Натали Портман не слишком хорошо вписывается в голливудский ландшафт

Караван историйЗнаменитости

Натали Портман. Мисс совершенство

Сорокадвухлетняя Натали Портман, одна из самых талантливых актрис своего поколения, не слишком хорошо вписывается в голливудский ландшафт. У нее предельно высокий уровень интеллекта, она совсем не тщеславна, у нее есть диплом Гарвардского университета и нет никаких скандалов в личной жизни.

Мария Обельченко

Фото: Castel Franck/Abaca/ТАСС

Впервые она поразила всех, не явившись на премьеру первой части трилогии «Звездных войн», где играла главную героиню — королеву Амидалу. Причина? Готовилась к выпускному экзамену в школе. «Пускай это разрушит мою актерскую карьеру. Но лучше я буду умным человеком, чем звездой», — сказала Натали, поступив в Гарвард (и окончив его с дипломом по психологии). Актриса и наградам не придает особого значения — свой «Оскар» за фильм «Черный лебедь» хранит не на каминной полке на виду, а где-то в дальней комнате.

Покорив Голливуд еще в юном возрасте, Натали Портман остается верна себе, а это дорогого стоит...

Натали Херцшлаг (девичью фамилию бабушки Портман в качестве сценического псевдонима она взяла, когда снималась в «Леоне» Люка Бессона, — чтобы не привлекать внимания к семье) родилась в Иерусалиме 9 июня 1981 года. Отец — врач-гинеколог, специалист по бесплодию, мать — домохозяйка. Родители переехали в Америку, где отец продолжал учебу в ординатуре. Мать помогала мужу во всем, пока у него не появилась стабильная врачебная практика в Нью-Джерси. Шелли посвятила свою жизнь единственной дочери, путешествуя с ней с тех пор, как Натали стала сниматься в кино. «Родители всегда присутствовали в моей жизни. Позволяли заниматься тем, к чему я испытывала страсть. И в то же время я чувствовала себя под их защитой. Это счастье, когда ты можешь играть в кино, но твоя жизнь остается стабильной, дома все хорошо, все друг друга любят и уважают. Это было не похоже на детство других детей-звезд. И друзья всегда любили приходить к нам домой. Родители не были строгими, но привили мне самые важные человеческие ценности».

Предки Натали родом из России, Польши, Румынии и Австрии. Родившись в стране, где говорят на иврите, она с детства проявляла лингвистические способности и знает английский, французский, немецкий, японский и арабский. «Знания» и «Учеба», как шутит актриса, могли бы быть ее вторыми именами. Неудивительно, что она отличалась от других детей — серьезная, амбициозная девочка всегда знала, чего хочет, и добивалась результата, пока ровесники играли и веселились: «Я была хорошим ребенком. И, возможно, слишком долго. Полагаю, даже в отрочестве, в пору взросления, я продолжала вежливо отвечать «Да, мэм», «Спасибо, вы очень добры», «Да, извините, спасибо большое». Извиняющаяся, стремящаяся ублажить, понравиться, быть хорошей девочкой — такова была моя натура. И мне пришлось немало потрудиться, чтобы ее изменить».

Когда 10-летнюю Натали в пиццерии заметил агент и предложил поработать в рекламе моделью, она вежливо, но твердо отказалась. Разумеется, родители и не думали настаивать. Но дочь попросила их связаться с агентом, занимающимся поиском детей-актеров, и добилась своего. Уже в 1992 году Натали отобрали — вместе с Бритни Спирс — во второй состав офф-бродвейского мюзикла на роль главной героини. Полгода спустя ее пригласили на кастинг фильма Люка Бессона «Леон». Роль юной Матильды, девочки-сироты, чья дружба с профессиональным убийцей заставляет ее участвовать в отнюдь не детских приключениях, не пришлась по душе родителям Портман. Но они согласились после того, как Бессон принял все их условия — никаких сексуализированных сцен и насилия руками их дочери. Таким образом из первоначального сценария были убраны два убийства, которые должна была совершить героиня Портман. Сама она рассказывала: «Мне очень повезло, что я попала именно к Люку, я ему очень доверяла. Он сумел даже моего папу — а родители, особенно отец, категорически не желали, чтобы я снималась, — как-то успокоить. Но отец все равно внес в контракт условия — сколько раз я могу держать во рту сигарету и сколько раз могу сказать бранное слово. И он ни за что не позволил бы нарушить эти условия. Затягиваться, разумеется, было запрещено, а чтобы отогнать от меня клубы дыма, отец нанял специальных людей, которые стояли сбоку и чем-то махали».

«Сама Натали рассказывала: «Мне очень повезло, что я попала именно к Люку, я ему очень доверяла. Он сумел даже моего папу — а родители, особенно отец, категорически не желали, чтобы я снималась, — как-то успокоить». Натали Портман и Жан Рено в фильме «Леон», 1994 год. Фото: Vostock Photo

Получить первую роль в кино у такого режиссера, как Бессон, и учиться у таких актеров, как Жан Рено и Гэри Олдман, — огромная привилегия. Натали считала их своими учителями, позволившими ей в совершенстве освоить актерское мастерство. И вспоминала съемки как одно сплошное удовольствие. Но когда с огромным успехом «Леон» вышел на экраны, завоевав и зрительские восторги, и высокие оценки критиков (особенно хвалили и восхищались дуэтом Рено и юной актрисы), она очень быстро поняла, что этот фильм был так или иначе окрашен сексуальными полутонами.

А последующая роль в фильме «Красивые девушки» закрепила за Натали неприятное звание «объекта фантазий взрослых мужчин». «Помню, как страшно волнуясь, открыла свое первое письмо от фаната. И что я прочитала? Описание как меня в своих фантазиях насилуют! Обратный отсчет пошел, когда мне исполнилось 18 лет. И понеслось. Даже профессиональные кинокритики не упускали скользкой возможности в рецензиях поговорить о моих «распустившихся как бутоны» грудях».

И тогда, к удивлению Голливуда, Портман стала отказываться от большинства предлагаемых ей ролей, даже если речь шла о самых громких проектах. Не стала сниматься в, «Ледяном шторме» Энга Ли и «Лолите» Эдриана Лайна. «Я помню, как гордо заявила в ответ на предложение Лайна: «Позвольте вам сказать, я знаю, что это за кино. Оно будет низкопробным! — кажется, я все-таки не употребила слово «похабный» — его не нашлось в моем тогдашнем лексиконе. — Я ни за что не соглашусь целоваться со стариком!»

Вместо Лолиты Натали предпочла сыграть Анну Франк в бродвейском спектакле «Дневник Анны Франк». Днем училась, ходила на занятия в школу искусств для одаренных детей, а потом машина забирала ее на репетицию в театр. Вечерами Натали выходила на сцену в этом сложном спектакле. «Я реально повзрослела за эти месяцы. В точности как и моя героиня за те дни, что пряталась от фашистов и писала дневник. Казалось, выплакала все слезы на сцене, играя по 7—8 спектаклей в неделю. Но нет. Любая мелочь способна вывести из душевного равновесия...»

Критики с восторгом отзывались об игре Портман, актрису удостоили номинации на «Тони», самую престижную премию в театральном мире. А она еще писала эссе о своем жизненном опыте и переживаниях, и их с удовольствием публиковали популярные журналы. «Я решила сыграть в этом спектакле, потому что искренне убеждена — людям надо постоянно напоминать о сострадании. У нас так много людей и детей, страдающих от войн, несправедливости, нищеты и голода, и они не получают шанса изменить мир к лучшему. Звучит идеалистично, как клише, я знаю, но ведь таков наш мир и люди должны об этом помнить». Многие родственники актрисы погибли от руки фашистов, умерли в концентрационных лагерях. Для нее было делом чести отдать дань памяти своей семье, своим корням. Уже тогда неординарные поступки Портман в голливудском комьюнити стали называть поступками «типичной Натали».

Так или иначе, но после «Леона» Натали продолжила сниматься у известных режиссеров, пускай и в неглавных ролях. Вуди Аллен пригласил ее в свой фильм-мюзикл «Все говорят, что я люблю тебя» и задал при встрече всего три вопроса: «Сколько тебе лет? Где ты живешь? Свободна ли этой осенью?» Натали попала в блистательный актерский ансамбль, включающий Джулию Робертс, Дрю Бэрримор, Голди Хоун, Эдварда Нортона и, разумеется, самого Вуди Аллена. Она потом ужасно переживала, что недостаточно использовала уникальную возможность импровизировать, которую щедро предоставляет Аллен своим актерам.

В «Схватке» Майкла Манна Натали играла дочь одного из главных героев, склонную к суициду. В роли ее «отца» выступал Аль Пачино, он играл детектива-полицейского, вступившего в смертельную схватку с героем Роберта Де Ниро. «Сразу было понятно, что Натали необыкновенно одарена. У нее было не так много экранного времени, чтобы столь убедительно, без всяких истерик и лишних слов перевоплотиться в серьезно больную девочку. Только обладая очень большим актерским талантом такое возможно», — говорил о ней режиссер «Схватки».

У сказочника Тима Бертона в его фантастической черной комедии «Марс атакует!» ей досталась роль дочери президента (Джек Николсон) и первой леди (Гленн Клоуз). И снова в окружении звездных актеров — Аннет Бенинг, Пирса Броснана, Сары Джессики Паркер, Денни Де Вито.

Не преминул обратить внимание на Портман и Джордж Лукас. Он предложил ей роль королевы в своем трехсерийном приквеле к «Звездным войнам». Натали не смотрела оригинальную эпопею — ей было два года, когда вышел фильм «Возвращение Джедая», — и долго сомневалась, стоит ли подписывать 10-летний контракт, обязывающий ее возвращаться к роли даже в случае, если у нее появятся совсем другие планы и интересы. Но после долгих разговоров с людьми, которым она доверяла, решилась: «Я подумала, что если все-таки не буду продолжать актерскую карьеру, то эти фильмы могут оказаться отличным ее завершением». К чести Лукаса, он сумел организовать съемочный процесс таким образом, чтобы Натали могла завершить учебу и в школе, и в Гарварде, куда она поступила в 2000 году. Он знал, как это важно для нее, и с огромным уважением отнесся к ее желанию получить университетский диплом. Конечно, она до сих пор считает большой удачей выпавшую ей возможность стать частью воображаемого мира, о котором мечтают миллионы. Тогда она шутила, что когда-нибудь надеется «хоть немного поразить своих детей». И съемки в целом, не представляя особой сложности, позволяли почувствовать себя ребенком, чего ей никогда еще не доводилось в своей актерской карьере: «Словно забираешься в коробку из-под холодильника и представляешь себя в космическом корабле».

«Портман долго сомневалась, стоит ли подписывать 10- летний контракт, обязывающий ее возвращаться к роли даже в случае, если у нее появятся совсем другие планы и интересы». Натали Портман, Кенни Бейкер и Хейден Кристенсен в фильме режиссера Джорджа Лукаса «Звездные войны: Эпизод 2 — Атака клонов», 2002 год. Фото: Mary Evans Picture Library/ТАСС

Джордж Лукас не ставил Натали никаких условий и позволял сниматься в других, менее заметных проектах. Он знал, что «Звездные войны» не являются для нее центром вселенной. В фильме «Где угодно, только не здесь» Сьюзен Сарандон согласилась сниматься при одном условии — ее экранную дочь сыграет Портман. Более того, сначала Натали вежливо отказалась от этого предложения: «Дело не в том, что я сама себя цензурирую. Или в том, что для меня проблема сыграть в сексуальной сцене. Вовсе нет. Я просто не хочу этого делать на данном этапе своей жизни, вот и все. И в то же время не считаю нужным просить вас изменить что-то в ущерб своим творческим замыслам». Но к ее удивлению через неделю она получила исправленный сценарий. Сарандон призвала продюсеров уважать пожелание актрисы. «Это было невероятно. Потрясающе. Самое интересное, что сценарий, фильм и эта конкретная сцена от этих изменений ничуть не пострадали. Мне кажется, кинематографистам стоит проявлять большую креативность. Очень часто можно донести до зрителя необходимый месседж, не раздевая актеров, и тем более не эксплуатируя молодость». Сарандон — одна из немногих актрис в Голливуде, кто предпочитает оставаться собой, даже если это идет вразрез с ее интересами, высоко оценила и талант, и характер своей партнерши: «Очень умная девочка, получившая на редкость хорошее воспитание. Она выросла самодостаточной, с чувством уверенности в себе, и поэтому кажется старше своих ровесников. Намного старше. Ее не интересуют те вещи, которые жаждут заполучить молодые люди из благополучных семей. Натали обладает прирожденной грацией и изяществом, что еще сильнее отличает ее от поколения, склонного к удобству и упрощению всего на свете».

Участие в «Звездных войнах» имело для Натали неоднозначные последствия. Эта эпопея со звездным актерским ансамблем — Юэн Макгрегор, Лиам Нисон и юный Хейден Кристенсен — безусловно стала событием в киномире и вошла в тройку самых популярных и коммерчески успешных франшиз за всю историю кинематографа. Натали стала звездой, на нее обрушилась слава и невероятное внимание прессы. Имя Портман стало притчей во языцех во всем мире, особенно среди многочисленных фанатов этих фильмов. Случилось как раз то, чего она больше всего боялась — она стала зависимой от внешнего воздействия, ей было необходимо виртуозно уклоняться от освещения каждого своего шага. Но сама роль королевы не требовала особых актерских навыков. И критики вместе с поклонниками стали сомневаться, не преувеличили ли они талант Портман. Порой и правда было тягостно наблюдать за актрисой как робот повторяющей свои реплики и явно не слишком довольной и собой, и всем происходящим. Парадокс заключался в том, что мало кто из режиссеров после выхода первого же эпизода горел желанием с ней работать, а фанаты актрисы обвиняли Джорджа Лукаса в том, что он разрушил ее карьеру. Вот как сама Портман оценивала эти последствия: «Да, моя карьера на время застопорилась. Хотя, если ты стал частью большого коммерчески успешного проекта, повышается и твоя коммерческая ценность. С этого момента я — тот продукт, который должен позволить выгодно продать кино. Благодаря этому я, возможно, смогу летом сняться в независимом авторском фильме. И благодаря моей коммерческой стоимости на него, возможно, найдут финансирование. В личном же плане успех «Звездных войн», похоже, изменил категорию моих почитателей. Теперь я гораздо больше интересую мальчишек 10—12 лет, чем зрелых мужчин. И честно говоря, меня это больше устраивает».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Магический реализм» Оуэна Уилсона «Магический реализм» Оуэна Уилсона

У Оуэна Уилсона много странностей и описать его сложно

Караван историй
Третья сила канцлера Дольфуса Третья сила канцлера Дольфуса

Европу 1930-х годов разделяла невидимая идеологическая линия фронта

Дилетант
Леонид Борткевич: «Это было похоже на поклонение «Битлз» — армия фанаток ездила за «Песнярами» по всему Союзу» Леонид Борткевич: «Это было похоже на поклонение «Битлз» — армия фанаток ездила за «Песнярами» по всему Союзу»

Это было похоже на поклонение «Битлз» — такая же армия фанаток

Коллекция. Караван историй
Что умеет нейросеть «Сбера» GigaChat Что умеет нейросеть «Сбера» GigaChat

«Сбер» запустил свой аналог ChatGPT — нейросеть GigaChat. Что она умеет?

СНОБ
Церковный дресс-код Церковный дресс-код

Одеяния православных священников напоминают об истории и славе церкви

Дилетант
«Алая королева»: как Маргарет Бофорт стала матерью династии Тюдоров «Алая королева»: как Маргарет Бофорт стала матерью династии Тюдоров

Фанатичка, манипуляторша и интриганка — такой Маргарет осталась в истории

Forbes
Сергей Иванов: «Хотел бы назвать их друзьями» Сергей Иванов: «Хотел бы назвать их друзьями»

Тайны, оставшиеся за кадром, раскрывает известный фотограф Сергей Иванов

Караван историй
Опосредованные углеродные выбросы мясоедов превзошли выбросы веганов в три раза Опосредованные углеродные выбросы мясоедов превзошли выбросы веганов в три раза

Если сократить потребление мяса, то можно снизить выбросы углекислого газа

N+1
Иван Охлобыстин: «Янковский был дедом фанатичным, а я обычный дед» Иван Охлобыстин: «Янковский был дедом фанатичным, а я обычный дед»

В рождении и воспитании детей есть нечто высшее

Караван историй
Семь фактов про радиоактивную воду с Фукусимы Семь фактов про радиоактивную воду с Фукусимы

Японцы сливают радиоактивную воду с Фукусимы прямо в Тихий океан. Опасно ли это?

Maxim
Социолог нашел подтверждение теории бредовых работ Социолог нашел подтверждение теории бредовых работ

Обладатели этих профессий ощущают бесполезность своей работы

N+1
Хрустальная мечта Хрустальная мечта

Как «хрустальная» девушка с железной волей превратила хобби в успешное дело

Лиза
Речь пациента после инсульта отражает адаптивную стратегию мозга Речь пациента после инсульта отражает адаптивную стратегию мозга

После инсульта мозг выстраивает особую адаптивную стратегию

ТехИнсайдер
Археологи реконструировали неолитическое ожерелье из 2500 бусин Археологи реконструировали неолитическое ожерелье из 2500 бусин

Археологи реконструировали древнее ожерелье, обнаруженное несколько лет назад

N+1
Что такое депрессия, почему она возникает и как лечить Что такое депрессия, почему она возникает и как лечить

Что такое депрессия и как с ней справиться? Разбираемся с психотерапевтом

РБК
«Тихий наем»: почему продвижение по службе не всегда хорошо для сотрудника и компании «Тихий наем»: почему продвижение по службе не всегда хорошо для сотрудника и компании

Руководители не учитывают набор рисков, возникающих вследствие «тихого найма»

Forbes
27 видов абьюза в постели 27 видов абьюза в постели

Как сразу распознать абьюзивного полового партнера?

Psychologies
Дэвид Финчер, Брэдли Купер и Люк Бессон: главные фильмы Венецианского фестиваля Дэвид Финчер, Брэдли Купер и Люк Бессон: главные фильмы Венецианского фестиваля

Кинокритик рассказывает, на какие фильмы Венеции нужно обратить внимание

Forbes
Секс с нарциссом: 5 особенностей, которые важно знать Секс с нарциссом: 5 особенностей, которые важно знать

Как понять, что вы попали в ловушку отношений именно с нарциссом?

Psychologies
5 способов справиться с отказом и стать сильнее 5 способов справиться с отказом и стать сильнее

Можно ли взглянуть на отказ как на полезный, а не травмирующий опыт?

Psychologies
Умеете ли вы строить «нормальные отношения»? Всего 2 вопроса помогут понять это Умеете ли вы строить «нормальные отношения»? Всего 2 вопроса помогут понять это

Нам свойственно давать оценку «нормальным отношениям» через призму личного опыта

Psychologies
Моя Беларусь Моя Беларусь

Наше путешествие Минск прошло на удивление спокойно и почти без приключений

Отдых в России
История сумасшествия: как менялась психиатрия — от античности до наших дней История сумасшествия: как менялась психиатрия — от античности до наших дней

Как изменялось отношение к психическим заболеваниям?

Psychologies
Баня на полюсе Баня на полюсе

Сергей Беляев о том, как этим летом парил китайских туристов на Северном полюсе

Отдых в России
«Что случилось с климатом» «Что случилось с климатом»

Как устроен радиоуглеродный метод датирования

N+1
7 живописных малых городов России 7 живописных малых городов России

Если вы ищете провинциальный колорит, стоит включить эти города в свои маршруты

Караван историй
Кадровый голод Кадровый голод

Нехватка персонала — вечная проблема ресторанной индустрии

Bones
Робот учится так браться за инструмент, чтобы можно было его использовать Робот учится так браться за инструмент, чтобы можно было его использовать

Ученые улучшили способность роботизированной руки манипулировать объектами

ТехИнсайдер
На языке оригинала: почему канадские и австралийские сериалы стали такими популярными На языке оригинала: почему канадские и австралийские сериалы стали такими популярными

На какие проекты из Австралии и Канады стоит обратить внимание

Forbes
5 верных признаков, что ваш брак обречен 5 верных признаков, что ваш брак обречен

Каждый признак обреченного брака подкреплен исследованием ученых

Maxim
Открыть в приложении