Исход из Поднебесной
Отечественный бизнес постепенно переходит от размещения заказов в Китае к собственному производству внутри страны
Обвал мировых цен на нефть, а вместе с ними и курса российского рубля по отношению к иностранным валютам формируют новую волну импортозамещения. Причем отечественные производители все чаще стараются заменить китайские товары, прежде выгодные по цене, своими изделиями. Многих перестала удовлетворять ситуация, когда каждую мелочь приходилось завозить из Китая, хотя цена неуклонно росла, а таможенные процедуры усложнялись. Теперь российский бизнес проявляет интерес к покупке в КНР целых производственных линий — от производства индивидуальных медицинских масок до оборудования для штамповки пластмассовых изделий и т. п. Компании, предоставляющие услуги по размещению российских заказов на китайских заводах, все чаще сталкиваются с тем, что им приходят заявки на покупку сразу всей технологической цепочки «под ключ», чтобы готовое производство перенести в Россию. И если в случае с медицинскими масками и производством антисептиков рост интереса можно объяснить конъюнктурой, то организацию замещающего китайский импорт производства уже можно считать тенденцией.
Напомним, что Китай в настоящее время является крупнейшим поставщиком товаров в нашу страну. По данным Федеральной таможенной службы РФ, в прошлом году объем закупок в КНР превысил 54 млрд долларов — это 22% всего российского импорта в стоимостном выражении. Теперь часть этих средств может быть перераспределена в пользу российских производителей.
Тренд перевернулся
Как рассказала «Эксперту» директор компании VM Partners в Китае (разработчик профессиональных решений в области производства в Азии и международной транспортной логистики) Дарья Мушта, сегодня наблюдается явный вектор на импортозамещение, связанный с локализацией продуктов в РФ. Речь идет о российских клиентах, которые раньше покупали товары в Китае, а сейчас планирует производить их в России. В связи с этим растет спрос на закупку оборудования для организации производства.
«У нас увеличился поток заявок, причем в процентном соотношении гораздо больше заявок именно на сырье и оборудование полного цикла, — говорит Дарья Мушта. — Многие готовы вкладываться в локализацию, даже не зная технологии: порой просто приносят и показывают готовое изделие, которое планируют производить». Как правило, это бизнесмены, у которых уже есть налаженный сбыт. Раньше они продавали на российском рынке товары, произведенные в Китае, а теперь налаживают их производство в России.
«Примеры товаров, относительно которых к нам обращаются, — трубки для газобаллонного оборудования высокого давления, оборудование для изготовления пищевых ванн (раковин), оборудование холодной вытяжки с комплектом штампов, — перечисляет эксперт. — Увеличилось число запросов на штампы и пресс-формы для изготовления изделий различного назначения».
По словам Дарьи Мушты, несмотря на рост курса доллара, клиенты увеличивают заказы. Причем как по количеству (простые станки), так и по качеству (опциональные станки, которые идут с размещенным ранее оборудованием).
В 2014-м «послекризисном» году подобного не было, как не было и всплеска закупок оборудования. «В этом году “отвалилось” много товарных тем, и люди перешли на российских поставщиков товаров, — поясняет Дарья Мушта. — В связи с увеличением заказов оборудования “под ключ” из Китая мы сейчас работаем над созданием инжинирингового блока для оказания полной поддержки поставкам и запуску производства в РФ и отработке технологии изготовления продукта».
К родному берегу
Впрочем, наблюдается рост спроса не только на китайские средства производства для замещения китайской же продукции. Тенденцию ощущают и российские компании.
Челябинское предприятие «Промкаскад» в числе прочего выполняет заказы на изготовление различных деталей из металла методом холодной штамповки. Но при этом может поставить заинтересованным лицам и производственную линию для выполнения этих же операций.
«Сейчас очень интересный тренд, — поделился с “Экспертом” глава компании “Промкаскад” Глеб Белич. — Люди все чаще задумываются либо об организации собственного производства, либо о создании отдельных участков на уже действующих предприятиях». Из-за этого растет спрос на консультационные услуги по организации собственного серийного производства (подготовка кадров, создание технологий, выстраивание кооперационных схем — поставщиков, поставка оборудования). Причем, по словам Глеба Белича, это нарастающий тренд — в течение последнего месяца специалистам компании приходится принимать в среднем по три-пять звонков в день от потенциальных клиентов, чего раньше не наблюдалось.
Как объясняет г-н Белич, сегодня можно выделить две категории заинтересованных заказчиков. Первую составляют предприниматели, которые раньше занимались только продажами — покупая товар в Китае и продавая его в России либо оптом, либо через сеть магазинов. Сейчас они столкнулись с тем, что, с одной стороны, стоимость китайских товаров выросла, а с другой — спрос на российском рынке увеличился. И они думают: зачем нам Китай, когда можно организовать свое производство? Вторая категория — фирмы, которые раньше ввозили комплектующие из-за границы (по большей части это компании из сферы строительства и производства мебели, а также приборостроения), а сейчас решили поставить собственные производственные линии. Причем «под ключ»: с обучением персонала, установкой мощностей и всего остального — вплоть до описания схем размещения линий в цехах.
Как рассказывает Глеб Белич, рост числа запросов начался еще в феврале этого года. При этом к такому повороту дел в России оказались не готовы. Впрочем, дело это поправимое, считает он: «В конце концов, если не будет хватать специалистов для выстраивания линий штамповки, пойдем по китайскому пути: будем иногда пользоваться их конструкторскими возможностями». Для того чтобы развернуть свои мощности под растущие заказы на производственные линии, компании нужно примерно три месяца. К тому же необходимые ресурсы уже имеются. «Прелесть Челябинска в том, что здесь много пустующих производственных площадей, — объясняет Глеб Белич. — Площади есть, спрос тоже. Если людям дать более или менее стабильную зарплату, то и проблем с кадрами не будет».
Выбирай и проверяй
Исполнительный директор компании «ЭЛАТ-Инструмент» (производитель арматуры для сетевых вилок) Константин Долгушин поделился собственным опытом импортозамещения китайской продукции. «Поначалу предполагалось, что доли при производстве будут такими: 20 процентов — собственное, 80 процентов — китайское, — рассказал он. — Но в ходе работы пришлось столкнуться с рядом существенных проблем: высокое колебание спроса в номенклатуре наших изделий (от этого необходимость закупки разных комплектующих), срок доставки (полтора-два месяца), наконец, повышение требований заказчиков к сервису».
Чтобы изменить ситуацию, в компании решили просто купить оборудование в Китае и перенести его в Россию. «Объехав ряд производителей используемых нами деталей, поняв технологию изготовления (производственные циклы, оборудование и так далее), сформировали техническое задание на приобретение “технологического потока” с заданной производительностью и нормой расхода материалов, — рассказывает Константин Долгушин. — Расчет прост: производительность такая же, как у аналогов из КНР, стоимость труда в России ниже, материалы в большинстве своем также обходятся дешевле, чем в Китае, плюс нет затрат на логистику». По его мнению, при расчетах на каждом из этих этапов нужно быть внимательным и не полагаться на авось. Важно собрать именно на месте и в полном объеме всю необходимую информацию, хотя многие ошибочно пытаются экономить именно на этом этапе, не организуя поездок в КНР. Итоговая экономия может оказаться впечатляющей, и российская деталь окажется более чем наполовину дешевле китайского аналога, считают в компании. Постепенное снижение зависимости от поставок из КНР привело «ЭЛАТ-Инструмент» к тому, что теперь расклад прямо противоположный, чем в начальных планах: 80% комплектующих производится в России и лишь 20% — в КНР. Последние события скорость замещения подстегнули, и уже к концу года компания выйдет на уровень 95% собственного производства. «Остальные пять процентов локализовать с точки зрения экономики при наших объемах просто бессмысленно», — объясняет Константин Долгушин.
С тем, что в нынешней ситуации наибольшие перспективы открываются перед отечественными производителями простых и средних по сложности изготовления изделий и деталей из пластмасс, согласен и управляющий группы компаний КЭАЗ (Курский электроаппаратный завод) Ярослав Иванов. «Технология и сырье доступны, изделия габаритные и легкие, что с точки зрения логистики не очень выгодно, — перечисляет он. — В то же время оснастка и оборудование легко завозятся». При этом на самом предприятии к развитию собственного производства шли без лишней суеты, начав этот процесс семь лет назад. Особое внимание уделялось локализации производства низковольтной коммутационной аппаратуры (обеспечивает безопасность линий от коротких замыканий и перепадов напряжения). В результате, по словам Ярослава Иванова, к настоящему времени здесь локализовано 90% ассортимента автоматических выключателей. «Электротехнические изделия, сделанные в России, будут более интересны по цене, если компании не погонятся за дополнительной маржей в связи с подорожанием товаров, полностью зависящих от курса валют, — отмечает он. — Но это решение во многом зависит от позиции и горизонтов мысли собственника и менеджмента».
Сами и не только для себя
Доцент кафедры предпринимательства и логистики РЭУ имени Г. В. Плеханова Игорь Строганов считает, что подросший доллар (а с ним и китайский юань) в этой ситуации как раз то средство, которое может заставить отечественных предпринимателей инвестировать в российское производство для удовлетворения спроса других предприятий. «Скажем, компания “Сибур” (площадка “Запсибнефтехим”) еще в конце осени 2019-го планировала закончить пусконаладочные работы на своем предприятии по выпуску различных полимеров и выйти на показатели замещения от 85 процентов по полиэтилену до 95 процентов по пленкам и трубам, — напоминает он. — Причем “Сибур” собирался сначала выходить на экспорт этих групп товаров, в том числе в Китай, а уже потом удовлетворять внутренний спрос». Упавший рубль вполне может стать заметным подспорьем в этих планах, так как российская продукция становится конкурентоспособной в сравнении с азиатской и восточноевропейской, а значит, для бизнеса будет разумным вкладываться в производственные мощности и в дальнейшем, помимо удовлетворения внутреннего спроса, — в экспорт.
Снизить зависимость от китайских производителей сырья для легкой промышленности намерены в компании «ВЭА Технолоджи». По словам ее учредителя Виталия Иванова, сейчас в производстве инновационной одежды для путешествий и спорта под собственной торговой маркой Versta используется порядка 90–95% импортных компонентов. Но «здесь и сейчас» совсем отказаться от китайских поставок в компании не готовы. Однако кардинальные преобразования проводить планируют, причем как можно быстрее. В частности, уже намечено строительство двух предприятий, которые будут импортозамещающими в сфере текстильного производства. «Одно будет производить текстильные ленты и ткани, другое — волокна для нетканых материалов, — поясняет Виталий Иванов. — Оба предприятия будут выпускать продукцию, которая в России либо совсем не производится, либо производится в объеме, не превышающем одного-двух процентов от импортируемых сегодня объемов».
По словам гендиректора группы компаний ВПК (разработка, производство, продажа и обслуживание оборудования малой механизации для монолитного строительства и дорожных работ) Владислава Кубасова, к замещению импорта в компании стремились всегда, но сейчас этому уделяется особое внимание. «Наш инженерно-конструкторский отдел сейчас ускорился в поисках возможностей расширения собственного производства, — отмечает он. — Прежде всего речь идет о производстве каких-то мелкосерийных и дорогих изделий. Например, скоро появится пилотный образец станка для резки гибкой арматуры, которая используется в строительстве». Кроме того, в ближайшее время планируется полностью отказаться от импорта корпусных изделий и начать изготавливать их самостоятельно. По словам Владислава Кубасова, в конечной цене готового станка доля стоимости корпуса может достигать 40% и импортозамещение здесь — серьезная экономия.
Если бы еще помогло государство, было бы вообще здорово, но пока вся налоговая база в стране повернута против производителя, считает Владислав Кубасов. «Ставка НДС двадцать процентов — это убийство для производства, не говоря уже о тарифах естественных монополий и различных других прямых и косвенных налогов», — сетует он. Впрочем, г-н Кубасов не отрицает позитивного эффекта от снижения страховых взносов с 30 до 15% для малого и среднего бизнеса, но считает, что этого недостаточно. «Надо еще и НДФЛ на прожиточный минимум обнулить», — предлагает он.
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl