Дефицит и рекордный рост цен не смогли остановить рост продаж автомобилей

ЭкспертАвто

Автомобили становятся недоступным товаром

Беспрецедентный дефицит и рекордный рост цен не смогли остановить рост продаж автомобилей на российском рынке в прошлом году. Сложной рыночной конъюнктурой смогли воспользоваться китайские производители, которые вдвое нарастили у нас свою рыночную долю

Алексей Грамматчиков

Ажиотажный спрос на фоне дефицита автомобилей привел к удорожанию машин. Средняя цена нового авто в России в 2021 году выросла на 23%, превысив 2 млн рублей

Минувший год имеет все шансы войти в историю российского авторынка как один из самых запоминающихся — такого беспрецедентного роста цен и дефицита автомобилей не могут припомнить даже старожилы автомобильного рынка, притом что он никогда не отличался стабильностью и частенько напоминал захватывающую езду на американских горках. Напомним, что еще десять лет назад, с 2009-го по 2012-й, спрос на новые машины в России характеризовался уверенным разгоном и достиг рекордных 2,94 млн штук в год. Затем в течение четырех лет продажи упали до 1,43 млн единиц (по итогам 2016 года). В 2017 и 2018 годах рынок вроде бы начал набирать темп, показав прирост в 12 и 13% соответственно. Однако в 2019 году продажи вновь пошли вниз, сократившись на 2,3%, до 1,76 млн машин. Пандемийный 2020-й усугубил падение: рынок сжался еще на 9,1%, до 1,59 млн единиц. И вот в 2021 году опять рост: согласно опубликованным на прошлой неделе данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), продажи новых автомобилей составили 1,67 млн штук, это на 4,3% больше, чем в 2020 году. И это при том, что авторынок весь прошлый год испытывал беспрецедентное влияние крайне негативных факторов.

Дефицитный ажиотаж

Нехватка машин на складах импортеров и дилеров начала ощущаться еще в конце 2020 года; все думали, что это скоро пройдет, но, увы, проблема только усугубилась. Как уже неоднократно отмечалось, ключевой причиной дефицита автомобилей были сначала производственные сбои из-за пандемийных локдаунов, нарушение логистических цепочек, однако вскоре мировая промышленность стала испытывать острый недостаток полупроводников — в связи с этим на протяжении 2021 года останавливались конвейеры автомобильных гигантов, в том числе в России.

По данным аналитической компании LMC Automotive, глобально из-за дефицита чипов в 2021 году в общей сложности было произведено на 9,6 млн автомобилей меньше, чем планировалось. Это ощутимый удар по мировой автоиндустрии: получается, что автомобильные компании не смогли выпустить почти каждый шестой автомобиль, или порядка 15% своего годового объема (по предварительным итогам 2021 года всего в мире было выпущено порядка 65 млн машин). Представители автомобильных компаний в России признают, что если бы автомобилей в салонах хватало, показатели продаж были бы гораздо выше. «Российский рынок имеет большое значение для нашей компании — глобально он занимает второе место после Германии, — рассказал “Эксперту” Петер Шольц, глава Škoda в России. — В 2021 году у нас был план продать в России 100 тысяч автомобилей, но мы реализовали только 90,4 тысячи. Если бы поставок было достаточно, за прошлый год мы смогли бы продать 120 тысяч авто и даже больше».

«В сентябре и октябре наши заводы в Москве останавливались, из-за этого мы не смогли произвести запланированный объем автомобилей, — продолжает Ян Птачек, генеральный директор Renault в России. — Но мы надеемся на лучшее: в декабре и январе наш московский завод работал без сбоев».

Участники рынка предполагают, что если бы не дефицит автомобилей, показатели продаж были бы минимум на 10–15% выше и вполне могли бы приблизиться к отметке 1,9 млн единиц. Однако есть и другое мнение: часть продавцов говорит, что в некоторых случаях дефицит не сдерживал, а наоборот, подстегивал спрос. Здесь сработала потребительская психология, знакомая со времен СССР: когда гражданин заходил в универмаг и видел большую очередь за дефицитным товаром, он инстинктивно пристраивался следующим. Раз товар заканчивается, надо его брать — так рассуждали многие покупатели автомобилей в ушедшем году.

Ценовой перегрев

Помимо дефицита серьезным потрясением для авторынка в 2021 году стал беспрецедентный скачок цен. Разгон стоимости автомобилей в России оказался рекордным за последние годы: по оценкам «Автостата», в 2021 году средняя цена нового авто в РФ выросла почти на четверть — на 23% — и превысила двухмиллионную планку, дойдя до 2,07 млн рублей. Для сравнения: в 2020 году средняя цена авто в России увеличилась на 7% (1,68 млн рублей), в 2019-м — на 9% (1,57 млн рублей). И даже в 2015 году после обвала курса рубля рост цен на автомобили был меньше прошлогоднего — тогда он фиксировался на отметке +20% (1,19 млн рублей). Таким образом, по подсчетам аналитиков, с 2014 года увеличение средней стоимости машин составило внушительные 107%! А в денежном выражении российский авторынок в прошлом году достиг рекордных 3,02 трлн рублей — на треть больше, чем в позапрошлом.

Но на самом деле рост цен на автомобили в 2021-м был гораздо более значимым по сравнению с официальной статистикой. Дело в том, что она учитывает так называемые рекомендуемые розничные цены (РРЦ) автопроизводителей. В реальности автомобили доставались покупателям по завышенным расценкам. Тут не упустить свою выгоду постарались автомобильные дилеры: сильно пострадавшие от спада 2018 и 2019 годов, а затем пандемийного 2020-го, порой находившиеся на грани банкротства дилерские предприятия вдруг поняли, что наступил «рынок продавца», когда в условиях нехватки машин автосалоны могут диктовать свои условия, в том числе завышая цены. Юридическая лазейка была найдена быстро: дилеры продавали ходовые модели за счет оснащения их «допами» — дополнительным оборудованием. В результате установка по определению недорогой электроники — скажем, парктроников или сигнализации — обходилась покупателю еще минимум в 200– 300 тыс. рублей. А на особенно редкие и дорогие модели дилерские накрутки иногда могли достигать 1–2 млн рублей, или 20–25% от РРЦ.

После двухлетнего спада продажи авто вновь начали расти

Источник: АЕБ

Автопроизводители пытались воздействовать на дилеров, чтобы они умерили свои аппетиты, но вынуждены были признать, что эффективных юридических рычагов воздействия на дилерские сети у них не существует. «Дилер — это юридически независимая компания, она имеет свободу в условиях рынка, когда спрос определяет предложение, — констатирует Дмитрий Данковский, директор по маркетингу Kia в России. — Мы, со своей стороны, как могли убеждали дилеров, что важно выстраивать долгосрочные отношения с клиентами. Однако когда на складе условно есть 150 автомобилей, которые хотят купить 200 человек, то, увы, 50 человек не смогут это сделать, а остальные будут готовы рассмотреть возможность приобрести машину по более высокой цене — таков закон рынка».

Регулятор тоже пытался вмешаться в ситуацию: в конце 2021 года Федеральная антимонопольная служба и Роспотребнадзор выступали с публичными заявлениями о том, что необходимо найти механизм, регулирующий уровень накрутки цен на машины в условиях дефицита. В частности, высказывалась идея юридически закрепить размер дилерской маржи за каждый продаваемый автомобиль. Однако до сих пор эти предложения не были воплощены даже в проектах нормативных актов; более того, в конце декабря против инициативы ограничения маржинальности бизнеса автодилеров официально выступило руководство Минпромторга, по мнению которого, подобные шаги будут сдерживать развитие авторынка.

Цены на авто в РФ показали рекордный прирост

Источник: «Автостат»

Китайское вторжение

По-прежнему прочные лидирующие позиции на российском автомобильном рынке занимает АвтоВАЗ с показателем 350,7 тыс. проданных машин и рыночной долей 21%. Впрочем, прирост продаж ведущего российского автопроизводителя на 2% оказался меньше, чем в среднем по рынку. Руководство компании отмечает, что в ушедшем году она сильно пострадала от нехватки полупроводников: осенью 2021 года конвейер автозавода в Тольятти несколько раз полностью останавливался из-за сбоев с поставками электронных компонентов (в частности, от германского производителя Bosch). В результате дилерские центры не смогли получить в нужных объемах модели Lada Granta, ХRay, Largus.

Меньше среднерыночных показателей выросли и идущие на втором и третьем месте корейские бренды Kia и Hyundai (205,8 тыс. и 167,3 тыс., прирост на 2 и 3% соответственно). Представители этих компаний также жалуются на недостаточные поставки. «В 2021 году спрос превышал предложение, автомобилей в дилерских сетях не хватало, наш завод под Санкт-Петербургом работал на пределе возможностей», — рассказал на итоговой пресс-конференции Алексей Калицев, управляющий директор «Хёндэ Мотор СНГ».

Выше рынка смогла увеличить свои продажи идущая на пятом месте японская Toyota (97,9 тыс., + 7%), не смогли удержать в плюсе позиции чешская Skoda (90,4 тыс., −4%), немецкий Volkswagen (86,1 тыс., −14%), японский Nissan (51,3 тыс., −9%). Неплохо чувствовали себя на рынке премиальные бренды BMW (46,8 тыс., +10%) и Mercedes-Benz (43 тыс., +11%).

Но самой большой динамикой прироста в ушедшем году отличились китайцы: марка Haval сумела увеличить свои продажи более чем в два раза (39,1 тыс., +125%), Chery — более чем втрое (37,1 тыс., +224%), Geely — более чем наполовину (24,5 тыс., +59%, см. таблицу).

Результаты продаж ведущих марок на российском авторынке в 2021 г.

Источник: АЕБ

Китайские бренды последние годы наращивают свое присутствие весьма стремительно: по данным аналитического агентства «Автостат», если в 2019 году доля автопроизводителей из КНР на российском авторынке составляла всего 2,4%, то в 2020-м она поднялась до 3,8%. А годом позже выросла почти вдвое — до 7,3% от всех продаж новых авто в России. «Китайские автопроизводители лучше всех в 2021 году сумели справиться с дефицитом машин и обеспечить для России нужный объем поставок, — отметил на недавней конференции Autostat Analytic Day Сергей Целиков, директор “Автостата”. — Качество китайских автомобилей и их оснащенность в последнее время также заметно улучшаются. Кроме того, бренды из КНР более успешно сдерживают цены и в ушедшем году решительнее боролись с накрутками дилеров. Можно прогнозировать, что в ближайшее время доля китайских марок продолжит увеличиваться высокими темпами: в 2022 году она может достигнуть 10%, в следующем году — 15%».

Китайские производители умело воспользовались трудной ситуацией и нарастили свое присутствие на российском рынке

Дефицит и рост цен продолжатся

Как будет себя вести российский автомобильный рынок в наступившем году? Его участники говорят о множестве неопределенных факторов, связанных с продолжением пандемии, курсом рубля, геополитической ситуацией, сохраняющимся дефицитом чипов. Но в целом автомобильные компании настроены скорее позитивно: согласно консолидированному мнению автопроизводителей — членов АЕБ, в 2022 году продажи новых авто в России опять покажут сдержанный рост в 3,3%, до 1,722 млн единиц.

И это при том, что ключевые негативные факторы по-прежнему будут влиять на положение дел. Согласно исследованию консалтинговой компании Roland Berger, проблема с нехваткой полупроводников в мировой экономике останется актуальной не только в 2022 году, но и в следующем. По данным аналитиков, спрос на чипы в ближайшие несколько лет будет расти на 17% в год, а мощность выпускающих их предприятий способна повышаться только на 6% в год. И быстро увеличить объемы выпуска микроэлектроники вряд ли получится, так как развитие предприятий такого рода — очень инертный процесс.

«К сожалению, дефицит автомобилей в наступившем году не исчезнет — скорее всего, в первой половине текущего года на российском рынке будет отмечаться нехватка автомобилей», — заявил на пресс-конференции Томас Штерцель, председатель комитета автопроизводителей АЕБ, глава Porsche в России. «Дефицит машин сохранится минимум до середины 2022 года, — соглашается Ирина Шрамко, генеральный директор “BMW Group Россия”. — На начало наступившего года мы имеем запас складов в четыре раза меньше, чем в начале 2021-го. За прошедший год отмечалась ситуация, когда на нашем партнерском российском заводе “Автотор” машины стояли недоукомплектованные, ожидая поставок нужных деталей; из-за нехватки комплектующих мы продали примерно на 10 процентов меньше автомобилей в России, чем могли бы. При этом спрос на наши автомобили в России остается высоким — в частности, мы удивлены большим вниманием к электромобилям: спрос на электрокары нашей марки в России сейчас существенно превышает предложение, мы просим наш головной офис в Германии выделить дополнительные квоты для электрокаров и планируем в наступившем году вывести на российский рынок еще одну модель на электрическом приводе».

Основная причина снижения предложения автомобилей во всем мире — дефицит чипов для создания автомобильных электронных систем

Увы, участники рынка предрекают и продолжение роста цен на автомобили, которое будет связано с дорожающими материалами, комплектующими, услугами логистики и другими расходами. Производители надеются, что в новом году динамика роста цен будет не такой высокой, как в прошлом, но в любом случае продолжающееся удорожание автомобилей будет особенно болезненно для России, где реальные доходы населения не поспевают за скачками цен. В результате личное транспортное средство становится все менее доступным для среднестатистического российского потребителя: например, одно из последних исследований «РИА Новости» говорит о том, что в настоящее время приобретение нового автомобиля в России доступно менее чем для 20% домохозяйств.

Еще в начале ХХ века основоположник мировой автоиндустрии Генри Форд вывел формулу, согласно которой автомобиль может считаться массовым продуктом, когда его цена равна годовой зарплате рабочего. В США этот баланс сохраняется: при среднестатистической годовой зарплате 43 тыс. долларов средняя цена нового автомобиля на американском рынке составляет порядка 41 тыс. долларов. В России ситуация кардинально другая. При средней зарплате 54 тыс. рублей (данные Росстата на конец ушедшего года) и средней цене авто 2,07 млн рублей потребителю придется копить на его приобретение 3,2 года, ни на что не тратя заработанные деньги. Такой разрыв в ближайший год и далее будет серьезным сдерживающим фактором развития российского автомобильного рынка. Хотя его участники стараются не терять оптимизма. «Да, в ближайшее время темпы развития продаж новых автомобилей в России будут медленными, но потенциал российского рынка весьма велик, — отметил на пресс-конференции АЕБ Алексей Калицев из Hyundai. — Хотя бы потому, что у нас очень устаревший автопарк. В России потребность в личном транспорте будет оставаться высокой, она будет двигать рынок. А рост цен частично сгладит для потребителя развитие кредитных программ, проникновение которых в среднем достигло уже почти 50 процентов».

Денежный объем авторынка достиг рекордного значения

Источник: «Автостат»

Фото: DPA/ТАСС, Наталия Федосенко/ТАСС, CTK/TASS

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

К российскому автопрому подключают электричество К российскому автопрому подключают электричество

Отечественный автобизнес запустил проекты по разработке электромобилей

Эксперт
Песни у костра в мегаполисе: как урбанистка создала бизнес на антистресс-хорах Песни у костра в мегаполисе: как урбанистка создала бизнес на антистресс-хорах

Как урбанистке Юлии Штокало пришла идея проводить классы по хоровому пению

Forbes
Турецкий друг: здесь скрыт кинжал за каждою улыбкой Турецкий друг: здесь скрыт кинжал за каждою улыбкой

Чем обернутся отношения России и Турции в результате войны в Нагорном Карабахе

Эксперт
Мама-предприниматель: какой бизнес чаще выбирают женщины в России Мама-предприниматель: какой бизнес чаще выбирают женщины в России

Почему в современном мире женщинам не нужно выбирать между семьей и карьерой

Inc.
Оцифровать и не пустить: почему болельщики боятся Fan ID Оцифровать и не пустить: почему болельщики боятся Fan ID

Государство планирует ввести цифровой паспорт болельщика

Эксперт
8 самых интересных фильмов и сериалов с Любовью Аксеновой 8 самых интересных фильмов и сериалов с Любовью Аксеновой

Самые запоминающиеся роли Любови Аксеновой

Maxim
Ольгерд vs Дмитрий Ольгерд vs Дмитрий

«Собирателем» русских земель могло стать Литовское, а не Московское княжество

Дилетант
Что такое речевой дресс-код и как вызвать доверие у собеседника Что такое речевой дресс-код и как вызвать доверие у собеседника

Как и по каким параметрам корректировать свою речь в зависимости от ситуации

РБК
Леса, озера, черный снег Леса, озера, черный снег

Экологическая повестка захватила западный мир

Эксперт
Этот всеми любимый напиток повышает риск развития деменции в 3 раза: лучше не злоупотреблять! Этот всеми любимый напиток повышает риск развития деменции в 3 раза: лучше не злоупотреблять!

У людей, употребляющих этот напиток ежедневно, наблюдается снижение памяти

ТехИнсайдер
Экономика падения Берлинской стены Экономика падения Берлинской стены

Поспешная интеграция Восточной Германии в Западную обошлась очень дорого

Монокль
Эдуард Ратников — о театре «Одеон» и жизни без больших концертов Эдуард Ратников — о театре «Одеон» и жизни без больших концертов

Эдуард Ратников и его путь от стадионных шоу до мюзиклов

Правила жизни
Катя Рыблова и «мягкая интервенция»: как смотреть проект «Переход цвета» в Доме Наркомфина Катя Рыблова и «мягкая интервенция»: как смотреть проект «Переход цвета» в Доме Наркомфина

«Переход цвета» — первая инсталляция из серии «Несущие конструкцию»

СНОБ
В чем разница между обычным фотоаппаратом и кинокамерой? Узнайте простой ответ! В чем разница между обычным фотоаппаратом и кинокамерой? Узнайте простой ответ!

Что стоит учесть, выбирая камеру? Чем они отличаются?

ТехИнсайдер
«Самые веселые съемки у меня были с Филиппом Киркоровым»: Кристина Вайнас — о кино, сыне и браке с Кириллом Дыцевичем «Самые веселые съемки у меня были с Филиппом Киркоровым»: Кристина Вайнас — о кино, сыне и браке с Кириллом Дыцевичем

Кристина Вайнас — о фильме «Финист. Первый богатырь» и сыне

VOICE
Не вибрируй! Не вибрируй!

4 признака того, что стиральная машина скоро сломается

Лиза
Менкипинг: как жены становятся «бесплатными психологами» для мужей и почему так происходит Менкипинг: как жены становятся «бесплатными психологами» для мужей и почему так происходит

Почему мужчины обращаются к своим женам, а не к психологам?

Psychologies
Внутри рубина лазерный луч может отбрасывать тень при облучении другим лазером Внутри рубина лазерный луч может отбрасывать тень при облучении другим лазером

Световые мечи из «Звездных войнов» — не просто фантастика

ТехИнсайдер
Сказка о нарезанном времени: 4 урока тайм-менеджмента от моей бабушки Сказка о нарезанном времени: 4 урока тайм-менеджмента от моей бабушки

Вы часто сетуете, что в сутках всего 24 часа? Хронически ничего не успеваете?

Psychologies
Все будет хорошо! Все будет хорошо!

15 фильмов против осенней хандры

Лиза
Стремящаяся вверх Стремящаяся вверх

Евгения Леонтьева — альпинистка и спортивный фотограф

Отдых в России
От нефтеразведки до торговли: как российские компании применяют нейросети От нефтеразведки до торговли: как российские компании применяют нейросети

В каких сферах применяют ИИ и каких результатов удалось добиться?

Inc.
Мажорные аккорды российских атомщиков: как технологии открывают путь к (почти) неисчерпаемой энергии Мажорные аккорды российских атомщиков: как технологии открывают путь к (почти) неисчерпаемой энергии

Реактор БН-800: как он может повлиять на будущее человечества?

СНОБ
«Еретик»: религиозный хоррор с Хью Грантом в роли профессора-маньяка «Еретик»: религиозный хоррор с Хью Грантом в роли профессора-маньяка

Чем впечатляет хоррор-триллер «Еретик»?

Forbes
5 недооцененных мест, куда стоит съездить 5 недооцененных мест, куда стоит съездить

Пять нераспространенных направлениях, которые удивят даже опытного туриста

Inc.
Ничего личного Ничего личного

Почему не стоит давать советы окружающим?

VOICE
Золотой голос Золотой голос

Оперная певица Екатерина Смолина — о непростом творческом пути

Отдых в России
Изменения к лучшему: каким получился обновленный кросс-купе Exeed RX Flagship Изменения к лучшему: каким получился обновленный кросс-купе Exeed RX Flagship

Чем кросс-купе Exeed RX Flagship отличается от своего «старшего брата»

Forbes
Как выйти замуж после 50 (в первый раз): личный опыт Как выйти замуж после 50 (в первый раз): личный опыт

Она впервые вышла замуж в 53 года, разрушив все возможные стереотипы

Psychologies
Как у тебя хорошо! Как у тебя хорошо!

Как правильно просить дом о помощи?

VOICE
Открыть в приложении