В Музее русского экспрессионизма — выставка родоначальника русского футуризма

ЭкспертКультура

Бурлюк: художник и поэт

В Музее русского экспрессионизма — выставка одного из родоначальников русского футуризма Давида Бурлюка

Вячеслав Суриков

Единственный раз полотно «Рабочие» экспонировалось в 1926 году на выставке в Филадельфии; от него сохранилась лишь центральная часть

Имя Давида Бурлюка — «полутораглазого стрельца» русской культуры — неразрывно связано с именем Владимира Маяковского. Выход выдающегося поэта на литературную сцену произошел в первую очередь благодаря Бурлюку — одному из трех необычайно талантливых братьев, совместными усилиями будораживших культурную жизнь России столетней давности. В отличие от младшего брата Николая и среднего — Владимира, очень рано погибших, Давид прожил долгую жизнь, уйдя всего лишь за год до массовых протестов 1968-го, которые мог бы наблюдать, будучи жителем США. Эмиграция не обрекла его имя на забвение на родине, но строго провела черту: «до» и «после». Все, что было после 1920 года, когда он оказался в Японии, в СССР уже мало кого интересовало. Он дважды приезжал на родину, но это уже был, скорее, призрак того Бурлюка, который когда-то призывал «бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. с Парохода Современности». Он словно тоже погиб вместе с братьями тогда, в грозные революционные годы.

В двадцатых ему еще хватило сил привлечь к себе внимание в Японии. Но в США, куда он перебрался всего два года спустя, Бурлюк уже перестал быть тем самым единственным и неповторимым Бурлюком — управителем культурных потоков. Ему было сорок. На смену футуризму шли другие художественные течения, для которых он оставался только предтечей. Бурлюк вновь попытался опередить время и изобрел радиостиль, в очередной раз продемонстрировав незаурядный талант обращения с художественной формой. Но, увы, время и место работали против него. Он был вынужден почти с нуля выстраивать свою художественную биографию, воссоздавая работы, которые написал на родине, но влиять на художественную ситуацию был уже не в силах, тем более на уровне, на котором делал это в России. В отличие от братьев он остался в живых, но с привычным статусом возмутителя общественного спокойствия, вечно находящегося в центре всеобщего внимания, ему пришлось расстаться. Надо было попросту выживать.

Как следствие этой необходимости — невероятное количество картин. Их тысячи. Высочайшая производительность — одна из самых характерных черт Бурлюка: одно время он и по количеству стихов опережал своего наперсника Владимира Маяковского. На выставке представлена их малая часть, но этого достаточно, чтобы понять, что представлял собой Бурлюк в американский период своей жизни, да и в жизни вообще. Мы видим огромное разнообразие стилей. Он мог быть как экспериментальным художником, так и вполне традиционным. У него много полотен, выполненных в импрессионистическом стиле и таким образом попадающих в концепцию музея, где представлена его выставка. Скорее всего, ему было чем удивить американских любителей изобразительного искусства того времени, но что-то помешало им удивиться его творчеству. Впечатляет прежде всего широкий диапазон выразительных средств. Бурлюк словно может всё, кроме того, чтобы быть кем-то одним.

Мы видим множество Бурлюков: помимо художника и поэта еще и последователя реализма, импрессионизма, постимпрессионизма, кубизма, экспрессионизма. Он словно не может остановиться и пробует, пробует, пробует себя в разных ипостасях. В каталоге к выставке «Слово мне» любовно перечислены книги Бурлюка, изданные им в России: «Садок судей», «Требник троих», «Дохлая луна», «Молоко кобылиц», «Рыкающий Парнас», «Весеннее контрагентство муз», «Четыре птицы», «Лысеющий хвост». В них со всей очевидностью явлена не только поэтическая сторона Давида Бурлюка, но и вся его творческая индивидуальность. Провокация и экспериментаторство для него всего лишь способ покорения мира. Он может предстать кем угодно, лишь бы мир принял его. Ирония, насмешка — только маска, защищающая от упреков в чем бы то ни было. И здесь невозможно удержаться от сравнения Давида Бурлюка с музыкантом Сергеем Курехиным. Тот прошел аналогичный путь в музыке: тоже мог слишком многое и тоже не прошел свой путь до конца. Мы так и не узнали, кем мог стать Сергей Курехин, проживи он еще какое-то время. Мы так и не узнали, кем мог стать Давид Бурлюк, проживи он еще какое-то время в России.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Московский креативный бульон Московский креативный бульон

Москва показала, что креативные индустрии могут давать макроэкономический эффект

Эксперт
Эдуард Ратников — о театре «Одеон» и жизни без больших концертов Эдуард Ратников — о театре «Одеон» и жизни без больших концертов

Эдуард Ратников и его путь от стадионных шоу до мюзиклов

Правила жизни
Окно в Древний Рим Окно в Древний Рим

Как Петроний и Феллини сумели преодолеть время с помощью фрагментов культуры

Правила жизни
Этот всеми любимый напиток повышает риск развития деменции в 3 раза: лучше не злоупотреблять! Этот всеми любимый напиток повышает риск развития деменции в 3 раза: лучше не злоупотреблять!

У людей, употребляющих этот напиток ежедневно, наблюдается снижение памяти

ТехИнсайдер
Технопарад Технопарад

Машина в доме, пирамиды на воде и тайна «убийцы динозавров»: парад технологий

ТехИнсайдер
Гигантские шершни добрались до Европы Гигантские шершни добрались до Европы

Южных гигантских шершней заметили в Испании

N+1
Одиночество вдвоем или семейное выгорание: как распознать и преодолеть кризис в отношениях Одиночество вдвоем или семейное выгорание: как распознать и преодолеть кризис в отношениях

Живете с партнером под одной крышей, но чувствуете себя одиноко?

VOICE
Мама-предприниматель: какой бизнес чаще выбирают женщины в России Мама-предприниматель: какой бизнес чаще выбирают женщины в России

Почему в современном мире женщинам не нужно выбирать между семьей и карьерой

Inc.
«Все время чего-то не хватает для счастья»: как перестать гнаться за успехом и начать радоваться тому, что есть «Все время чего-то не хватает для счастья»: как перестать гнаться за успехом и начать радоваться тому, что есть

Как не потерять вкус к жизни в погоне за достижениями?

Psychologies
8 самых интересных фильмов и сериалов с Любовью Аксеновой 8 самых интересных фильмов и сериалов с Любовью Аксеновой

Самые запоминающиеся роли Любови Аксеновой

Maxim
Песни у костра в мегаполисе: как урбанистка создала бизнес на антистресс-хорах Песни у костра в мегаполисе: как урбанистка создала бизнес на антистресс-хорах

Как урбанистке Юлии Штокало пришла идея проводить классы по хоровому пению

Forbes
Куда вложить деньги, чтобы они приносили прибыль Куда вложить деньги, чтобы они приносили прибыль

Варианты для инвестиций и пассивного дохода

VC.RU
Экономика падения Берлинской стены Экономика падения Берлинской стены

Поспешная интеграция Восточной Германии в Западную обошлась очень дорого

Монокль
Купите это немедленно! Купите это немедленно!

Как нас заставляют приобретать ненужные вещи в «черную пятницу»?

Лиза
Никита Мещерский: Как король полного привода отстал от конкурентов Никита Мещерский: Как король полного привода отстал от конкурентов

Audi Quattro — культовый полноприводный автомобиль

4x4 Club
Шоу начинается! Шоу начинается!

Создатели сериала-скандала «Дайте шоу» — о магии кино и борьбу за эмоции зрителя

OK!
«Это__была__мечта» «Это__была__мечта»

Группе Uma2rman — 20 лет! История их успеха напоминает череду счастливых случаев

OK!
Север и Юг США: долгий путь к войне Север и Юг США: долгий путь к войне

Промышленная революция в Европе по-разному сказалась на южных и северных штатах

Наука и техника
«Мы запустились на чистом энтузиазме, денег не было совсем»: режиссер Иван Соснин о фильме «Пришелец» «Мы запустились на чистом энтузиазме, денег не было совсем»: режиссер Иван Соснин о фильме «Пришелец»

Режиссер Иван Соснин — о любви к фантастике и недоверии к компьютерной графике

СНОБ
Время тает Время тает

Ледники, которые стоит лично увидеть, пока они еще не покинули этот мир

Men Today
Прорыв в будущее ядерной энергетики Прорыв в будущее ядерной энергетики

Задача создания устойчивой ядерной энергосистемы может быть решена в десятилетия

СНОБ
Золотые меандры Сиинэ Золотые меандры Сиинэ

Водный и горный туризм в Якутии: путешествие от первого лица

Наука и жизнь
Рай от-кутюр Рай от-кутюр

Соосновательница брендов Splat и Edem о том, как построить бизнес с мужем

Grazia
«Конец Мегафауны: Увлекательная жизнь и загадочная гибель мамонтов, саблезубых тигров и гигантских ленивцев» «Конец Мегафауны: Увлекательная жизнь и загадочная гибель мамонтов, саблезубых тигров и гигантских ленивцев»

Как наших предков заподозрили в истреблении мегафауны

N+1
Отцовский баланс Отцовский баланс

Советы для пап, стремящихся уделять достаточно времени семье

Men Today
Кончилась пленка, мотай Кончилась пленка, мотай

«Хэл Эшби: Ад и рай Голливуда»: об уникальном авторе эпохи Нового Голливуда

Weekend
Золотой голос Золотой голос

Оперная певица Екатерина Смолина — о непростом творческом пути

Отдых в России
Гендерная трансформация АПК Гендерная трансформация АПК

Работа в сельском хозяйстве становится все более привлекательной для женщин

Агроинвестор
Степени сна Степени сна

Тест-драйв кубика для улучшения качества сна

ТехИнсайдер
Ускользающая простота Ускользающая простота

Как Геннадий Шпаликов не нашел себе места в застое

Weekend
Открыть в приложении