Натали Портман не слишком хорошо вписывается в голливудский ландшафт

Караван историйЗнаменитости

Натали Портман. Мисс совершенство

Сорокадвухлетняя Натали Портман, одна из самых талантливых актрис своего поколения, не слишком хорошо вписывается в голливудский ландшафт. У нее предельно высокий уровень интеллекта, она совсем не тщеславна, у нее есть диплом Гарвардского университета и нет никаких скандалов в личной жизни.

Мария Обельченко

Фото: Castel Franck/Abaca/ТАСС

Впервые она поразила всех, не явившись на премьеру первой части трилогии «Звездных войн», где играла главную героиню — королеву Амидалу. Причина? Готовилась к выпускному экзамену в школе. «Пускай это разрушит мою актерскую карьеру. Но лучше я буду умным человеком, чем звездой», — сказала Натали, поступив в Гарвард (и окончив его с дипломом по психологии). Актриса и наградам не придает особого значения — свой «Оскар» за фильм «Черный лебедь» хранит не на каминной полке на виду, а где-то в дальней комнате.

Покорив Голливуд еще в юном возрасте, Натали Портман остается верна себе, а это дорогого стоит...

Натали Херцшлаг (девичью фамилию бабушки Портман в качестве сценического псевдонима она взяла, когда снималась в «Леоне» Люка Бессона, — чтобы не привлекать внимания к семье) родилась в Иерусалиме 9 июня 1981 года. Отец — врач-гинеколог, специалист по бесплодию, мать — домохозяйка. Родители переехали в Америку, где отец продолжал учебу в ординатуре. Мать помогала мужу во всем, пока у него не появилась стабильная врачебная практика в Нью-Джерси. Шелли посвятила свою жизнь единственной дочери, путешествуя с ней с тех пор, как Натали стала сниматься в кино. «Родители всегда присутствовали в моей жизни. Позволяли заниматься тем, к чему я испытывала страсть. И в то же время я чувствовала себя под их защитой. Это счастье, когда ты можешь играть в кино, но твоя жизнь остается стабильной, дома все хорошо, все друг друга любят и уважают. Это было не похоже на детство других детей-звезд. И друзья всегда любили приходить к нам домой. Родители не были строгими, но привили мне самые важные человеческие ценности».

Предки Натали родом из России, Польши, Румынии и Австрии. Родившись в стране, где говорят на иврите, она с детства проявляла лингвистические способности и знает английский, французский, немецкий, японский и арабский. «Знания» и «Учеба», как шутит актриса, могли бы быть ее вторыми именами. Неудивительно, что она отличалась от других детей — серьезная, амбициозная девочка всегда знала, чего хочет, и добивалась результата, пока ровесники играли и веселились: «Я была хорошим ребенком. И, возможно, слишком долго. Полагаю, даже в отрочестве, в пору взросления, я продолжала вежливо отвечать «Да, мэм», «Спасибо, вы очень добры», «Да, извините, спасибо большое». Извиняющаяся, стремящаяся ублажить, понравиться, быть хорошей девочкой — такова была моя натура. И мне пришлось немало потрудиться, чтобы ее изменить».

Когда 10-летнюю Натали в пиццерии заметил агент и предложил поработать в рекламе моделью, она вежливо, но твердо отказалась. Разумеется, родители и не думали настаивать. Но дочь попросила их связаться с агентом, занимающимся поиском детей-актеров, и добилась своего. Уже в 1992 году Натали отобрали — вместе с Бритни Спирс — во второй состав офф-бродвейского мюзикла на роль главной героини. Полгода спустя ее пригласили на кастинг фильма Люка Бессона «Леон». Роль юной Матильды, девочки-сироты, чья дружба с профессиональным убийцей заставляет ее участвовать в отнюдь не детских приключениях, не пришлась по душе родителям Портман. Но они согласились после того, как Бессон принял все их условия — никаких сексуализированных сцен и насилия руками их дочери. Таким образом из первоначального сценария были убраны два убийства, которые должна была совершить героиня Портман. Сама она рассказывала: «Мне очень повезло, что я попала именно к Люку, я ему очень доверяла. Он сумел даже моего папу — а родители, особенно отец, категорически не желали, чтобы я снималась, — как-то успокоить. Но отец все равно внес в контракт условия — сколько раз я могу держать во рту сигарету и сколько раз могу сказать бранное слово. И он ни за что не позволил бы нарушить эти условия. Затягиваться, разумеется, было запрещено, а чтобы отогнать от меня клубы дыма, отец нанял специальных людей, которые стояли сбоку и чем-то махали».

«Сама Натали рассказывала: «Мне очень повезло, что я попала именно к Люку, я ему очень доверяла. Он сумел даже моего папу — а родители, особенно отец, категорически не желали, чтобы я снималась, — как-то успокоить». Натали Портман и Жан Рено в фильме «Леон», 1994 год. Фото: Vostock Photo

Получить первую роль в кино у такого режиссера, как Бессон, и учиться у таких актеров, как Жан Рено и Гэри Олдман, — огромная привилегия. Натали считала их своими учителями, позволившими ей в совершенстве освоить актерское мастерство. И вспоминала съемки как одно сплошное удовольствие. Но когда с огромным успехом «Леон» вышел на экраны, завоевав и зрительские восторги, и высокие оценки критиков (особенно хвалили и восхищались дуэтом Рено и юной актрисы), она очень быстро поняла, что этот фильм был так или иначе окрашен сексуальными полутонами.

А последующая роль в фильме «Красивые девушки» закрепила за Натали неприятное звание «объекта фантазий взрослых мужчин». «Помню, как страшно волнуясь, открыла свое первое письмо от фаната. И что я прочитала? Описание как меня в своих фантазиях насилуют! Обратный отсчет пошел, когда мне исполнилось 18 лет. И понеслось. Даже профессиональные кинокритики не упускали скользкой возможности в рецензиях поговорить о моих «распустившихся как бутоны» грудях».

И тогда, к удивлению Голливуда, Портман стала отказываться от большинства предлагаемых ей ролей, даже если речь шла о самых громких проектах. Не стала сниматься в, «Ледяном шторме» Энга Ли и «Лолите» Эдриана Лайна. «Я помню, как гордо заявила в ответ на предложение Лайна: «Позвольте вам сказать, я знаю, что это за кино. Оно будет низкопробным! — кажется, я все-таки не употребила слово «похабный» — его не нашлось в моем тогдашнем лексиконе. — Я ни за что не соглашусь целоваться со стариком!»

Вместо Лолиты Натали предпочла сыграть Анну Франк в бродвейском спектакле «Дневник Анны Франк». Днем училась, ходила на занятия в школу искусств для одаренных детей, а потом машина забирала ее на репетицию в театр. Вечерами Натали выходила на сцену в этом сложном спектакле. «Я реально повзрослела за эти месяцы. В точности как и моя героиня за те дни, что пряталась от фашистов и писала дневник. Казалось, выплакала все слезы на сцене, играя по 7—8 спектаклей в неделю. Но нет. Любая мелочь способна вывести из душевного равновесия...»

Критики с восторгом отзывались об игре Портман, актрису удостоили номинации на «Тони», самую престижную премию в театральном мире. А она еще писала эссе о своем жизненном опыте и переживаниях, и их с удовольствием публиковали популярные журналы. «Я решила сыграть в этом спектакле, потому что искренне убеждена — людям надо постоянно напоминать о сострадании. У нас так много людей и детей, страдающих от войн, несправедливости, нищеты и голода, и они не получают шанса изменить мир к лучшему. Звучит идеалистично, как клише, я знаю, но ведь таков наш мир и люди должны об этом помнить». Многие родственники актрисы погибли от руки фашистов, умерли в концентрационных лагерях. Для нее было делом чести отдать дань памяти своей семье, своим корням. Уже тогда неординарные поступки Портман в голливудском комьюнити стали называть поступками «типичной Натали».

Так или иначе, но после «Леона» Натали продолжила сниматься у известных режиссеров, пускай и в неглавных ролях. Вуди Аллен пригласил ее в свой фильм-мюзикл «Все говорят, что я люблю тебя» и задал при встрече всего три вопроса: «Сколько тебе лет? Где ты живешь? Свободна ли этой осенью?» Натали попала в блистательный актерский ансамбль, включающий Джулию Робертс, Дрю Бэрримор, Голди Хоун, Эдварда Нортона и, разумеется, самого Вуди Аллена. Она потом ужасно переживала, что недостаточно использовала уникальную возможность импровизировать, которую щедро предоставляет Аллен своим актерам.

В «Схватке» Майкла Манна Натали играла дочь одного из главных героев, склонную к суициду. В роли ее «отца» выступал Аль Пачино, он играл детектива-полицейского, вступившего в смертельную схватку с героем Роберта Де Ниро. «Сразу было понятно, что Натали необыкновенно одарена. У нее было не так много экранного времени, чтобы столь убедительно, без всяких истерик и лишних слов перевоплотиться в серьезно больную девочку. Только обладая очень большим актерским талантом такое возможно», — говорил о ней режиссер «Схватки».

У сказочника Тима Бертона в его фантастической черной комедии «Марс атакует!» ей досталась роль дочери президента (Джек Николсон) и первой леди (Гленн Клоуз). И снова в окружении звездных актеров — Аннет Бенинг, Пирса Броснана, Сары Джессики Паркер, Денни Де Вито.

Не преминул обратить внимание на Портман и Джордж Лукас. Он предложил ей роль королевы в своем трехсерийном приквеле к «Звездным войнам». Натали не смотрела оригинальную эпопею — ей было два года, когда вышел фильм «Возвращение Джедая», — и долго сомневалась, стоит ли подписывать 10-летний контракт, обязывающий ее возвращаться к роли даже в случае, если у нее появятся совсем другие планы и интересы. Но после долгих разговоров с людьми, которым она доверяла, решилась: «Я подумала, что если все-таки не буду продолжать актерскую карьеру, то эти фильмы могут оказаться отличным ее завершением». К чести Лукаса, он сумел организовать съемочный процесс таким образом, чтобы Натали могла завершить учебу и в школе, и в Гарварде, куда она поступила в 2000 году. Он знал, как это важно для нее, и с огромным уважением отнесся к ее желанию получить университетский диплом. Конечно, она до сих пор считает большой удачей выпавшую ей возможность стать частью воображаемого мира, о котором мечтают миллионы. Тогда она шутила, что когда-нибудь надеется «хоть немного поразить своих детей». И съемки в целом, не представляя особой сложности, позволяли почувствовать себя ребенком, чего ей никогда еще не доводилось в своей актерской карьере: «Словно забираешься в коробку из-под холодильника и представляешь себя в космическом корабле».

«Портман долго сомневалась, стоит ли подписывать 10- летний контракт, обязывающий ее возвращаться к роли даже в случае, если у нее появятся совсем другие планы и интересы». Натали Портман, Кенни Бейкер и Хейден Кристенсен в фильме режиссера Джорджа Лукаса «Звездные войны: Эпизод 2 — Атака клонов», 2002 год. Фото: Mary Evans Picture Library/ТАСС

Джордж Лукас не ставил Натали никаких условий и позволял сниматься в других, менее заметных проектах. Он знал, что «Звездные войны» не являются для нее центром вселенной. В фильме «Где угодно, только не здесь» Сьюзен Сарандон согласилась сниматься при одном условии — ее экранную дочь сыграет Портман. Более того, сначала Натали вежливо отказалась от этого предложения: «Дело не в том, что я сама себя цензурирую. Или в том, что для меня проблема сыграть в сексуальной сцене. Вовсе нет. Я просто не хочу этого делать на данном этапе своей жизни, вот и все. И в то же время не считаю нужным просить вас изменить что-то в ущерб своим творческим замыслам». Но к ее удивлению через неделю она получила исправленный сценарий. Сарандон призвала продюсеров уважать пожелание актрисы. «Это было невероятно. Потрясающе. Самое интересное, что сценарий, фильм и эта конкретная сцена от этих изменений ничуть не пострадали. Мне кажется, кинематографистам стоит проявлять большую креативность. Очень часто можно донести до зрителя необходимый месседж, не раздевая актеров, и тем более не эксплуатируя молодость». Сарандон — одна из немногих актрис в Голливуде, кто предпочитает оставаться собой, даже если это идет вразрез с ее интересами, высоко оценила и талант, и характер своей партнерши: «Очень умная девочка, получившая на редкость хорошее воспитание. Она выросла самодостаточной, с чувством уверенности в себе, и поэтому кажется старше своих ровесников. Намного старше. Ее не интересуют те вещи, которые жаждут заполучить молодые люди из благополучных семей. Натали обладает прирожденной грацией и изяществом, что еще сильнее отличает ее от поколения, склонного к удобству и упрощению всего на свете».

Участие в «Звездных войнах» имело для Натали неоднозначные последствия. Эта эпопея со звездным актерским ансамблем — Юэн Макгрегор, Лиам Нисон и юный Хейден Кристенсен — безусловно стала событием в киномире и вошла в тройку самых популярных и коммерчески успешных франшиз за всю историю кинематографа. Натали стала звездой, на нее обрушилась слава и невероятное внимание прессы. Имя Портман стало притчей во языцех во всем мире, особенно среди многочисленных фанатов этих фильмов. Случилось как раз то, чего она больше всего боялась — она стала зависимой от внешнего воздействия, ей было необходимо виртуозно уклоняться от освещения каждого своего шага. Но сама роль королевы не требовала особых актерских навыков. И критики вместе с поклонниками стали сомневаться, не преувеличили ли они талант Портман. Порой и правда было тягостно наблюдать за актрисой как робот повторяющей свои реплики и явно не слишком довольной и собой, и всем происходящим. Парадокс заключался в том, что мало кто из режиссеров после выхода первого же эпизода горел желанием с ней работать, а фанаты актрисы обвиняли Джорджа Лукаса в том, что он разрушил ее карьеру. Вот как сама Портман оценивала эти последствия: «Да, моя карьера на время застопорилась. Хотя, если ты стал частью большого коммерчески успешного проекта, повышается и твоя коммерческая ценность. С этого момента я — тот продукт, который должен позволить выгодно продать кино. Благодаря этому я, возможно, смогу летом сняться в независимом авторском фильме. И благодаря моей коммерческой стоимости на него, возможно, найдут финансирование. В личном же плане успех «Звездных войн», похоже, изменил категорию моих почитателей. Теперь я гораздо больше интересую мальчишек 10—12 лет, чем зрелых мужчин. И честно говоря, меня это больше устраивает».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Мне смешно читать про хоромы за 130 миллионов. Ира никогда не стремилась к роскоши» «Мне смешно читать про хоромы за 130 миллионов. Ира никогда не стремилась к роскоши»

Пианист Константин Купервейс рассказывает об Ирине Мирошниченко

Коллекция. Караван историй
Пять шагов к доверию в паре Пять шагов к доверию в паре

Как избежать ловушки негативного сравнения в паре

Psychologies
«Магический реализм» Оуэна Уилсона «Магический реализм» Оуэна Уилсона

У Оуэна Уилсона много странностей и описать его сложно

Караван историй
«Ты — мое все»: 5 фильмов про одержимость любовью «Ты — мое все»: 5 фильмов про одержимость любовью

Как проявляется одержимая любовь?

Psychologies
«После «Карнавальной ночи» — борьба, война, выживание, терпение... Какое уж тут счастье!» — рассказывала Людмила Гурченко «После «Карнавальной ночи» — борьба, война, выживание, терпение... Какое уж тут счастье!» — рассказывала Людмила Гурченко

В этих статьях — живая, настоящая, реальная Гурченко, какой ее знали не все

Коллекция. Караван историй
Три отца иконоскопа. Кто придумал телевизор Три отца иконоскопа. Кто придумал телевизор

Как изобрели телевизор и какое первое изображение впервые передали с его помощью

СНОБ
Скучные, тягомотные фильмы, почему-то ставшие популярными Скучные, тягомотные фильмы, почему-то ставшие популярными

Девять кинолент, под которые можно заснуть даже после энергетика

Maxim
Признак качества: 6 вещей, по которым ты вычислишь хорошего мастера по наращиванию ресниц Признак качества: 6 вещей, по которым ты вычислишь хорошего мастера по наращиванию ресниц

На какие детали стоит обратить внимание еще перед процедурой наращивания ресниц

VOICE
Алена Хмельницкая: «У меня нет стопроцентного амплуа положительной героини» Алена Хмельницкая: «У меня нет стопроцентного амплуа положительной героини»

Мои дамочки достаточно сложные и стервозные, и я их люблю

Караван историй
Дубай. Город intro. Как состояться в Дубае и избежать ошибок Дубай. Город intro. Как состояться в Дубае и избежать ошибок

Продюсер Митя Муравьев открывает главный дубайский секрет

Правила жизни
На повышенных оборотах На повышенных оборотах

8 крутых тренировок, которые сжигают больше всего калорий (до 1000 за занятие)

Лиза
Избыточный импульс для лунной гонки Избыточный импульс для лунной гонки

Как неудача миссии «Луна-25» скажется на российском освоении дальнего космоса?

Эксперт
«Очаровал меня и всю мою семью»: каково это — выйти замуж за иностранца и переехать в Иран «Очаровал меня и всю мою семью»: каково это — выйти замуж за иностранца и переехать в Иран

Героиня истории рассказала, как вышла замуж за иранца и переехала на его родину

Psychologies
Я же тебе говорила! Я же тебе говорила!

Фразы в воспитании, от которых вреда больше, чем пользы

Лиза
Немаленькая женщина: как Грета Гервиг из звезды инди-кино стала режиссером, заработавшим миллиард долларов в прокате Немаленькая женщина: как Грета Гервиг из звезды инди-кино стала режиссером, заработавшим миллиард долларов в прокате

Все режиссерские проекты Греты Гервиг окупались минимум в 5,5 раза

Правила жизни
Россия скорректирует пошлину на вывоз подешевевших удобрений: кто в выигрыше Россия скорректирует пошлину на вывоз подешевевших удобрений: кто в выигрыше

Правительство России готовится ввести временную пошлину на экспорт удобрений

Forbes
Мозг собак сильнее отреагировал на человеческое сюсюкание Мозг собак сильнее отреагировал на человеческое сюсюкание

Ученые выявили сходство между тем, как мозг младенцев и собак обрабатывает речь

N+1
Кадровый голод Кадровый голод

Нехватка персонала — вечная проблема ресторанной индустрии

Bones
Этими трюками пользуются все звездные стилисты: 5 секретов идеальных образов на каждый день Этими трюками пользуются все звездные стилисты: 5 секретов идеальных образов на каждый день

Давай научимся внедрять в образы эффектные детали

VOICE
«Это несерьезно!»: почему не стоит спешить с признанием в любви «Это несерьезно!»: почему не стоит спешить с признанием в любви

Почему настораживает быстрое признание в любви и когда признаваться самое время?

Psychologies
Смог, потребность в айтишниках и драки «район на район»: коротко о жизни в Папуа-Новой Гвинее Смог, потребность в айтишниках и драки «район на район»: коротко о жизни в Папуа-Новой Гвинее

Как живут люди на юго-западе Тихого океана?

VC.RU
Поэты и писатели чаще других совершают самоубийство? Узнайте об «эффекте Сильвии Плат» Поэты и писатели чаще других совершают самоубийство? Узнайте об «эффекте Сильвии Плат»

Почему творческие люди чаще других совершают самоубийство?

ТехИнсайдер
Эмоциональное выгорание: 5 признаков — проверьте себя Эмоциональное выгорание: 5 признаков — проверьте себя

Нет желания вставать на работу. Как понять, пора ли что-то менять в своей жизни?

Psychologies
Эмилия Спивак: «Мне очень везет на мужчин в кадре» Эмилия Спивак: «Мне очень везет на мужчин в кадре»

Эмилия Спивак рассказала о своей актерской карьере

Караван историй
Мария Богомолова о поддержке стартапов и актуальных направлениях для инвестиций в Москве Мария Богомолова о поддержке стартапов и актуальных направлениях для инвестиций в Москве

Мария Богомолова — о поддержке стартапов, работе с госструктурами и инвестициях

СНОБ
«Мы стремимся сделать „Манжерок“ одним из лучших курортов в мире» «Мы стремимся сделать „Манжерок“ одним из лучших курортов в мире»

Какие перспективы развития появились у курорта «Манжерок»

Деньги
Неупокоенные души: 7 самых известных домов с привидениями в России Неупокоенные души: 7 самых известных домов с привидениями в России

Любители острых ощущений знают все дома с призраками. Вот самые известные

Maxim
Штрафы за селфи и громкую музыку на пляже: как страны борются с лишними туристами Штрафы за селфи и громкую музыку на пляже: как страны борются с лишними туристами

Какие ограничения вводят власти стран, чтобы справиться с потоком туристов

Forbes
Скрытые причины усталости Скрытые причины усталости

Вечно чувствуешь себя усталой? Это может быть симптомом болезни

Лиза
Кто соберет дары леса Кто соберет дары леса

Развитию рынка дикоросов могут способствовать новые меры господдержки

Агроинвестор
Открыть в приложении