Российская автоиндустрия переживает самый лютый кризис с осени 1941 года

ЭкспертАвто

Автопром доехал до пропасти

Это не ад, но чистилище. Российская автомобильная индустрия переживает, пожалуй, самый лютый кризис с осени 1941 года. Тем не менее слухи о ее скорой смерти сильно преувеличены

Александр Астапов

От старого АЗЛК у будущего «Москвича» будет только бренд. Какими же будут сами машины, не знает и руководство АО «Москвич», в том числе продакт-менеджмент, перешедший в новую компанию из «Рено Россия». Да-да, те самые парни, создавшие Renault Arkana и Kapture. Фото: Валентин Хухлаев/ТАСС

Автомобильное производство, как еще раз показали нынешние события, — средоточие и достижений, и проблем промышленности страны в целом. Именно поэтому «Эксперт» уделяет отрасли особое внимание. И угрозам (см. «Краштест», № 12 за этот год), и шансам на перерождение.

Прошло три месяца новой реальности. По меркам машиностроения очень немного даже с поправкой на чрезвычайный режим работы. Но достаточно, чтобы увидеть масштаб бедствия — и действия, предпринимаемые для спасения (звучит, наверное, громко, но это факт) этой значимой отрасли промышленности.

Постояли, и хватит

Начнем с производств легковых автомобилей российских марок.

На флагмане отрасли, АвтоВАЗе, в эти дни идет «импортозамещение» менеджмента. В том числе в закупках компонентов — важнейшем звене того импортозамещения, что без кавычек. До последнего времени отношениями со смежниками занималась сторонняя, подконтрольная Renault, компания «АПО Рус». Теперь тольяттинцам предстоит создать систему закупок заново одновременно с «перезагрузкой» всей базы поставщиков.

Производство же в Тольятти стояло c 4 по 24 апреля и весь май, и лишь 6 июня сборка была возобновлена. Но только модели «Гранта» (она собирается в отдельном корпусе, СКП «Калина») в упрощенном исполнении: с 90-сильным восьмиклапанным мотором «Евро-2», без АБС, подушек безопасности, преднатяжителей ремней безопасности и ГЛОНАСС — по четырехдневному графику в две смены. В июне будет также отгружено 452 машинокомплекта для сборки на «ЧеченАвто» и в компанию «Лада Спорт», которая собирает версию «Гранта Драйв Актив».

А главный конвейер пока стоит.

Сумрачна ситуация на «Ладе-Ижевск», выпускавшей еще недавно «Весту» и уже собиравшейся переходить на рестайлинговую версию модели. Обсуждается возможность ликвидации ижевской площадки и переноса производства «Вест» в Тольятти. Впрочем, новый председатель совета директоров АвтоВАЗа и одновременно глава Минпромторга Денис Мантуров утверждает, что не допустит закрытия автопроизводства в Удмуртии. Одно очевидно: до осени ждать возобновления производства в Ижевске не приходится.

Бывший «Автофрамос», а ныне Московский автомобильный завод «Москвич», пошел под разбор. Предприятие, последние годы специализировавшееся на сборке кроссоверов Renault, теряет часть оборудования. Линию по сварке Duster уже вывезли в Тольятти, продолжается демонтаж и вывоз и другого потребного оборудования. При этом зарплату продолжают получать не только рабочие завода, но и сотрудники представительства Renault, переведенные в штат свежесозданного предприятия. Что обнадеживает: неужто и вправду будет новый «Москвич»?

А вот УАЗ продолжает выпускать автомобили. Ритмично и без особых простоев, не считая «продленного» перерыва с 1 по 15 мая. Объемы не особо впечатляют: за первые пять месяцев этого года выпущено 4000 легковых УАЗов (без учета грузовых версий) — но заводчан это не смущает. Дилерам же в мае отгружено 1302 УАЗа (включая грузовики), на 41% меньше, чем год назад, когда выпустили 2199 машин. Из них «Патриотов» всего 275 (в мае 2021-го — 976 штук).

Зато выпуск УАЗ-452, он же в народе «буханка», сравним с показателями мая2021: 686 и 766 штук соответственно.

В грузовом сегменте группа ГАЗ работала и работает полную рабочую неделю. Ранее сообщалось о планах перейти на четырехдневку, но их, к счастью, воплощать в жизнь не пришлось, несмотря на двукратное сокращение выпуска. По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в мае отгружено дилерам 1890 «Газелей» и «Соболей» против 4381 в мае прошлого года. Программа импортозамещения компонентов на заводе за семью печатями (сами заводчане даже «не под диктофон» отказываются комментировать, говоря только, что в этом направлении трудятся в авральном режиме и смотрят в будущее со сдержанным оптимизмом). Но едва ли не большей проблемой, чем пауза в поставках и прочие издержки «поворота на Восток», стало схлопывание спроса у корпоративных парков.

Лидер в производстве «настоящих» грузовиков КамАЗ с 26 мая вернулся с трехдневки в нормальный график. Тягачи совместной с Mercedes разработки практически сняты с производства, «дополненное и переработанное издание» семейства К5 с «мерседесовской» кабиной и китайскими агрегатами только в стадии разработки. Но «импортозамещенный Cummins», двигатель КамАЗ-667, уже в стадии отладки. Пока же на конвейере в основном старые добрые грузовики семейства К3, по сути многажды модернизированные машины советской разработки. А потому в мае наступил спад: продано 1478 машин. Всего же с начала года продано 12,6 тыс. КамАЗов, из них 3307 полноприводных шасси 43118, используемых для спецмашин, и 2483 строительных самосвала модели 65115. За весь 2021 год же их было продано, по данным АЕБ, 7601 и 6582 штук соответственно. Как видим, падение сбыта этих моделей небольшое, в отличие и от других КамАЗов, и от грузовиков-конкурентов. Такова, видимо, нынче структура спроса на «грузовом» рынке…

…Которой пользуется завод «Урал» в Миассе, выпускающий в основном полноприводные шасси для спецнадстроек и самосвалы. Его результат — 2638 машин с начала года, из них 322 в мае. (За весь 2021 год, по данным АЕБ, 4871 штук — так что есть шансы даже на превышение прошлогодних показателей.) До камазовских успехов, конечно, все равно далеко, но покупатели отмечают более лояльную, чем у челнинцев, ценовую политику. Есть у завода еще одно преимущество: он не в санкционном списке благодаря отстранению завода от военных заказов последних лет (вот уж поистине, не было бы счастья, да несчастье помогло) и принадлежности «политически нейтральному» автопромышленнику Дмитрию Стрежневу и его группе ОМГ. Поэтому осталась возможность, пусть и окольными путями, ставить современные агрегаты вроде автоматических трансмиссий Allison. Но основа модельного ряда — Урал4320, еще более древний, чем КамАЗы К3: в его основе конструкция аж 1959 года.

Дела же с промсборкой даже хуже, чем с «родными» автозаводами. Основатель и владелец «Автотора» Владимир Щербаков развлекает публику обещаниями выпустить первые электромобили в первом квартале 2023 года и организовать их полноценное производство (включая компоненты) год спустя. Пока же он раздал своим сотрудникам земельные участки под посадку картошки, а также приглашает их на работы по сбору ягод: в июне — клубники, в июле — голубики. А также разнорабочими на строительстве жилого комплекса, который завод возводит для руководителей среднего и высшего звена. Таким образом Щербаков намерен сохранить коллектив, вынужденный выживать на все тех же двух третях среднего заработка. Но простой частичный: с 1 июня завод возобновил сборку Hyundai и Kia — в меньших масштабах (200 машин в день вместо 900 в старые времена) и некомплектных, не хватает некоторых компонентов, коими автоторовцы намерены дооснастить машины позже. А вот о сборке BMW в Калининграде, видимо, придется забыть вовсе.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Эволюция экскаваторов Эволюция экскаваторов

Строитель будущего будет управлять экскаватором не выходя из дома

Популярная механика
11 женских качеств, которые позарез нужны мужчинам 11 женских качеств, которые позарез нужны мужчинам

Позаимствуем у девушек самое ценное!

Maxim
11 способов становиться немного умнее каждый день 11 способов становиться немного умнее каждый день

Интеллект, как и тело, требует правильного питания и регулярных тренировок

Psychologies
«Делай что хочешь»: каким должен быть мир, чтобы в нем могли жить слепоглухие люди «Делай что хочешь»: каким должен быть мир, чтобы в нем могли жить слепоглухие люди

С какими препятствиями в жизни сталкиваются люди с двойным сенсорным нарушением

Forbes
Европа окончательно сжигает мосты Европа окончательно сжигает мосты

Санкции против НРД — ожидаемый шаг, но без эффекта

Эксперт
Кое-что о Рене Кое-что о Рене

Совершенно необязательно проживать все в полную силу и взаправду

Караван историй
Готовится ли Тайвань к войне? Готовится ли Тайвань к войне?

Китаевед Андрей Дагаев — о том, как устроено тайваньское общество

Эксперт
«Живите как горностай»: совет, проверенный временем «Живите как горностай»: совет, проверенный временем

Хватайтесь зубами за свое предназначение и не отпускайте его

Psychologies
«Газмагеддон» наоборот «Газмагеддон» наоборот

Мировой рынок газа столкнулся с небывалым ростом цен

Эксперт
Этикетка для виртуальной реальности: кому в метавселенной жить хорошо Этикетка для виртуальной реальности: кому в метавселенной жить хорошо

В метавселенной хорошо живется тем, кто этот факт осознает и делает выводы

Forbes
Просыпаюсь, как итальянка: что делают южные модницы, чтобы выглядеть богинями при минимальных затратах Просыпаюсь, как итальянка: что делают южные модницы, чтобы выглядеть богинями при минимальных затратах

Как, ну как итальянские блогеры выглядят так роскошно с самого утра?

VOICE
Пол Томас Андерсон: гид по творчеству режиссера (азбука «Правил жизни») Пол Томас Андерсон: гид по творчеству режиссера (азбука «Правил жизни»)

Почему режиссера Пола Томаса Андерсона так любят критики? Большой гид

Правила жизни
Мировой кубок Мировой кубок

Как создали чемпионат мира по футболу

Вокруг света
«Меня надо наказать за эту жизнь»: Джейн Биркин о токсичных отношениях «Меня надо наказать за эту жизнь»: Джейн Биркин о токсичных отношениях

Отрывок из «Дневника обезьянки» — автобиографической книги Джейн Биркин

Forbes
Вопрос дня: всем ли нужно быть лидером? Вопрос дня: всем ли нужно быть лидером?

«Сноб» спросил участников клуба: всем ли нужно быть лидером?

СНОБ
Как почистить столовые приборы до блеска: серебро, нержавейка и дерево Как почистить столовые приборы до блеска: серебро, нержавейка и дерево

Что делать, если налет на столовых приборах так просто не оттирается?

TechInsider
Антипригарное покрытие для посуды: какое лучше? Антипригарное покрытие для посуды: какое лучше?

Какие антипригарные покрытия сегодня бывают, какие у них плюсы и минусы

CHIP
«Если ты показываешь смерть, нужно показать и жизнь» «Если ты показываешь смерть, нужно показать и жизнь»

Как войну снимают женщины

Weekend
Иосиф Райхельгауз: Иосиф Райхельгауз:

Иосиф Райхельгауз — о своей работе в театре и о людях крупного масштаба

Коллекция. Караван историй
Один большой HDD или два маленьких: что лучше? Один большой HDD или два маленьких: что лучше?

Что лучше – использовать один большой накопитель или два маленьких?

CHIP
5 садовых лайфхаков, которые облегчат вашу жизнь 5 садовых лайфхаков, которые облегчат вашу жизнь

Садоводство — это целое искусство

TechInsider
Знаете ли вы, что самыми точными часами в мире считаются атомные? 5 интересных фактов о времени для самых любознательных Знаете ли вы, что самыми точными часами в мире считаются атомные? 5 интересных фактов о времени для самых любознательных

Интересные фактов о времени и часах

TechInsider
Проиграть — так миллион: 8 лучших фильмов о казино Проиграть — так миллион: 8 лучших фильмов о казино

Как кинематограф в разные годы показывал бытование игроков и игорных заведений

Правила жизни
Как густое мещанское счастье стало главной целью Как густое мещанское счастье стало главной целью

Григорий Ревзин об Эдварде Беллами и его «Взгляде назад»

Weekend
Возможно ли «цивилизационное равнодушие» России к «коллективному Западу»? Возможно ли «цивилизационное равнодушие» России к «коллективному Западу»?

Россия должна найти свой образ будущего, а не искать единства с Европой

Эксперт
Терраформирование Марса: можно ли превратить в оазис пески Красной планеты? Терраформирование Марса: можно ли превратить в оазис пески Красной планеты?

Насколько реально терраформирование Красной планеты

TechInsider
8 вещей, о которых вы пожалеете после 30 лет 8 вещей, о которых вы пожалеете после 30 лет

Как не потратить свою жизнь на сожаления

Psychologies
Как обустроить сад в средиземноморском стиле: 4 идеи от ландшафтного дизайнера Как обустроить сад в средиземноморском стиле: 4 идеи от ландшафтного дизайнера

Как создать на своем участке сад, который будет напоминать о пейзажах Ниццы?

Вокруг света
10 мифов о вредном и полезном загаре: советы врача-дерматовенеролога 10 мифов о вредном и полезном загаре: советы врача-дерматовенеролога

Развенчиваем самые популярные мифы о загаре и защитных средствах от солнца

Psychologies
Максим Стоянов: Максим Стоянов:

Интервью со звездой сериала «Шифр» Максимом Стояновым

Коллекция. Караван историй
Открыть в приложении