, а если не уверен в идее на сто процентов, то смело отказываюсь от нее. К тому же я никогда не повторяюсь и не загоняю себя в какие-либо рамки. Даже на цветы из своего сада каждый раз стараюсь взглянуть по-новому.