Экономисты описали выбор властей между «разумной достаточностью» и шоком

К весне 2025 года российская экономика оказалась между двумя наиболее вероятными сценариями поведения финансовых властей. Выбор может быть сделан в пользу постепенного смягчения политики ЦБ со снижением ключевой ставки во втором полугодии или дополнительного ужесточения денежно-кредитных условий, прогнозирует «Эксперт РА». Во втором сценарии возможен околонулевой рост экономики по итогам года. В отраслевом разрезе наиболее уязвимым, по оценке агентства, выглядит строительный сектор.
Экономика на развилке
К весне 2025-го российская экономика оказалась на развилке между двумя сценариями поведения финансовых властей, говорится в макроэкономическом прогнозе рейтингового агентства «Эксперт РА» на 2025 год. По мнению агентства, выбор стоит между постепенным смягчением риторики ЦБ и снижением ключевой ставки во втором полугодии с одной стороны, а с другой — дополнительным ужесточением денежно-кредитных условий, которое произойдет даже при простом сохранении ставки на уровне 21% до конца года. Во втором сценарии экономический рост может замедлиться почти до нуля, а в неприоритетных для бюджета отраслях — перейти к спаду. Управление торможением экономики и недопущение рецессии сейчас ключевой вопрос повестки ЦБ и правительства, подчеркивает агентство.
Первый сценарий, по которому может развиваться ситуация — «разумная достаточность», предполагает снижение ключевой ставки к концу года до 18–19% и замедление инфляции до 6,5–7% (2024-й завершился с показателем 9,5%). При более быстром замедлении экономики и частичном ослаблении санкционного давления возможно более сильное снижение ставки (до 16%) при замедлении темпов роста цен до 6%. Бюджетные расходы при этом не должны будут существенно расти в сравнении с уже утвержденными, иначе уже через два-три месяца инфляция будет получать новый импульс, отмечается в прогнозе.
В рамках первого сценария Банк России может начать смягчение риторики уже в апреле, в июне изменить сигнал по поводу своих дальнейших действий, а перейти к снижению ставки только в сентябре, если не поступят сигналы о радикальном замедлении экономики. Впрочем, такое замедление агентство считает маловероятным, учитывая накопленный эффект от роста доходов населения и бюджетных расходов. По итогам года ВВП, по прогнозу «Эксперт РА», может вырасти на 1,5% (сентябрьский прогноз Минэкономразвития более оптимистичен — 2,5%).
Замедление экономики можно назвать целенаправленным, отмечает «Эксперт РА» — увеличены процентные ставки, ограничен бюджетный импульс, сокращен масштаб программ льготного кредитования. Рыночные ставки превышают «ключ», поэтому население активно сберегает, кредитование не растет, снижаясь в отдельных сегментах. Бизнес сберегает излишки ликвидности, что ограничивает инвестиционную активность. В то же время высокие ставки дорого обходятся бюджету: субсидирование уже выданных льготных кредитов и рост обслуживания флоатеров (гособлигаций с плавающей доходностью) составят порядка 1,5–1,7 трлн рублей в 2025 году.
Помешать реализации сценария «разумная достаточность» может высокий показатель текущей инфляции, который сейчас держится в районе 10%, а также сохраняющийся около 13% уровень инфляционных ожиданий населения. «ЦБ неоднократно обещал держать ставку, пока инфляция резко и ощутимо не замедлится, и это будет дополнительным аргументом против смягчения или за менее скоростной тормозной путь», — отмечается в прогнозе.
Второй сценарий действий финансовых властей — «дополнительный шок» — подразумевает новое повышение ставки. Основные предпосылки для такого развития событий — рост инфляции из-за восстановления кредитования или повышения госрасходов, рост инфляционных ожиданий населения и бизнеса. Реализация жесткого сценария приведет к спаду экономической активности — торможение достигнет максимума к середине 2025-го. Причем даже простое сохранение ставки в 21% до декабрьского заседания будет реализацией такого развития событий. Тогда рост экономики упадет почти до нуля, а отрасли, не приоритетные для бюджета, столкнутся со спадом. Снизится спрос на рынке труда, но в текущих демографических условиях рост безработицы будет номинальным.