«Война Алана» Эмманюэля Гибера
Выбор Игоря Гулина
Французский комиксист Эмманюэль Гибер — автор выходившей в России несколько лет назад замечательной книги «Фотограф». Она была написана по мотивам так и не вышедшего репортажа фотографа Дидье Лефевра из воюющего Афганистана. Комиксы Гибера причудливо совмещались со снимками его приятеля, рисованная реконструкция — с документом. В более ранней «Войне Алана» он изобретает этот метод. Это тоже «чужие воспоминания».
С Аланом Коупом Гибер познакомился случайно. Оказавшись в середине 1990-х на острове Ре, он спросил дорогу у первого попавшегося прохожего. Тот оказался пожилым американцем, давно обосновавшимся на юго-западном побережье Франции. Они разговорились, подружились, Коуп стал рассказывать молодому французу о своей жизни, а тот решил сделать из его воспоминаний комикс. Разговоры эти длились пять лет, потом Алан умер, а Гибер продолжил работать в одиночестве — переслушивая записи, следуя по маршрутам покойного друга, разговаривая с его еще живыми знакомыми и собирая подробности.
Двадцатилетний застенчивый юноша из Сан-Франциско, Коуп впервые оказался в Европе в 1945 году, и большая часть его воспоминаний посвящена войне. Привычка заставляет ожидать здесь подвигов или, наоборот, ужасов и разочарования. Но в «Войне Алана» нет ни того ни другого.