Как создавался фильм «Кощей. Начало»

ЭкспертРепортаж

Антон Сметанкин, «Паровоз»: «Контента на международном рынке не море, а океан»

Генеральный директор анимационной студии «Паровоз» — о том, как создавался фильм «Кощей. Начало», зачем в офисе спортзал и музыкальная комната и почему там живут два кота

Вячеслав Суриков

Антон Сметанкин, генеральный директор анимационной студии «Паровоз»

Студия «Паровоз» создана семь лет назад. Ее первые проекты — анимационные сериалы «Бумажки» и «Ми-ми-мишки». Затем было запущено производство сериалов: «Волшебный фонарь», «Лео и Тиг», «Герои Энвелла», «Сказочный патруль». Права на показы «Ми-ми-мишек» и «Лео и Тига» куплены стриминговым сервисом Netflix и арабским каналом Spacetoon. Права на «Лео и Тига» также купил Gubbare для индийского телевидения и французский Canal+. «Паровоз» производит более полутора тысяч минут анимации в год. Анимационный фильм «Кощей. Начало» — первый полнометражный проект «Паровоза». О том, что он значит для студии, мы поговорили с ее генеральным директором Антоном Сметанкиным.

Как сделать полнометражный фильм

— Все-таки это долгосрочный проект, требующий большого количества ресурсов. Что вам пришлось предпринять, перед тем как приступить к его реализации?

— В той или иной степени изменения коснулись всего цикла производства. К примеру, стало понятно, что для написания сценария фильма «Кощей. Начало» необходимо добиться полного погружения во все нюансы вселенной сериала «Сказочного патруля». Сделать это полноценно и в срок было под силу только нашим авторам. Поэтому от сторонних было решено отказаться. Сценарий писали главный автор студии «Паровоз» Мария Парфенова, креативный директор Евгений Головин и режиссер и сценарист Антон Ланшаков, который на тот момент работал в студии. Сценарий для полнометражного фильма имеет свои законы и требует особых техник выстраивания драматургии. Сосредотачиваясь ранее на сериальном формате, в каком-то смысле мы изобретали для себя велосипед, но, думаю, в итоге справились.

— Сколько времени заняло написание сценария?

— Идею мы искали примерно полгода. Изначально авторская группа предлагала продюсерам несколько вариантов историй по мотивам сериала «Сказочный патруль». Прошло еще полтора-два года, прежде чем мы запустили выбранный в полноценное производство. Тут важно рассказать о специфике. К сожалению или к счастью, не было такой точки, когда мы могли бы сказать себе: «Все, сценарий написан, начинаем производство». Все происходило одновременно. Мы привлекали несколько команд сторонних «усмешнителей», которые помогали наполнять нашу драматургию шутками для детей и родителей. Ведь взрослые, приходя в кинотеатр на семейное кино, не должны скучать и потом жалеть о проведенном там времени. Они должны захотеть вместе с ребенком «прожить» мультфильм, чтобы потом с ним его обсудить.

— А что, можно в уже написанный сценарий вставить гэг, и это будет органично?

— Не можно, а нужно. Так всегда и делается. Больше того, задача именно так и формулируется: «Ребят, все классно. Но нам не хватает гэгов». Тогда креативная группа — иногда без режиссера, а иногда вместе с ним, в зависимости от фазы, на какой находится конкретная сцена, — устраивает мозговой штурм и предлагает свои идеи. Много гэгов в анимации рождает режиссер, который обогащает сценарий своими идеями. При этом важно не потерять то, что уже заложено сценаристами. На каждом этапе производства мультфильм должен только увеличивать свою ценность.

— И все-таки в какой момент вы завершили стадию работы над сценарием?

— Она завершилась одновременно с окончанием производства. Управление коллективным творческим производственным процессом в анимации сопряжено с осознанием некоторой размытости его фаз, необходимости и неизбежности гибкого подхода. Когда ты закончил, неважно, сериал или фильм, ты должен сдать его заказчику вместе со сценарием. Так вот, ты никогда не можешь отдать тот сценарий, с которым стартовал. Финальная его версия всегда пишется только после того, как фильм уже никто не трогает.

— В кино у актеров на съемочной площадке бывают удачные импровизации, которые остаются в окончательной версии фильма. А в анимации как это происходит?

— После того как сценарий написан, артисты разыгрывают его голосами, не имея перед собой ничего, кроме текста. На этой стадии они основной источник креативной энергии и могут сказать: «У меня не ложится реплика. Давайте по-другому». Это первые изменения в сценарии. Когда за дело берется режиссер, ему надо уложиться в тайминг. Тогда он может сказать: «Здесь вы вписали эпическую битву и дали мне на нее всего 30 секунд. А здесь герой романтично идет по лесу, при этом у меня нет предшествующей этой сцене эмоции, и она не складывается». Изменения в сценарии могут возникать на каждом из производственных этапов.

— Над анимационным фильмом работает много людей. Как при этом удается выдерживать единую стилистику и получать в итоге целостное произведение анимационного искусства?

— Основная ответственность за целостность фильма лежит на режиссере-постановщике и креативном продюсере, но первым каждый кадр с точки зрения визуального ряда принимает художник-постановщик. И только после его работы режиссер выносит свой окончательный вердикт. Чтобы добиться единого концептуального решения проекта, именно эти специалисты прогоняют через себя весь материал.

— Если какая-то сцена в финальной версии не вписывается в концепцию или замедляет действие, могут ли создатели позволить себе от нее отказаться?

— Чтобы этого избежать, после создания аниматика (анимированная черно-белая раскадровка. — «Эксперт») мы смотрим его раз десять. Сначала режиссерской группой, потом расширенным составом с привлечением технических специалистов. Убираем все шероховатости сценария, непонятные сюжетные перипетии и выкидываем то, что ранее казалось интересным, но на деле только затягивает действие.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Американский флот слабеет. Китай получает исторический шанс Американский флот слабеет. Китай получает исторический шанс

Сравнительный анализ военно-морских сил США и Китая

Эксперт
5 ошибок Дмитрия Федорова, основателя сервиса по доставке еды Catery 5 ошибок Дмитрия Федорова, основателя сервиса по доставке еды Catery

Основатель сервиса Catery — об ошибках, которые мешали его бизнесу развиваться

Inc.
Джейсон Стейтем Джейсон Стейтем

Правила жизни Джейсона Стейтема

Esquire
В каких продуктах много витамина А В каких продуктах много витамина А

Витамин А выполняет множество важных функций в организме

РБК
Машины растут Машины растут

Машиностроительные компании нацеливаются на экспорт

Эксперт
Найден первый гренландский динозавр Найден первый гренландский динозавр

214 миллионов лет назад на территории Гренландии жил двуногий динозавр

National Geographic
Урок черчения Урок черчения

Хочешь научиться скульптурировать лицо с помощью косметики?

Лиза
Геологи нашли свидетельства внеземного происхождения стекол Атакамы Геологи нашли свидетельства внеземного происхождения стекол Атакамы

Стеклянные куски в пустыне Атакама образовались из частей метеорита?

N+1
Спектр масс черных дыр объяснили расширением Вселенной Спектр масс черных дыр объяснили расширением Вселенной

Рост массы черных дыр позволяет согласовать данные наблюдений с теорией

N+1
Уронили гроб, помпезный пафос, парад и принудиловка: воспоминания и мифы о похоронах Брежнева (и видео) Уронили гроб, помпезный пафос, парад и принудиловка: воспоминания и мифы о похоронах Брежнева (и видео)

Самые помпезные похороны в истории СССР (после похорон Сталина)

Maxim
Марина Хлебникова в коме: череда бед, которые привели артистку к краху Марина Хлебникова в коме: череда бед, которые привели артистку к краху

Беды, разочарования и печальные события, которые свалились на Марину Хлебникову

Cosmopolitan
Кто и когда изобрёл ластик Кто и когда изобрёл ластик

Как только человек овладел письмом, ему понадобился инструмент для стирания

Популярная механика
Волчья собака Сарлоса Волчья собака Сарлоса

Ручной волк

Weekend
Как на иголках Как на иголках

Чего мы не понимаем об акупунктуре

N+1
Помощник или надсмотрщик Помощник или надсмотрщик

Игнорирование рисков, связанных с ИИ, увеличивает их шансы на реализацию

Forbes
Слава Сэ Слава Сэ

Делимся яркими цитатами латвийского блогера и автора Вячеслава Солдатенко

Playboy
Винные термины: азбука от А до Я Винные термины: азбука от А до Я

Краткий гид по виноделию

Esquire
Источники питания Источники питания

Что такое ресурс, зачем он нужен и как соотносится с заботой о себе?

Glamour
Орнитологи описали новый род и вид яркоокрашенных птиц из Боливии и Перу Орнитологи описали новый род и вид яркоокрашенных птиц из Боливии и Перу

Между первой встречей с солнечными танаграми и их описанием прошло двадцать лет

N+1
Пигментация кожи: как избавиться от темных пятен Пигментация кожи: как избавиться от темных пятен

С чем связано появление темных участков кожи, как предотвратить этот процесс?

РБК
Стесняюсь спросить: 20 важных вопросов подологу — специалисту, который занимается лечением стоп и ногтей Стесняюсь спросить: 20 важных вопросов подологу — специалисту, который занимается лечением стоп и ногтей

20 наивных, неудобных и важных вопросов эксперту в области подологии

Esquire
Кто первый начал: что нам мешает считать микробов причиной аутизма Кто первый начал: что нам мешает считать микробов причиной аутизма

Не спешите лечить аутизм пересадкой кишечных бактерий

N+1
Горячие закуски на скорую руку: простые мужские рецепты Горячие закуски на скорую руку: простые мужские рецепты

Простые мужские блюда, которые ты легко сможешь повторить

Maxim
Рома Штайн «Не хочу в эту кабалу!» Рома Штайн «Не хочу в эту кабалу!»

Певец и блогер Рома Штайн — что можно считать настоящей музыкой?

ЖАРА Magazine
Каково это — жить с прозопагнозией (неспособностью распознавать лица) Каково это — жить с прозопагнозией (неспособностью распознавать лица)

Невролог Оливер Сакс рассказывает о прозопагнозии

Esquire
Самая сильная боль: ты точно испытывала ее хотя бы раз в жизни Самая сильная боль: ты точно испытывала ее хотя бы раз в жизни

Иногда боль бывает такой сильной, что ее просто невозможно терпеть

Cosmopolitan
Московский год Лжедмитрия I Московский год Лжедмитрия I

Москвичи встретили Лжедмитрия I колокольным звоном, а вскоре растерзали его

Дилетант
Тургенев, Vogue, сладости: странности и чудачества Федора Достоевского Тургенев, Vogue, сладости: странности и чудачества Федора Достоевского

Странные факты о Федоре Достоевском, которых вы не знали

Esquire
Не на птичьих правах Не на птичьих правах

Самые громкие правозащитные кейсы из мира животных

Weekend
Ученые нашли в изумруде новое состояние воды Ученые нашли в изумруде новое состояние воды

Физики обнаружили в каналах кристаллов берилла новое состояние воды

Популярная механика
Открыть в приложении