«Возвращение блудного сына» Рембрандта и Колыванская ваза

Культура.РФКультура

Новый Эрмитаж

«Возвращение блудного сына» Рембрандта и Колыванская ваза

Автор: Лидия Туляганова

0:00 /
403.622
Главная фотография: Александр Щепин / фотобанк «Лори»

Когда достроили Большой Эрмитаж, стал ясно, что он уже не вмещает всю коллекцию произведений, которую начала собирать императрица Екатерина II. Новый Эрмитаж стал первым в России сооружением, специально построенным для музея. Проект здания подготовил немецкий архитектор Лео фон Кленце. Но позже архитекторы Василий Стасов и Николай Ефремов его немного изменили, чтобы вписать здание в уже сложившийся архитектурный ансамбль. Акцент в фасаде сделали на масштабном портике с пятиметровыми атлантами. Фигуры античных персонажей вырезал из сердобольского гранита скульптор Александр Теребенёв.

Колыванская ваза

Первый этаж, выполненный в античном стиле, вместил в себя собрание древностей: скульптуры и скульптурные портреты Древней Греции и Рима, керамику и ювелирное искусство эллинизма, собрание античных ваз. Здесь же разместили коллекцию скульптур и библиотеку. На этом этаже выставлена и самая большая ваза в мире — Колыванская. Ее изготовили из цельного куска зелено-волнистой яшмы. Ваза получилась высотой почти три метра и весом 19 тонн. Установили ее в зале Нового Эрмитажа до того, как там возвели стены.

Большая Колыванская ваза. Новый Эрмитаж. Санкт-Петербург. Фотография: Виктория Катьянова / фотобанк «Лори»
Статуи Атлантов. Портик Нового Эрмитажа. Санкт-Петербург. Фотография: Pukhov K / фотобанк «Лори»

Основу для чаши — монолитный фрагмент — добыли в 1815 году на алтайской каменоломне. Тогда там обнаружили крупную скалу этой породы. Когда Александру I сообщили о такой находке, он повелел вырезать из камня эллипсовидную вазу.

Сначала ее обрабатывали около 100 человек, затем почти 600 — тащили из каменоломни в Колывань. Здесь камень обтесали, нанесли орнамент и отполировали. В начале 1843 года чашу повезли в Петербург. Сначала ее доставляли на особых санях, потом разобрали, погрузили на баржи и отправили по рекам.

Сейчас вместе с Колыванской вазой в зале хранятся древнеримские скульптурные портреты.

Лоджии и залы Рафаэля

Второй этаж Нового Эрмитажа занимают двусветные залы. Здесь размещены полотна итальянских художников XVI–XVII веков.

Лоджии Рафаэля. Новый Эрмитаж. Санкт-Петербург. Фотография: Елена Коромыслова / фотобанк «Лори»
Лоджии Рафаэля. Новый Эрмитаж. Санкт-Петербург. Фотография: Александр Алексеев / фотобанк «Лори»

С восточной стороны вдоль Зимней канавки проходят Лоджии Рафаэля, подобные тем, что есть в Ватикане. Огромные окна выходят на Зимнюю канавку, напротив них — ложные зеркальные окна. Галерея поделена на 13 равных частей, отделенных друг от друга арочными проемами. Своды и стены лоджий украшают копии фресок Рафаэля. Художники мастерской Христофора Унтерпергера провели в Ватикане 11 лет, копируя изображения. Подлинные полотна художника в Эрмитаже тоже есть — они выставлены в Зале Рафаэля. В него можно попасть напрямую из Лоджий. В Зале Рафаэля представлены два шедевра музейной коллекции: «Мадонна Конестабиле», которую художник создал в 17 лет, и «Святое семейство».

Рафаэль. Мадонна Конестабиле. 1502–1504. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Рафаэль. Святое семейство. 1505–1507. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

В соседнем Зале фресок Рафаэля обычно можно увидеть работы учеников итальянского живописца, но сейчас они находятся на реставрации. Позже фрески будут представлены на выставке «Линия Рафаэля». Также в этом зале выставлено единственное в России произведение Микеланджело Буонаротти — мраморная скульптура «Скорчившийся мальчик». Предполагают, что Микеланджело создал ее в одном из монастырей, где он укрывался от испанских войск в 1529—1530 годах. Скультуру приобрела Екатерина II в 1785 году.

Зал Рембрандта

Рембрандт. Возвращение блудного сына. Около 1666–1669. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

В западной части у перехода в Большой Эрмитаж находится зал, в котором представлены работы художника золотого века голландской живописи Рембрандта Харменса ван Рейна. Рембрандта называли мастером светотени — обратите внимание, как у художника выстроена композиция, прописаны освещенные участки и скомбинированы холодные и теплые оттенки. Среди полотен в этом зале — одна из самых известных его работ: «Возвращение блудного сына», которую художник создал приблизительно в 1668 году за несколько месяцев до смерти. В основу сюжета легла библейская притча о сыне, который промотал свою часть наследства и с раскаянием вернулся в отчий дом. Это самое масштабное полотно Рембрандта на религиозную тему, причем написал он «Возвращение блудного сына» не по заказу. В Эрмитаж картина попала из коллекции герцога Андре д'Ансезена в 1766 году. Тогда Дмитрий Голицын выкупил ее по поручению Екатерины II.

Зал Рембрандта. Новый Эрмитаж. Санкт-Петербург. Фотография: Gagara / фотобанк «Лори»

Рыцарский зал

Один из самых масштабных интерьеров Нового Эрмитажа — Рыцарский зал. Здесь разместили коллекцию оружия для турниров, парадного, охотничьего и холодного оружия, рыцарские доспехи. У стены — четыре рыцаря на конях в полном обмундировании. Напротив вооруженной квадриги в витрине можно увидеть шедевр собрания — шлем в виде фантастического существа работы известного в Италии оружейника Филиппо Негроли. Мастер выковал его из одного куска железа — эта техника утрачена уже после XVI века. Шлем принадлежал правителю Урбино герцогу Гвидобальдо. С этим шлемом герцог изображен на фамильном портрете.

Чтобы выйти из музея, вернитесь к Иорданской лестнице. Так вы попадете снова на Дворцовую набережную.

Рыцарский зал. Новый Эрмитаж. Санкт-Петербург. Фотография: Валерия Попова / фотобанк «Лори»
Двадцатиколонный зал. Новый Эрмитаж. Санкт-Петербург. Фотография: Виктория Катьянова / фотобанк «Лори»

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении