Минтранс пытается обязать аэропорты обзавестись дорогой гусеничной техникой

ЭкспертБизнес

Авиапассажиры помогут Уралвагонзаводу

Минтранс пытается обязать аэропорты обзавестись дорогой гусеничной техникой на базе танков. Ее вероятный поставщик — хронически убыточный Уралвагонзавод

Александр Лабыкин

Инженерные тягачи на базе танков неподъемны по цене для большинства аэропортов России

Правительство, похоже, задумало подвесить очередной «груз» к и без того падающему рынку авиаперевозок. Минтранс готовит приказ, обязывающий аэропорты иметь дорогую аварийно-спасательную технику для эвакуации авиалайнером, съехавших со взлетной полосы. Судя по всему, речь идет о бронированных инженерных комплексах БРЭМ-1, сделанных на базе танков Т-72 и Т-90 и выпускаемых входящим в госкорпорацию «Ростех» Уралвагонзаводом, который несколько лет не может выбраться из долгов. В Минэкономразвития уже посчитали, что их приобретение может стоить аэропортам свыше семи миллиардов рублей — это больше суммы, которую ежегодно выделяют из бюджета на стимулирование авиаперевозок. В авиасообществе уверены, что у аэропортов не будет другого выхода, кроме как включить вынужденные инвестиционные затраты в тариф для авиакомпаний, которые учтут эти издержки в стоимости авиабилетов. Это окажет ощутимое давление на рынок авиаперевозок, который уже начал падать из-за значительного подорожания топлива и роста курса валют.

Незаменимый БРЭМ-1

Речь идет о проекте приказа Минтранса, который сейчас проходит процедуру общественного обсуждения на портале правовых актов (regulator.gov) и предполагает внесение изменений в «Требования к операторам аэродромов гражданской авиации» федеральных авиационных правил. Их предлагается дополнить обязательством для аэропортов с пассажиропотоком свыше 500 тыс. пассажиров в год иметь «аварийно-спасательное оборудование для эвакуации воздушного судна при невозможности его самостоятельного движения». В авиасообществе быстро вычислили, что речь идет о продукции Уралвагонзавода (УВЗ) — единственного в стране производителя танков и новой инженерной техники на их основе. «В проекте приказа прямо не указано на эту технику, и, теоретически, разные производители могли бы сделать на основе списанных Минобороны танках тягачи с инженерно-спасательным оборудованием, — говорит главный редактор портала “Авиапорт” Олег Пантелеев. — Другое дело, что ни у кого такие линии не налажены, готовые мощности для этого есть лишь у УВЗ, который к тому же обладает и готовой техникой».

УВЗ уже продал в апреле один БРЭМ-1 аэропорту Домодедово, в пресс-службе которого пояснили, что приобрели технику, чтобы быть готовыми к ожидаемым изменениям в авиационных правилах. «Гражданская версия гусеничных тягачей не подходит для эвакуации воздушных судов с размытых поверхностей, — пояснили “Эксперту” в Домодедово. — Им элементарно не хватит массы, чтобы вытянуть, например, широкофюзеляжный двухпалубный самолет из грунта без твердого покрытия. В стране подобный заказ можно сделать только одному предприятию — Уралвагонзаводу».

Минтранс обосновывает необходимость своего приказа случаем в аэропорту Храброво, где в начале прошлого года из-за сломанного шасси наполовину съехал со взлетной полосы Airbus 320 «Аэрофлота», из-за чего калининградская авиагавань более суток оставалась парализованной, отменив 19 рейсов. Имевшиеся в аэропорту колесные легкие тягачи, предназначенные в основном для транспортировки лайнеров по бетонному покрытию, не смогли вытянуть Airbus, поэтому чиновники решили, что без тяжелой бронетехники теперь не обойтись. «БРЭМ-1М уникальны по своим характеристикам и способны эвакуировать самолет даже в экстремальных погодных условиях и чрезвычайных ситуациях, — говорит пресс-секретарь Уралвагонзавода Дмитрий Литовкин. — Они оборудованы грейдером, краном и большим арсеналом инженерного оборудования, с помощью которого можно на месте произвести первичный ремонт самолета. Мы несколько лет проводили маркетинговые исследования, изучая аэропортовое хозяйство, и думаем, что спрос на эти тягачи будет хороший».

Цены на авиатопливо увеличиваются в среднем на четверть за год

Техника будет простаивать

Впрочем, маловероятно, что УВЗ спрос будет столь уж велик, если аэропорты не заставят в обязательном порядке приобретать тягачи, стоимость которых слишком высока для потенциальных покупателей. И если аэропортам Московского авиаузла они по карману (хотя во Внуково и Шереметьево гусеничные тягачи на базе более старых танков есть давно), то региональным — нет. Озабоченность этим после консультаций с региональными аэропортами и производителями авиатехники уже высказало Минэкономразвития в своем отзыве на проект приказа Минтранса: «По информации, представленной в рамках публичных консультаций, стоимость полного комплекта оборудования может быть в среднем оценена в 200 млн рублей. Таким образом, для всех аэропортов, имеющих пассажиропоток более 500 тысяч человек в год (всего их 38. — “Эксперт”), затраты на приобретение оборудования могут составить 7,6 млрд рублей». В связи с этим Минэкономразвития считает инициативу Минтранса избыточной и способной привести к необоснованным расходам предприятий и бюджетов всех уровней. Впрочем, по словам Дмитрия Литовкина, аэропортам не обязательно заказывать технику на базе новых танков, УВЗ вполне может переоборудовать и бывшую в употреблении военную технику.

Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод имени Ф. Э. Дзержинского» — уникальное предприятие гражданско-оборонного назначения, где помимо железнодорожных вагонов и платформ производят многие виды военной техники, включая непревзойденные в мире по своим характеристикам танки нового образца «Армата», «Терминатор» и прочие. Но гособоронзаказ, экспорт (куда идут Т-72 и Т-90) и внутренний рынок вагонов не спасают его экономику: общая долговая нагрузка предприятия еще три года назад оценивалась в 200 млрд рублей и с тех пор снизилась не намного — сейчас она составляет свыше 130 млрд рублей. Правительство периодически пытается спасать госкорпорацию через кредиты госбанков, но особого успеха это пока не принесло: в 2015 году чистый убыток УВЗ составил 16,4 млрд рублей, в 2016 году он сократился до 4,5 млрд рублей, но уже за полгода 2017-го вновь вырос почти на 40% к тому же периоду позапрошлого года. Если УВЗ продаст 40 аэропортам гусеничные тягачи даже всего по 50 млн рублей, выручка составит около двух миллиардов, а если по 100 млн, то поможет теоретически выйти на прибыль. Другое дело, что для аэропортов и авиарынка в целом это может обернуться серьезными проблемами.

«Я понимаю, что есть горячее желание поддержать УВЗ, но почему для этого опять хотят залезть в карман аэропортов? Пусть даже эта техника будет стоить не 200 миллионов, а несколько десятков миллионов рублей, это все равно непомерные расходы для многих аэропортов, — говорит генеральный директор ассоциации “Аэропорт” Виктор Горбачев. — Тем более что надо будет для этой техники обучать и содержать экипаж, нести расходы на обслуживание и так далее. При средней рентабельности аэропортов в два-три процента мало у кого найдутся свободные средства на покупку многомиллионной техники, а значит, придется брать дорогие кредиты».

Генеральный директор АО «Аэропорт Горно-Алтайск» Сергей Круглов отмечает, что аварийные ситуации с тяжелыми (свыше 125 тонн) самолетами, подобные той, что была в Храброво, в стране происходят раз в двадцать-тридцать лет, а значит, дорогая техника будет подолгу простаивать: «Большая редкость, чтобы самолет сошел с полосы именно в распутицу и увяз в грязи. Лично в моей практике только в Омском аэропорту был случай, когда самолет съехал с полосы, но тогда с этим легко справились обычные колесные тягачи. В то же время для многих региональных аэропортов выложить несколько десятков, не то что сотен, миллионов рублей — это нереально, это верное банкротство при их низкой загруженности».

Из-за роста цен на услуги аэропортов и топливо и из-за скачка курса валют роста пассажиропотока в этом году может не быть

Сколько дали — столько взяли?

По словам представителя Международной ассоциации аэропортов Галины Захаровой, если Минтранс обяжет аэропорты покупать военную гусеничную технику, то большинству из них эти затраты в любом случае придется включить в тариф на аэропортовое обслуживание для авиакомпаний. Общие затраты авиакомпаний на обслуживание в аэропортах, включая расходы на топливо, составляют в среднем свыше 60% стоимости авиабилета. Если опираться на расчеты Минэкономразвития, то меры господдержки в виде субсидирования авиаперевозок на внутренних авиалиниях ситуацию не спасут: в прошлом году на эти цели из бюджета было потрачено 6,8 млрд рублей, а на закупку техники может понадобиться все 7 млрд. К тому же в прошлом году тарифы на услуги аэропортов уже заметно выросли. Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта в середине года жаловалась в ФАС на повышение в среднем на 20–25% стоимости услуг аэропортов Московского авиаузла (их тарифы не регулируются ввиду конкурентности локального рынка). В региональных аэропортах, в свою очередь, из-за повышения цен на топливо на 15–25% выросли нерегулируемые тарифы (это до половины общей стоимости их услуг). Тогда столичные аэропорты помимо подорожания топлива объяснили повышение цен на свои услуги высокими инвестиционными затратами, связанными с подготовкой инфраструктуры к чемпионату мира по футболу. Сейчас в стране за счет государства и частных инвесторов строят два новых аэропорта — в Ростове и Саратове, модернизируют воздушные гавани в Волгограде, Севастополе, Новосибирске и Хабаровске. Понятно, что часть этих инвестиционных расходов также будет заложена в тариф для авиакомпаний. Таким образом, если в прошлом году, по данным Росавиации, пассажирооборот увеличился на 20,3% (до 105 млн пассажиров) по сравнению с 2016 годом, то в этом году мы можем столкнуться со стагнацией или с падением рынка из-за роста цен и, как следствие, с новой чередой банкротств авиакомпаний, рентабельность которых сейчас составляет порядка 5–7%.

«Поэтому оптимальным и наиболее разумным решением видится не обязывать аэропорты приобретать дорогую гусеничную технику, а разрешить им просто заключать договоры с организациями, которые ее имеют, — считает Олег Пантелеев. — Тогда они будут нести затраты лишь в случае серьезных ЧП и лишней нагрузки на тариф не будет. Тем более что такая практика уже есть — подъемные краны аэропорты в случае необходимости поднять лайнер арендуют у строителей».

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

В космос из гаража В космос из гаража

Космические стартапы делают ставку на легкие ракеты и производство в регионах

РБК
Гигантские шершни добрались до Европы Гигантские шершни добрались до Европы

Южных гигантских шершней заметили в Испании

N+1
Песни у костра в мегаполисе: как урбанистка создала бизнес на антистресс-хорах Песни у костра в мегаполисе: как урбанистка создала бизнес на антистресс-хорах

Как урбанистке Юлии Штокало пришла идея проводить классы по хоровому пению

Forbes
Экономика падения Берлинской стены Экономика падения Берлинской стены

Поспешная интеграция Восточной Германии в Западную обошлась очень дорого

Монокль
«Все время чего-то не хватает для счастья»: как перестать гнаться за успехом и начать радоваться тому, что есть «Все время чего-то не хватает для счастья»: как перестать гнаться за успехом и начать радоваться тому, что есть

Как не потерять вкус к жизни в погоне за достижениями?

Psychologies
Эдуард Ратников — о театре «Одеон» и жизни без больших концертов Эдуард Ратников — о театре «Одеон» и жизни без больших концертов

Эдуард Ратников и его путь от стадионных шоу до мюзиклов

Правила жизни
Этот всеми любимый напиток повышает риск развития деменции в 3 раза: лучше не злоупотреблять! Этот всеми любимый напиток повышает риск развития деменции в 3 раза: лучше не злоупотреблять!

У людей, употребляющих этот напиток ежедневно, наблюдается снижение памяти

ТехИнсайдер
И твоя мама тоже И твоя мама тоже

«Все совпадения неслучайны»: первый сериал Альфонсо Куарона

Weekend
Куда вложить деньги, чтобы они приносили прибыль Куда вложить деньги, чтобы они приносили прибыль

Варианты для инвестиций и пассивного дохода

VC.RU
Мама-предприниматель: какой бизнес чаще выбирают женщины в России Мама-предприниматель: какой бизнес чаще выбирают женщины в России

Почему в современном мире женщинам не нужно выбирать между семьей и карьерой

Inc.
Катя Рыблова и «мягкая интервенция»: как смотреть проект «Переход цвета» в Доме Наркомфина Катя Рыблова и «мягкая интервенция»: как смотреть проект «Переход цвета» в Доме Наркомфина

«Переход цвета» — первая инсталляция из серии «Несущие конструкцию»

СНОБ
Риски трампфляции Риски трампфляции

Поможет ли инфляция в борьбе с глобальным долгом

Деньги
Купите это немедленно! Купите это немедленно!

Как нас заставляют приобретать ненужные вещи в «черную пятницу»?

Лиза
Что такое речевой дресс-код и как вызвать доверие у собеседника Что такое речевой дресс-код и как вызвать доверие у собеседника

Как и по каким параметрам корректировать свою речь в зависимости от ситуации

РБК
Никита Мещерский: Как король полного привода отстал от конкурентов Никита Мещерский: Как король полного привода отстал от конкурентов

Audi Quattro — культовый полноприводный автомобиль

4x4 Club
Одиночество вдвоем или семейное выгорание: как распознать и преодолеть кризис в отношениях Одиночество вдвоем или семейное выгорание: как распознать и преодолеть кризис в отношениях

Живете с партнером под одной крышей, но чувствуете себя одиноко?

VOICE
8 самых интересных фильмов и сериалов с Любовью Аксеновой 8 самых интересных фильмов и сериалов с Любовью Аксеновой

Самые запоминающиеся роли Любови Аксеновой

Maxim
Гриша и школа Гриша и школа

Как помочь детям с опытом сиротства адаптироваться к школе? История Гриши

Новый очаг
«Хоспис — это дом, где берегут жизнь, сколько бы ее ни осталось»: отрывок из книги сотрудников фонда «Вера» «Хоспис — это дом, где берегут жизнь, сколько бы ее ни осталось»: отрывок из книги сотрудников фонда «Вера»

Отрывок из книги «Настоящее время», написанной сотрудниками фонда «Вера»

СНОБ
ДвуАлександрие ДвуАлександрие

«ДвуАлександрие»: реформы, контрреформы, масоны, декабристы и большевики

Знание – сила
Зачем советскому грузовому самолету Ил-76 две кабины и странный грузовой люк Зачем советскому грузовому самолету Ил-76 две кабины и странный грузовой люк

Ил-76: зачем его конструкторы изменили стандартную конструкцию самолета?

ТехИнсайдер
«Фотокасса» сэкономит еду «Фотокасса» сэкономит еду

В России активно внедряются первые в мире умные весы на основе нейросети

Монокль
«Империи норманнов: Создатели Европы, завоеватели Азии» «Империи норманнов: Создатели Европы, завоеватели Азии»

Что гобелен из Байё сообщает о завоевании Англии нормандцами

N+1
Вышли на замену Вышли на замену

Какие китайские автомобили заменили нам привычные европейские и корейских бренды

Men Today
Древнейшую синагогу назвали частью еврейского квартала Фанагории Древнейшую синагогу назвали частью еврейского квартала Фанагории

Российские археологи продолжили раскопки района Фанагории

N+1
«Чувствовала себя коровой»: как грудное вскармливание становится для женщин проблемой «Чувствовала себя коровой»: как грудное вскармливание становится для женщин проблемой

Что переживают женщины, которые только начинают грудное вскармливание

Forbes
Важный показатель Важный показатель

Что такое гликированный гемоглобин, кому и зачем его стоит сдавать

Лиза
Что такое сложные углеводы и в каких продуктах они содержатся Что такое сложные углеводы и в каких продуктах они содержатся

Почему приоритет в питании отдают сложным углеводам?

РБК
«Мы запустились на чистом энтузиазме, денег не было совсем»: режиссер Иван Соснин о фильме «Пришелец» «Мы запустились на чистом энтузиазме, денег не было совсем»: режиссер Иван Соснин о фильме «Пришелец»

Режиссер Иван Соснин — о любви к фантастике и недоверии к компьютерной графике

СНОБ
Фасадные работы: плюсы и минусы химического пилинга Фасадные работы: плюсы и минусы химического пилинга

Химический пилинг: врач рассказывает обо всех нюансах

ТехИнсайдер
Открыть в приложении