В МХТ — премьера спектакля «Три сестры»

ЭкспертКультура

Антитеатр Богомолова

В МХТ — премьера спектакля «Три сестры», в котором режиссер Константин Богомолов снимает с чеховского текста наслоения бесчисленных психологических интерпретаций

Вячеслав Суриков

В своих спектаклях Константин Богомолов предпочитает минималистичную сценографию, позволяющую максимально сосредоточиться на сценическом действии, транслируемом на несколько экранов. Фото Екатерина Цветкова

Главное в сценографии «Трех сестер», как очень часто бывает в мхатовских постановках Богомолова, — экраны, куда проецируют крупные планы актеров. Персонажи пьесы существуют в очерченном светящимися контурами пространстве, где расставлены диваны, стулья и стол. В отличие от очень похожей декорации, в которой разыгрывается другая мхатовская постановка Богомолова — «Мужья и жены» Вуди Аллена, здесь есть еще пианино как примета быта XIX века. Но в ходе спектакля оно так и не зазвучит. Дарья Мороз, играющая роль барона Тузенбаха, всего лишь изображает игру на музыкальном инструменте, напевая «Давайте выпьем, Наташа, сухого вина». Она поет, не вынимая дымящейся сигареты изо рта, — в образе, который не соотносится ни со спектаклем, ни с песней. И сама песня выпадает из логики спектакля, и звучащая из динамиков композиция «My Heart Belong To Daddy» просто заполняет паузу, пока на сцене выстраивается мизансцена, но то и другое так или иначе превращается в символический жест, не подлежащий трактовке.

Не пытаться трактовать Чехова, не стараться искать в его пьесе какой-то скрытый смысл — он в ней существует сам по себе. Богомолов в очередной раз вступает в заочную полемику со Станиславским и его концепцией психологического театра. И до конца непонятно, что именно выхолостилось: теория или практика. То ли система Станиславского перестала соответствовать происходящему за стенами театра, то ли сама жизнь — в нее вписываться. «Три сестры» Богомолов интерпретирует как реалити-шоу, которое мы можем наблюдать во всех ракурсах. Его герои не пытаются нас чем-то удивить. Они просто произносят свои реплики, делая это иногда не совсем внятно, несмотря на то что у каждого есть микрофон и даже тихо сказанная фраза должна быть слышна зрителям. Актеры разговаривают с подчеркнуто бытовой интонацией, заставляя чеховский текст работать в новом, возможно не совсем привычном для него режиме.

Зритель вынужден вслушиваться, и это дает неожиданный эффект усиления концентрации смысла сказанных слов: за физическим усилием следует интеллектуальное. Персонажи почти не проявляют свои эмоции. Актеры, перед тем как войти, словно надевают на лицо маску и не расстаются с ней до окончания действия. Наиболее выразителен барон Тузенбах, который с самого начала пьесы играет безнадежную любовь и обреченность на гибель. Штабс-капитан Соленый — в его роли на сцену выходит Евгений Перевалов — не выказывает намерения убить именно Тузенбаха, но по его виду мы сразу понимаем: он недоволен как положением дел в мире, так и местом, которое там занимает. Иван Чебутыкин — эту роль исполняет Александр Семчев — демонстрирует разочарование в жизни и вместе с тем бессилие что-либо в ней изменить. Та небрежность, с которой они произносят свои реплики, лишь подчеркивает их бессмысленность.

Этим приемом Богомолов усиливает контраст между бытовыми фразами и возвышенными. Персонажи произносят их на одной ноте, с одинаковой интонацией, подчеркивая тем самым, что всего лишь пытаются заполнить зияющую перед их глазами пустоту жизни. Идея светлого будущего и какого-то необыкновенного бытия, которое наступит через столетия, — лейтмотив пьесы, как и переезд в Москву — всего лишь надежда, позволяющая героям пьесы совершить побег из внутренней реальности. Автор лишает своих героев, Ольгу, Машу и Ирину, надежды и на побег из внешней реальности — обрывает все нити, которые могли бы им помочь выбраться из провинции. На реплику Чебутыкина: «…одним бароном больше, одним меньше — не всё ли равно?» — зал реагирует смехом. Беспристрастно сыгранная пьеса Чехова, с одной стороны, позволяет нам понять, что есть вещи, которые за последние сто с лишним лет ничуть не изменились, с другой — показывает, до какой степени мы стали на них иначе реагировать. Времена меняются, и тексты Чехова меняются вместе с ними.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Выверить метрику Выверить метрику

Российская модель организации железнодорожного транспорта не имеет прецедентов

Эксперт
Мертвые дети, неравенство и травмы Мертвые дети, неравенство и травмы

Настоящий мир вымышленного Питера Пэна

Weekend
Правила волшебства Правила волшебства

Вы когда-нибудь замечали, как волшебные сказки похожи друг на друга?

СНОБ
Очень странные дела Очень странные дела

Какие бьюти-тренды из соцсетей искренне настораживают косметологов

Лиза
Вырубленная память Вырубленная память

«Последний адрес» — гражданский проект о жертвах политических репрессий

Дилетант
«Я женюсь на Гале каждый момент, когда на нее смотрю» «Я женюсь на Гале каждый момент, когда на нее смотрю»

Галина Вишневская и Мстислав Ростропович. Две выдающиеся личности

OK!
В Португалии нашли выгравированные в эпоху верхнего палеолита фигуры животных В Португалии нашли выгравированные в эпоху верхнего палеолита фигуры животных

Археологи обнаружили в Португалии новые произведения палеолитического искусства

N+1
Мария Мацель: «Теперь наконец я могу делать и что-то свое» Мария Мацель: «Теперь наконец я могу делать и что-то свое»

Актриса Мария Мацель — о том, как снимаются фильмы-сны

Ведомости
Зарплатно-гендерный вопрос Зарплатно-гендерный вопрос

Удовлетворенность размером зарплаты среди мужчин и женщин практически сравнялась

Ведомости
Взрыв мозга: как нейрочипы изменят медицину Взрыв мозга: как нейрочипы изменят медицину

Какие нейрочипы с разным функционалом создают сегодня лаборатории и стартапы

Монокль
Откуда берется сексофобия и как от нее избавиться: 2 способа Откуда берется сексофобия и как от нее избавиться: 2 способа

Как избавиться от неприятных мыслей об интимной близости?

Psychologies
«Миноритарий» звучит размыто «Миноритарий» звучит размыто

Непубличные компании могли бы стать базой для роста фондового рынка, но не стали

Монокль
Девочки самооценка Девочки самооценка

Как помочь девочкам расти свободными от негативного восприятия себя?

Новый очаг
Владимир Этуш: «Я обожаю жизнь!». Фронтовые воспоминания Владимир Этуш: «Я обожаю жизнь!». Фронтовые воспоминания

У меня была бронь, но я записался добровольцем. Я мог не воевать. Но я не мог!

Коллекция. Караван историй
Ошибка отца Фёдора Ошибка отца Фёдора

Знаменитый роман «12 стульев» приближается к своему вековому юбилею

Дилетант
Дамы догоняют кавалеров: рынок франчайзинга близок к гендерному паритету Дамы догоняют кавалеров: рынок франчайзинга близок к гендерному паритету

Женщины фактически сравнялись с мужчинами на рынке франчайзинга

Forbes
Мама с ребенком желает познакомиться Мама с ребенком желает познакомиться

Как женщине с ребенком увеличить шансы выйти замуж?

Лиза
10 уважаемых машин года 10 уважаемых машин года

Автомобили-именинники, чья жизнь определенно удалась

Men Today
В погоне за трендами В погоне за трендами

Нужно ли их брать на вооружение информацию о модных трендах?

Добрые советы
Итоги царствования Александра III Итоги царствования Александра III

Железный царь: как Александр III усилил Россию и избежал войн?

Знание – сила
Маленькая вера Маленькая вера

Кэти Криштоп рассказала, что психология думает о конспирологии

Правила жизни
Аслан Шукаша: «Делиться планами — опасно!» Аслан Шукаша: «Делиться планами — опасно!»

Аслан Шукаша: как он выходит из тупиков и на какие вопросы не отвечает публично

ЖАРА Magazine
Наталья Подольская и Владимир Пресняков: «20 лет вместе — это невероятная цифра» Наталья Подольская и Владимир Пресняков: «20 лет вместе — это невероятная цифра»

У нас очень много общего в мимике, жестах, даже в выражениях

Коллекция. Караван историй
Между прошлым и будущим: 5 научных теорий о путешествиях во времени Между прошлым и будущим: 5 научных теорий о путешествиях во времени

Несколько научных гипотез о том, как перенестись в «прекрасное далеко»

ТехИнсайдер
«Хотя бы в искусстве-то надо, чтобы добро побеждало зло» «Хотя бы в искусстве-то надо, чтобы добро побеждало зло»

Режиссер Петр Шерешевский между двух премьер

Weekend
Свой подъезд к клиенту Свой подъезд к клиенту

Сколько стоят такси особого назначения

Деньги
Артур Бесчастный: «Если лелеять обиды, боли будет только больше» Артур Бесчастный: «Если лелеять обиды, боли будет только больше»

Артур Бесчастный о планах сыграть Ван Гога и памятнике Бродскому

Ведомости
Кубические роботы уплотнят ваши склады Кубические роботы уплотнят ваши склады

Компания «АРС Смарт Роботикс» вышла на первый раунд pre-IPO

Монокль
5 советов, как побороть нерешительность и довести дело до конца 5 советов, как побороть нерешительность и довести дело до конца

Нерешительность — одна из самых разочаровывающих и непродуктивных форм поведения

Inc.
«Русланы» уходят. Часть 1 «Русланы» уходят. Часть 1

История Ан-124 «Руслан» уходит во времена зарождения реактивной авиации

Наука и техника
Открыть в приложении