Бизнес-школы СНГ совершили прорыв в улучшении видимости на глобальном рынке

ЭкспертБизнес

Битва за корону мирового признания

Бизнес-школы СНГ совершили прорыв в улучшении видимости на глобальном рынке. Российские участники рынка не спешат делать выводы из-за изменения геополитических факторов, но альтернативы просчитывают

Дмитрий Гладырев, Ирина Перечнева

Карта интернационализации бизнес-школ России и СНГ

Аналитический центр «Эксперт» завершил шестую волну исследования интернационализации бизнес-школ. В этом проекте мы уже несколько лет определяем видимость бизнес-школ России и стран СНГ за пределами РФ. За основу берем три ключевых критерия (см. «Методология»): наиболее престижные независимые внешние оценки (международные аккредитации, рейтинги), уровень исследований в области менеджмента и партнерские проекты с мировыми лидерами.

Долгожданная коронация

В прошлом году российские бизнес-школы продемонстрировали внушительные сдвиги в части аккредитаций. Получение в ноябре 2021 года Высшей школой менеджмента СПбГУ аккредитации AACSB можно отнести к разряду эпохальных событий в истории российского рынка бизнес-образования. До этого у ВШМ СПбГУ уже были аккредитации AMBA и EQUIS. Таким образом, эта бизнес-школа первой в СНГ вошла в элитный клуб участников рынка, имеющих «тройную корону» аккредитаций. «Аудиторов впечатлил красивый кампус и наши высокотехнологичные гибридные аудитории. Но это только внешняя сторона, — отмечает заместитель президента — председателя правления банка ВТБ, директор ВШМ СПбГУ Ольга Дергунова. — Аудиторы оценили наш ежедневный кропотливый труд по совершенствованию программ, преподавания и учебных сервисов. AACSB мы готовились получать дольше всего. В этой аккредитации аудиторы еще более глубоко, чем в случае с EQUIS или AMBA, погружаются в суть операционных вопросов, оценивают связь ежедневной деятельности и показателей эффективности со стратегией и миссией бизнес-школы».

Другое знаменательное событие прошлого года — факультет бизнеса им. Бэнга университета КИМЭП (Алматы, Казахстан) получил первую программную аккредитацию EFMD (ранее EPAS) в СНГ за пределами России. «Университет КИМЭП стал первым аккредитованным учреждением в Центральной Азии, — отмечает исполняющий обязанности декана факультета бизнеса д-р Неджат Чапар. — Мы рассматриваем эту аккредитацию как возможность подтвердить качество образования, это наше обязательство и впредь работать над совершенствованием программ для соответствия лучшим современным образцам. Кроме того, для нас это путь к международному сотрудничеству с ведущими бизнес-школами мира. Особенно эффективным это сотрудничество будет в таких сферах, как программы академического обмена для студентов и преподавателей».

Отметилась новыми аккредитациями и московская Высшая школа экономики (НИУ ВШЭ). Три ее программы получили аккредитацию EFMD: две бакалаврские программы Высшей школы бизнеса и англоязычная магистратура Института статистических исследований и экономики знаний ВШЭ. Ранее в ВШЭ эту аккредитацию имел лишь санкт-петербургский кампус.

География зарубежных партнеров участников рейтинга, обладающих аккредитацией «первого уровня»*

Источник: АЦ «Эксперт» по данным бизнес-школ

За прошлый год на нашей Карте интернационализации произошли и потери. Во-первых, ее покинула белорусская бизнес-школа ИПМ, имевшая аккредитацию CEEMAN: эта школа, существовавшая с 1993 года, была расформирована Мингорисполкомом в июле 2021 года. Во-вторых, закончился срок действия аккредитации AMBA у Международного института менеджмента ЛИНК.

Таким образом, аккредитационный ландшафт СНГ заметно изменился. Сейчас институциональную AACSB имеют Институт бизнеса и делового администрирования РАНХиГС и Высшая школа менеджмента СПбГУ, а программную аккредитацию AMBA — сразу 13 российских бизнес-школ и одна казахстанская. Еще две аккредитации проводит Европейский фонд развития менеджмента (EFMD): институциональную EQUIS имеют ВШМ СПбГУ и «Сколково», а программная аккредитация EFMD теперь есть сразу у пяти бизнес-школ: у Института экономики и управления УрФУ (университет еще в прошлом году первым в СНГ получил пятилетнюю аккредитацию), Школы экономики и менеджмента ВШЭ — Санкт-Петербург, Высшей школы бизнеса ВШЭ — Москва, Института статистических исследований и экономики знаний ВШЭ — Москва и факультета бизнеса им. Бэнга университета КИМЭП. Эти аккредитации относятся к числу наиболее престижных аккредитаций первого уровня.

Изменение геополитических условий и санкционное давление остановят позитивный тренд улучшения видимости российских участников рынка бизнес-образования. В марте 2022 года AACSB, EFMD и AMBA выступили с совместным заявлением о приостановке всей деятельности по членству российских организаций, а также всех аккредитационных и реаккредитационных процессов. Так что в ближайшее время мы вряд ли увидим новые аккредитованные российские бизнес-школы.

Однако проректор и директор Института бизнеса и делового администрирования РАНХиГС, президент Российской ассоциации бизнес-образования (РАБО) Сергей Мясоедов не считает это катастрофой для рынка бизнес-образования: «Надо понимать, что аккредитация — это не цель, а средство для выстраивания отношений с лучшими бизнес-школами в других странах. Тем более что полученные ранее российскими бизнес-школами аккредитации продолжают действовать; это означает, что их обладатели остаются бизнес-школами мирового уровня. Это дает нам наряду с надеждой на скорейшее возобновление сотрудничества с европейскими и американскими бизнес-школами уникальную возможность выхода на широкомасштабное сотрудничество с ведущими бизнес-школами планеты, расположенными в дружественных регионах мира».

Карта интернационализации бизнес-школ России и стран СНГ

Источник: АЦ «Эксперт»

Движение по строчкам

Второй срез, который мы анализируем при замерах видимости бизнес-школ в глобальном пространстве, — их продвижение в предметных рейтингах по бизнесу и менеджменту. В прошлогоднем исследовании университеты СНГ продемонстрировали существенный прирост по этому показателю, в этом же году динамика вялая. Единственным университетом, продвинувшимся в обоих крупнейших рейтингах (QS «Бизнес и менеджмент» и THE «Бизнес и экономика»), является УрФУ. Впервые в топ-500 предметных рейтингов по менеджменту попал университет Казахстана — Казахский национальный университет имени Аль-Фараби (Алматы).

Следует принять во внимание тот факт, что предметный рейтинг THE вышел в октябре 2021 года, а предметный рейтинг QS — в апреле 2022-го. Основные компоненты этих рейтингов базируются на цитированиях, полученных публикациях университета в соответствующих предметных областях, а также на результатах опросов ученых (преимущественно зарубежных) и работодателей, которые проводятся задолго до публикации рейтингов. Таким образом, в этих рейтингах едва ли могли отразиться последние геополитические события.

При анализе мы также обращаем внимание на специализированные рейтинги бизнес-школ от Financial Times. В рейтинг европейских бизнес-школ 2021 года вошли все три российские бизнес-школы с институциональными международными аккредитациями (AACSB или EQUIS): Московская школа управления «Сколково» (49-е место), Высшая школа менеджмента СПбГУ (57-е место) и Институт бизнеса и делового администрирования РАНХиГС (58-е место). Годом ранее программы ряда российских бизнес-школ также впервые вошли в мировой топ-100 Executive MBA Ranking (программ для управленцев высшего звена с опытом работы не менее 10 лет). Тогда ИБДА РАНХиГС сразу прорвалась на 52-е место, а ВШМ СПбГУ заняла 93-е. В текущем рейтинге 2021 года ИБДА РАНХиГС поднялась на 44-е место, а 58-е место заняла Московская школа управления «Сколково».

Российские университеты в топ-500 рейтингов QS и THE по менеджменту

Источник: АЦ «Эксперт» по данным рейтинговых агентств QS и THE

Топ-10 вузов по публикационной активности в области менеджмента

Источник: АЦ «Эксперт» по данным Scopus (на 18.05.2022)

Топ-10 бизнес-школ по количеству партнерств с зарубежными вузами, имеющими аккредитации «первого уровня»

Источник: АЦ «Эксперт» по данным бизнес-школ

Постатейный счет

Еще одним важным критерием международной видимости бизнес-школ мы традиционно считаем число их публикаций в ведущих международных журналах. В сфере бизнеса и менеджмента такими журналами могут считаться входящие в рейтинг ABDC, который присваивает журналам оценку от C (минимальная оценка) до A* (максимальная оценка). В этом исследовании в публикационном рейтинге бизнес-школ было принято решение учитывать только публикации в наиболее качественных журналах (с рейтингом B и выше), так как в первую очередь они являются видимыми для международного сообщества.

Высшая школа экономики — Москва и Санкт-Петербург заняла соответственно первое и третье места по этому показателю. Кроме того, заметный прогресс демонстрируют УрФУ, Назарбаев Университет (Казахстан) и МГИМО. Еще три университета впервые преодолели порог в 25 публикаций из рейтинга ABDC за последние три года: Казахский национальный университет имени Аль-Фараби (Алматы, Казахстан), Азербайджанский государственный экономический университет (Баку, Азербайджан) и Университет Лобачевского (Нижний Новгород). Это позволило им впервые попасть на Карту интернационализации; Университет имени Аль-Фараби параллельно попал на нее и по критерию вхождения в топ-500 предметного рейтинга по менеджменту.

Под прицелом санкций

На динамике публикационной активности российских бизнес-школ в международных журналах геополитические события тоже отразятся негативно. Во-первых, существует риск, что отдельные (в первую очередь зарубежные) результативные исследователи покинут российские бизнес-школы. Во-вторых, могут быть прекращены или заморожены плодотворные научные партнерства с ведущими зарубежными университетами. В-третьих, некоторые исследователи по причине их российской аффилиации уже сталкиваются с отказами в публикации со стороны зарубежных журналов; правда, пока такие случаи носят единичный характер. Первый проректор Высшей школы экономики Валерий Катькало, впрочем, считает, что пока прошло еще слишком мало времени, чтобы делать однозначные выводы о тенденциях публикационной активности российских бизнес-школ: «Срок три месяца (март–май 2022 года) очень незначителен для каких-либо суждений о динамике публикаций в научных журналах ввиду гораздо более длительных циклов рецензирования и доработок текстов статей. При этом очень важно в любой ситуации продолжать развивать в российских бизнес-школах изучение актуальных вопросов менеджмента с использованием передовых методов исследований, поскольку в современном мире способность создавать новые знания является отличительной профессиональной чертой ведущих школ бизнеса».

Бизнес-школы, реализующие программы двойных дипломов с зарубежными вузами

Источник: АЦ «Эксперт»

Нам не по пути

Текущий статус многих партнерств российских бизнес-школ остается неопределенным, хотя некоторые зарубежные бизнес-школы уже заняли вполне четкую позицию, прислав письма о прекращении или заморозке такого формата взаимодействия. Очевидно, что это тоже заметно повлияет на видимость российских участников Карты: 71% всех партнерств российских бизнес-школ заключен с представителями стран, вошедших в список недружественных. Если брать только партнерства с бизнес-школами, имеющими аккредитации первого уровня, то эта доля будет еще выше (78%). В двадцатке стран с наибольшим числом аккредитованных зарубежных партнеров бизнес-школ СНГ есть лишь три страны, не входящие в список недружественных для России: Китай, Индия и Турция. Но при этом Китай вместе с Гонконгом уверенно занимает третье место по числу партнеров, уступая лишь США и Франции. Более двух аккредитованных школ-партнеров находятся также в Таиланде, Мексике, ЮАР, Бразилии и ОАЭ.

Поэтому, по мнению Сергея Мясоедова, российскому бизнес-образованию необходимо формировать партнерские отношения и образовательные альянсы с лучшими бизнес-школами Азии, Африки, Латинской Америки, Ближнего и Среднего Востока. «Кстати, в числе бизнес-школ этих регионов примерно три десятка имеют “тройную корону”. В фокусе внимания должны, конечно, также находиться страны ЕврАзЭс», — отмечает он.

В целом по этому параметру движение на карте интернационализации в 2021 году было довольно активным. За прошедший год бизнес-школы стран СНГ заключили более 75 новых соглашений о партнерстве с зарубежными школами; правда, большинство из них было заключено до февраля 2022 года. При этом 27 соглашений подписаны с теми, кто имеет аккредитации первого уровня, в этом списке оказался и первый аккредитованный партнер из Исландии. В лидерах по числу новых партнерств, как и год назад, находятся Франция и США. Расширялось также партнерство с ведущими бизнесшколами ЮАР, имеющими «тройную корону» аккредитаций. Соглашения с этими участниками рынка имеют уже пять российских бизнес-школ. Заключены также новые партнерства с аккредитованными бизнес-школами Китая, Турции, Индии, Уругвая, Мексики и ОАЭ.

«В текущем семестре продолжают действовать программы двойного диплома, — рассказывает про статус программ обмена и двойных дипломов академический директор Института экономики и управления УрФУ Жанна Беляева. — Сейчас идет активная подготовка к защите дипломов наших французских студентов по этой программе. Наши студенты, обучающиеся по программе “Мировая экономика и международный бизнес”, аккредитованной EFMD, заканчивают семестр в Португалии, Болгарии, Германии, Франции, Хорватии, Италии, Южной Корее и других странах. Иностранные студенты, которые проходят англоязычные программы магистратуры, учатся преимущественно очно. По-прежнему поступают активные запросы от иностранных студентов, хотя рынки образования меняются».

Согласно данным бизнес-школ, по количеству прекращенных или замороженных партнерств лидирует Франция: 24 бизнес-школы из 77 за прошедший год прекратили сотрудничество хотя бы с одной бизнес-школой из России. Следом идут Германия (17 из 85) и Испания (16 из 38). В процентном же соотношении лидером отдаления является Чехия: в пяти из восьми школ было сокращено сотрудничество с российскими коллегами; в Швеции, которая ненамного отстает, — в четырех школах из восьми. Важно подчеркнуть: не каждое прекращенное партнерство обусловлено геополитической ситуацией, так как по разным причинам партнерства завершаются ежегодно с бизнес-школами всех регионов.

За прошедший год количество программ двойных дипломов увеличилось для многих российских бизнес-школ, хотя сейчас и стоит держать в уме неопределенный статус многих из них. При этом добавленный в эту волну исследования Институт экономики и предпринимательства Университета Лобачевского (Нижний Новгород) сразу попал в десятку бизнесшкол по числу зарубежных партнеров с программами двойных дипломов.

Видимость бизнес-школ России и стран СНГ на международном рынке

Источник: АЦ «Эксперт»

Будущее в тумане

В страновом разрезе обращает на себя внимание уверенная траектория движения по мировой карте казахстанских бизнес-школ: КИМЭП первым в Центральной Азии получил аккредитацию EFMD, Университет Аль-Фараби впервые вошел в топ-500 предметного рейтинга QS по менеджменту, а Назарбаев Университет оказался в пятерке университетов стран СНГ по публикационной активности в сфере менеджмента. Всего на Карту интернационализации бизнес-школ СНГ сейчас добавлено пять школ из Казахстана: четыре из Алматы и одна из Нур-Султана. Вероятно, прогресс казахстанских бизнес-школ продолжится, тем более что им не грозят сложности и ограничения, с которыми пришлось столкнуться российским участникам рынка бизнес-образования. Есть определенные перспективы и у Азербайджана: в прошлом году на Карте появился Университет АДА, а в этом году к нему присоединился Азербайджанский государственный экономический университет — оба преодолели необходимый порог числа публикаций. Постепенно приближаются к международной видимости и бизнес-школы Армении.

Геополитика, безусловно, окажет негативное влияние на процесс интернационализации российских бизнес-школ. Тем не менее Валерий Катькало считает, что ведущим российским бизнес-школам имеет смысл по-прежнему ориентироваться на стандарты качества образования международных аккредитаций первого уровня. Сергей Мясоедов предлагает обсудить и другие варианты: «РАБО и НАСДОБР (Национальный аккредитационный совет делового и управленческого образования. — “Эксперт”) вместе с ассоциациями дружественных России регионов мира могут подумать о совместной разработке и взаимном признании новой системы международной оценки качества бизнес-образования. Эта модель должна будет в полной мере учитывать специфику деловой среды высокодинамичных регионов, особенности их ценностной системы и ментальности бизнеса, опыт региональных бизнесшкол мирового уровня. Задел для начала такого сотрудничества в России и ряде регионов мира имеется».

По нашему мнению, бизнес-школам не стоит прерывать и дистанционное обучение: иностранные студенты могут присоединиться к онлайн-курсам. Тем более что тренд развития онлайн-магистратур, наметившийся во время пандемии, продолжается: в 2021 году онлайн-программы Высшей школы экономики вошли в число самых популярных программ магистратуры. Продолжают совершенствовать свои онлайн-магистратуры УрФУ и РАНХиГС, а недавно в этом сегменте появился РЭУ им. Г. В. Плеханова.

Количество курсов, размещенных на платформе «Открытое образование»

Источник: АЦ «Эксперт» по данным платформы «Открытое образование». Серым цветом выделены участники проекта

Методологические принципы исследования

Под бизнес-школами мы понимаем: а) отдельные частные и государственные организации; б) структуры, являющиеся частью вузов.

Они реализуют базовые академические программы уровня бакалавриата и (или) магистратуры в области менеджмента (направления «Менеджмент», «Управление персоналом», «Инноватика») и (или) программы дополнительного бизнес-образования (MBA, EMBA, DBA). Исследование направлено на кластеризацию бизнес-школ в зависимости от их траекторий и уровня продвижения в глобальном пространстве.

При подготовке рейтинга использовались два типа критериев: базовые (бизнес-школа оценивается только при их соблюдении) и дополнительные (существенны при оценке уровня и перспектив продвижения бизнес-школ).

Источники информации: база данных Scopus; официальные сайты аккредитующих организаций и официальные сайты бизнес-школ; данные, предоставленные бизнес-школами.

География исследования: страны СНГ.

Базовые критерии:

— наличие одной или нескольких международных институциональных аккредитаций EQUIS, AACSB или CEEMAN;

— и (или) наличие одной или нескольких международных программных аккредитаций EPAS, AMBA;

— и (или) вхождение в топ-500 предметного рейтинга QS «Бизнес и менеджмент» либо THE «Бизнес и экономика»;

— и (или) наличие не менее 25 публикаций по управленческой тематике в журналах списка ABDC (Аustralian Business Deans Council) в базе данных Scopus за 2019–2021 годы (за исключением списка журналов, разработанного в рамках проекта «Рейтинг публикационной и изобретательской активности университетов России — 2020»). Использование в качестве базового ABDC Journal Quality List (актуализирован в декабре 2019 года) гарантирует, с одной стороны, приемлемый уровень качества публикаций, с другой — накладывает тематические ограничения (менеджмент, маркетинг и пр.). Количество публикаций определялось для организации в целом, а не для отдельной бизнес-школы.

Дополнительные критерии:

— развитие партнерств. Учитывались партнерства всех типов (обмен студентами, совместные исследования, совместные образовательные программы и пр.) с зарубежными бизнес-школами, имеющими по крайней мере одну аккредитацию первого уровня;

— программы двойного диплома. Учитывались программы двойного диплома с зарубежными бизнес-школами, имеющими по крайней мере одну аккредитацию первого уровня. Обязательное условие: по итогам программы выдаются диплом «домашней» бизнес-школы и диплом зарубежного партнера. Исключены из рассмотрения: программы по франшизе; программы, по результатам которых выдаются сертификаты; краткосрочные программы.

Критерии отнесения к уровням видимости бизнес-школ на международном рынке:

— международные бизнес-школы: наличие институциональной аккредитации первого уровня и одной из программных аккредитаций первого уровня;

— бизнес-школы, активно продвигающиеся на международном рынке: наличие одной аккредитации первого уровня и (или) наличие не менее 150 публикаций, соответствующих методологии исследования и (или) наличие не менее 50 публикаций рейтинга A* и A, соответствующих методологии исследования;

— бизнес-школы, видимые на международном рынке: от нуля до 150 публикаций, аккредитации первого уровня отсутствуют.

Анализ курсов на платформе «Открытое образование». К направлению «Менеджмент» относятся направления подготовки: 08.02.00, 38.03.00, 38.03.03, 38.04.03, 27.03.05, 27.00.00, 27.04.03, 38.04.02, 27.04.08, 27.03.03. К направлению «Экономика» — 08.00.05, 38.00.00, 38.06.01, 27.04.07, 38.04.01, 38.03.01, 08.00.10, 38.04.08, 38.03.05, 38.04.05. К направлению «Анализ данных» — 01.03.05, 09.03.02, 01.03.02, 01.04.02, 09.03.03, 09.04.03.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Гибель Надежды Гибель Надежды

Популярные версии причины конфликта на банкете в кремлёвской квартире Ворошилова

Дилетант
Высчитываем биоритмы Высчитываем биоритмы

Как построить день так, чтобы не только всё успеть, но и преуспеть?

Лиза
Криптобудущее Криптобудущее

Жизненный цикл цивилизаций и наступающая эпоха свободы

Популярная механика
От Рахманинова до рок-группы на ВДНХ: Артемий Артемьев о пути в музыку, учебе у Лукаса и сохранении наследия отца От Рахманинова до рок-группы на ВДНХ: Артемий Артемьев о пути в музыку, учебе у Лукаса и сохранении наследия отца

Сын Эдуарда Артемьева — о влиянии отца и продолжении музыкальной династии

СНОБ
Показ модной коллекции телогреек для работников сельской местности и военизированной охраны Показ модной коллекции телогреек для работников сельской местности и военизированной охраны

СССР, 1953 год. Модный показ телогреек

Дилетант
Этот всеми любимый напиток повышает риск развития деменции в 3 раза: лучше не злоупотреблять! Этот всеми любимый напиток повышает риск развития деменции в 3 раза: лучше не злоупотреблять!

У людей, употребляющих этот напиток ежедневно, наблюдается снижение памяти

ТехИнсайдер
Эдуард Ратников — о театре «Одеон» и жизни без больших концертов Эдуард Ратников — о театре «Одеон» и жизни без больших концертов

Эдуард Ратников и его путь от стадионных шоу до мюзиклов

Правила жизни
«Конклав»: политический триллер о выборах Папы Римского и интригах в Ватикане «Конклав»: политический триллер о выборах Папы Римского и интригах в Ватикане

Чем впечатляет и разочаровывает «Конклав» Эдварда Бергера?

Forbes
Флаг Чехова Флаг Чехова

«Мелихово» — один из главных музеев, посвященных Антону Чехову

Отдых в России
Новая эклектика Новая эклектика

Уникальные пространства разноуровневой квартиры в Санкт-Петербурге

SALON-Interior
Мама-предприниматель: какой бизнес чаще выбирают женщины в России Мама-предприниматель: какой бизнес чаще выбирают женщины в России

Почему в современном мире женщинам не нужно выбирать между семьей и карьерой

Inc.
8 самых красивых японских внедорожников в истории 8 самых красивых японских внедорожников в истории

Невероятные японские внедорожники, не получившие должного внимания

4x4 Club
«Три толстяка» в пятнадцати пунктах «Три толстяка» в пятнадцати пунктах

Краткая история первой советской сказки «Три толстяка»

Weekend
«Скелеты в шкафу: Как наша тайная жизнь управляет явной» «Скелеты в шкафу: Как наша тайная жизнь управляет явной»

В какой момент младенцы начинают хранить тайны лучше шимпанзе

N+1
8 самых интересных фильмов и сериалов с Любовью Аксеновой 8 самых интересных фильмов и сериалов с Любовью Аксеновой

Самые запоминающиеся роли Любови Аксеновой

Maxim
Любимчик фортуны Любимчик фортуны

10 способов приманить удачу и стать успешной

Лиза
20 вопросов, которые нужно себе задать, чтобы выявить красные флаги в отношениях 20 вопросов, которые нужно себе задать, чтобы выявить красные флаги в отношениях

Честные ответы на эти вопросы помогут заметить все красные флаги в отношениях

Psychologies
Игра или проблема Игра или проблема

Что такое квадробинг и как реагировать родителям на эту субкультуру?

Лиза
Ничего личного Ничего личного

Почему не стоит давать советы окружающим?

VOICE
Равнение на середину Равнение на середину

Простые упражнения для тонкой талии и плоского живота

Лиза
Славянская гимнастика Славянская гимнастика

Упражнения для гармонии тела и духа, которые стоит попробовать

Лиза
Кончилась пленка, мотай Кончилась пленка, мотай

«Хэл Эшби: Ад и рай Голливуда»: об уникальном авторе эпохи Нового Голливуда

Weekend
Трудности электропривода Трудности электропривода

Почему китайцы теснят европейский автопром

Деньги
Чемодан без ручки Чемодан без ручки

Ситуации, в которых отношения обречены

Лиза
Эффект Матильды: как и почему женщины в науке остаются незамеченными Эффект Матильды: как и почему женщины в науке остаются незамеченными

Почему достижения женщин в науке оставались и остаются незамеченными?

ТехИнсайдер
Лиза Моряк: «Мне нравится снимать маску и быть настоящей» Лиза Моряк: «Мне нравится снимать маску и быть настоящей»

Актриса Лиза Моряк — о материнстве, хейте и любви к удобной одежде

Здоровье
Хозяин порта Хозяин порта

Фантастический рассказ Роберта Чамберса «Хозяин порта»

Наука и жизнь
Туда-сюда-издат Туда-сюда-издат

14 историй о том, как писатели пользовались тамиздатом

Weekend
«Все время чего-то не хватает для счастья»: как перестать гнаться за успехом и начать радоваться тому, что есть «Все время чего-то не хватает для счастья»: как перестать гнаться за успехом и начать радоваться тому, что есть

Как не потерять вкус к жизни в погоне за достижениями?

Psychologies
Пятеро на одного Формана и Али против рестлера: самые странные бои в истории бокса Пятеро на одного Формана и Али против рестлера: самые странные бои в истории бокса

Шесть необычных боксерских поединков прошлого

Forbes
Открыть в приложении