«Человеческий голос» — автофикшен с участием Тильды Суинтон

ЭкспертСобытия

«Человеческий голос»: коротко и печально

В прокат выходит фильм Педро Альмодовара «Человеческой голос» с Тильдой Суинтон в главной роли

Вячеслав Суриков

Для обладательницы «Оскара» Тильды Суинтон «Человеческий голос» — первый опыт сотрудничества с Педро Альмодоваром

Новая работа Альмодовара, несмотря на то что в ее основе пьеса Жана Кокто, считывается как еще один опус в жанре автофикшен, суть которого режиссер так подробно объяснял в своем предыдущем фильме — «Боль и слава». В нем Альмодовар устами главного героя в исполнении его альтер эго Антонио Бандераса недвусмысленно заявил: художника в этом мире не интересует ничего, кроме происходящего с ним лично. Только события, вписанные в его собственную биографию, заслуживают детального анализа и подробного описания. Только они могут вызвать у него вдохновение вместе с желанием еще и еще раз пережить их. Художник использует магию искусства как машину времени, перемещаясь с ее помощью из одного периода жизни в другой. Он вновь и вновь ищет ответы на однажды возникшие у него вопросы. И если кому-то удается сформулировать ответы раньше него самого, он просто присваивает их, используя чужое имя как маску, под которой прячется его собственное лицо.

Действие «Человеческого голоса» происходит в условной реальности: режиссер создает для своей героини интерьер квартиры, окрашенный в неестественно яркие цвета — столь же яркие, как ее наряды. Только мы успеваем привыкнуть к этой квартире, как камера взмывает над декорациями, покрытыми едва высохшей краской, и обнажает необжитое искусственно созданное пространство. Альмодовар начинает повествование с демонстрации съемочного павильона, то и дело вытаскивает в него героиню из декоративного жилья и его же демонстрирует в финале, когда героиня наконец решается покончить с прошлым и устраивает пожар. При этом поджигает не дом, а декорации посреди пустого ангара — так режиссер преподносит эту сцену зрителю. Вспыхивающий огонь бросаются тушить стоявшие за дверью наготове пожарные, делая вид, что происходит нечто само собой разумеющееся. Женщина с собакой на поводке и чувством глубокого удовлетворения выходит в открытую дверь: прошлое позади! Пожарные ее ни о чем не спрашивают.

Полчаса вместо двух

Альмодовар словно намеренно пытался уложиться именно в тридцать минут — ровно столько длится его фильм. Он не позволяет течь времени внутри кадра — он наполняет его репликами, непрерывным действием, музыкой и цветом. Финальный пожар, устроенный не дождавшейся любовника героиней (как мы понимаем из ее реплик, тот уже расстался с ней и ему осталось только забрать вещи), — это его личный мотив, который Альмодовар вплетает в повествование Кокто. В оригинале героиня лишь намекает на то, что хотела бы покончить с собой, но не в силах этого сделать. У Альмодовара героиня изображает самоубийство, чтобы досадить мужчине, который позволил себе так с ней обойтись. Она поджигает квартиру и совершает звонок, предлагая своему телефонному собеседнику полюбоваться на огонь, вырывающийся из окон ее квартиры, и убеждая его в том, что в огне сгорает и она сама. Но это всего лишь ритуал: он помогает ей расстаться с прошлым, с которым так и не смогла расстаться ее прототип — героиня Кокто.

В фильме Альмодовара просматривается еще один великий текст, состоящий по большей части из разговоров по телефону: «Все огни — огонь» аргентинца Хулио Кортасара, родившегося в Европе и прожившего в ней почти всю жизнь. В этой версии смерть настигает всех: тщетно ждущую былого возлюбленного женщину, мужчину, которому та звонит на грани потери сознания от принятых транквилизаторов, и другую женщину, ради которой он ее и покинул. Оставленная возлюбленным женщина умирает, потому что не может иначе. Он и та, к кому он уходит, сгорают в огне пожара, вызванного непотушенной сигаретой, и их будущее пресекается вместе с ее жизнью. Альмодовар выводит свою героиню из этого замкнутого круга. Ей удается и досадить неверному мужчине, и остаться живой. Он начиняет короткометражку антисуицидальным действием, распахивая своей героине двери в новые времена. И раньше вплетая мотивы пьесы Кокто в свои фильмы, Альмодовар теперь нашел причину полностью на ней сконцентрироваться.

В отечественный прокат картина выходит вместе с интервью Альмодовара, которое он дает по поводу нее вместе с исполнительницей главной роли Тильдой Суинтон. Они говорят каждый из своего дома на незатейливом фоне — в формате традиционных Zoom-интервью с очень непритязательным освещением и оставаясь в домашнем виде: Суинтон предстает перед зрителями с небрежно уложенными и не прокрашенными у корней волосами, для Альмодовара фоном служат книжные полки, они занимают всю стену. Взгляд, которому особенно нечем развлечься на протяжении интервью, начинает блуждать вдоль этих полок и натыкается на фигурки разноцветных безликих человечков — скульптуры, повторяющие персонажей футуристических картин Малевича, и узнает их: точно такие же стояли в квартире героини Тильды Суинтон, которую она так беспощадно спалила какое-то время назад. Это вещественное доказательство того, что «Человеческий голос» — еще один автофикшен Альмодовара.

Суинтон вместо Крус

Альмодовар помещает героиню в квартиру, очень похожую на собственную. Эта квартира — его внутренний мир, который он бесконечно воспроизводит в своих картинах, помещая в нее то одного персонажа, то другого, то мужчину, то женщину. Но боль, переживаемая ими, принадлежит только ему самому. Боль, как физическая, так и эмоциональная, заставляет его двигаться вперед и снимать новые фильмы, уже не слишком задумываясь об их прокатной судьбе. На главную роль в «Голосе» он пригласил асексуальную блондинку Тильду Суинтон — полную противоположность соответствующей всем гендерным стереотипам брюнетке Пенелопе Крус, главной звезде фильмов прежнего Альмодовара. В интервью режиссер осыпает Суинтон комплиментами и обещает, что обязательно снимет с ней еще один фильм. Теперь она позволяет ему сказать о самом себе чтото такое, что уже не могут точно сформулировать Пенелопа Крус и Антонио Бандерас. Как когда-то Флобер заявил, что «мадам Бовари — это я», так же Альмодовар, пусть не буквально, говорит: «Теперь я — это Тильда Суинтон».

Пандемия играет на руку Альмодовару, благодаря ей он избавился от давящего на него формата полнометражного фильма: в интервью он признается, что и у него, и у других режиссеров есть замыслы фильмов с нестандартным хронометражем и им хотелось бы их реализовать. Мировой кинотеатральный прокат, задыхающийся в пандемию от бескартинья, готов работать и с короткометражками. Зритель получает рассказанную на языке символов Аль модовара историю, которая нуждается в немедленной расшифровке — пока не схлынула эмоциональная волна. И Альмодовар в присутствии актрисы комментирует свою работу. В этот момент зритель словно смотрит картину во второй раз, но уже с подробным разбором происходящего на экране. Если он и в этот момент не понимает смысл «Человеческого голоса», то у него возникает как минимум иллюзия понимания: Альмодовар за сорок пять минут разговора с журналистом, в данном случае являющимся экранным альтер эго зрителя, втягивает его в свое символическое пространство.

«Человеческий голос» — шаг в сторону от искусства кино, запертого в рамки хронометража, к искусству, использующему время не как товар, который впоследствии кинотеатры продают зрителям, а как форму, которая должна соответствовать содержанию фильма.

Немедленный автокомментарий усиливает это соответствие. Зрители, вырванные из привычного ритма усвоения фильма, получают опыт переживания его вместе с режиссером, с готовностью разоблачающим подоплеку только что произошедшего на экране. Для него это часть шоу. И еще один повод отправиться в свой внутренний мир. Вместо хрестоматийного «Все, что я хотел сказать, я сказал своим фильмом» Альмодовар легко соглашается на попытку объяснить и собственные фильмы, и собственную жизнь. В какой-то момент становится даже жаль, что журналист в кадре слишком нейтрален, задает слишком предсказуемые вопросы и заканчивает разговор стандартными любезностями. Ты ждешь, что он выкинет что-нибудь необычное и тоже превратится в персонажа фильма Альмодовара. Но он до конца остается самим собой. Возможно, к лучшему.

Фото: Volga

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Победитель не должен быть проклят Победитель не должен быть проклят

Нобелевские лауреаты по экономике 2020 года развили теорию аукционов

Эксперт
Первая после 16 лет молчания книга Сюзанны Кларк «Пиранези». Публикуем первые главы Первая после 16 лет молчания книга Сюзанны Кларк «Пиранези». Публикуем первые главы

Отрывок из фантастического романа Сюзанны Кларк «Пиранези»

СНОБ
Форменное благочестие Форменное благочестие

Простое печенье маамуль издавна объединяет неспокойный мир Ближнего Востока

Вокруг света
Януш Леон Вишневский: Нельзя войти в одну и ту же эмоциональную реку дважды Януш Леон Вишневский: Нельзя войти в одну и ту же эмоциональную реку дважды

Интервью с Янушем Леоном Вишневским

СНОБ
Эндопротезы возвращаются на родину Эндопротезы возвращаются на родину

Первое в России производство эндопротезов тазобедренного сустава полного цикла

Эксперт
Певчие птицы прогнали птенцов из гнезда ради выживания выводка Певчие птицы прогнали птенцов из гнезда ради выживания выводка

У большинства птиц срок выхода птенцов из гнезда определяют их родители

N+1
Двигатель EmDrive: нарушая законы физики Двигатель EmDrive: нарушая законы физики

Этот электромагнитный двигатель опровергает принципы известной нам физики

Популярная механика
Это табу! Это табу!

7 принципов, которыми нельзя жертвовать ради мужчины

Лиза
Правила жизни Роберто Кавалли Правила жизни Роберто Кавалли

Правила жизни основателя бренда Roberto Cavalli

Esquire
Диана Арбенина — о современной зарубежной литературе, нелюбви к запятым и о том, что общего между писательством и написанием музыки Диана Арбенина — о современной зарубежной литературе, нелюбви к запятым и о том, что общего между писательством и написанием музыки

Интервью с Дианой Арбениной

Esquire
Это мой бренд: Олеся Шиповская Это мой бренд: Олеся Шиповская

Костюмы бренда Lesyanebo Олеси Шиповской носят Джиджи Хадид и Наталья Водянова

Glamour
Неординарный Неординарный

Итальянский шеф Антонио Фреза вышел из матрицы как Нео

Собака.ru
Microsoft патентует систему для оценки продуктивности совещаний на основе языка тела и мимики Microsoft патентует систему для оценки продуктивности совещаний на основе языка тела и мимики

Технология, предназначенная для оценки эффективности совещаний

Inc.
Большая Засечная черта. Часть 3 Большая Засечная черта. Часть 3

История одного из крупнейших фортификационных сооружений Российского государства

Культура.РФ
Деспотичный редактор, ведьма, смертельно больная: лучшие фильмы с Мерил Стрип Деспотичный редактор, ведьма, смертельно больная: лучшие фильмы с Мерил Стрип

Для Мерил Стрип нет роли, которую она не могла бы исполнить

Cosmopolitan
Как живётся в Арктике белым медведям и людям Как живётся в Арктике белым медведям и людям

Каково это — работать на Крайнем Севере, и как ведется изучение белых медведей?

Наука и жизнь
Сын уборщицы и работника завода: как воспитывали родители Лионеля Месси Сын уборщицы и работника завода: как воспитывали родители Лионеля Месси

Лионель Месси родился в семье, где все были немного увлечены футболом

Cosmopolitan
«Не считаю себя селебрити» «Не считаю себя селебрити»

Евгений Цыганов может отмечать премьеры едва ли не каждый день

Огонёк
«Жизнь Чаки» — ранее не опубликованный рассказ Стивена Кинга, который экранизирует Даррен Аронофски. Публикуем его фрагмент «Жизнь Чаки» — ранее не опубликованный рассказ Стивена Кинга, который экранизирует Даррен Аронофски. Публикуем его фрагмент

Отрывок из нового сборника рассказов Стивена Кинга «Будет кровь»

Esquire
Можно ли вылечить похмелье прыжком с небоскреба? Можно ли вылечить похмелье прыжком с небоскреба?

Канадский журналист решил проверить, боится ли похмелье шоковой терапии

GQ
Феномен английского детектива — в книге Люси Уорсли «Чисто британское убийство». Публикуем ее фрагмент Феномен английского детектива — в книге Люси Уорсли «Чисто британское убийство». Публикуем ее фрагмент

Введение к книге Люси Уорсли "Чисто британское убийство"

Esquire
Кишечные бактерии защитили мышей от радиации Кишечные бактерии защитили мышей от радиации

В кишечниках мышей есть бактерии, которые помогли им пережить облучение

N+1
10 культовых фильмов, которые должен посмотреть каждый 10 культовых фильмов, которые должен посмотреть каждый

Погружаемся в современную киноклассику

Esquire
Кто инициировал путь «из варяг в греки»? Кто инициировал путь «из варяг в греки»?

Путь «из варяг в греки» стал главным для формирования древнерусского государства

Культура.РФ
Плащ «казак» мушкетёров короля Плащ «казак» мушкетёров короля

Одежда, по которой мы узнаём королевских мушкетёров в фильмах

Дилетант
Зачем смотреть «Метод 2» — отчаянно китчевый, но затягивающий сериал Зачем смотреть «Метод 2» — отчаянно китчевый, но затягивающий сериал

К чему привели бессовестные сюжетные ходы в сериале «Метод 2»

РБК
Куклы не для игры Куклы не для игры

В традиционном народном творчестве заключены целительные возможности

Psychologies
«Луна. История будущего» «Луна. История будущего»

Отрывок из книги Оливера Мортона об естественном спутнике Земли

N+1
Рейтинг доверия Рейтинг доверия

Дмитрий Марков — о рисках и преимуществах биометрических систем

РБК
Медитации для любви: Ясс Джалю — о практике счастья в паре Медитации для любви: Ясс Джалю — о практике счастья в паре

Ясс Джалю рассказывает о том, как разобраться в отношениях с собой и с партнером

РБК
Открыть в приложении