Дым рассеялся: как российский медиаменеджер привлек $12 млн в каннабисный стартап и обанкротился
Российский предприниматель Егор Лавров заработал на ICO своего каннабисного проекта $12 млн. Он привлек деньги на блокчейн-платформу, которая должна была сделать рынок медицинской марихуаны прозрачнее. Почему проект провалился и кто в него инвестировал?
В Российской Федерации выращивание растений, содержащих наркотические средства и психотропные вещества, их приобретение, хранение, перевозка, изготовление и переработка являются незаконными.
В начале апреля Комиссия по ценным бумагам и биржам США (SEC) начала распределять $175 000 среди пострадавших инвесторов, которые участвовали в ICO стартапа Paragon в 2017 году. Компания собиралась создать блокчейн для рынка медицинской марихуаны. Ее основал российский предприниматель, создатель портала fuck.ru Егор Лавров вместе со своей женой Джессикой Верстиг. Проект привлек $12 млн, но SEC признала токены Paragon ценными бумагами и запретила их продажу. Спустя два года после этого Лавров объявил о закрытии проекта и скрылся, не вернув деньги вкладчиков. Forbes поговорил с сотрудниками и инвесторами Paragon о том, как развивался проект и почему его пришлось обанкротить.
Деятель Рунета
39-летний предприниматель Егор Лавров пришел в криптобизнес из мира медиа. В 1998 году он вместе со школьным товарищем Константином Рыковым создал сайт fuck.ru — блог, в котором друзья писали о ежедневных новостях, используя нецензурную лексику. Обоим тогда еще не исполнилось 18 лет. После fuck.ru Лавров и Рыков занялись политикой. В 1999 году Лавров возглавил предвыборный штаб кандидата в президенты Умара Джабраилова, который в итоге занял на выборах последнее, 11 место, набрав 0,08% голосов избирателей.
Политическая карьера Рыкова сложилась успешнее. В 2007 году он был избран депутатом Госдумы V созыва от партии «Единая Россия» от Нижегородской области. Кроме того, Рыков был создателем таких СМИ, как «Дни.ру» и «Взгляд.ру». Он также принимал участие в кампаниях в поддержку Владимира Путина и Дмитрия Медведева во время их выборов.
Дороги товарищей разошлись — Рыков стал генеральным продюсером «Взгляд.ру», а Лавров в 18 лет переехал в США. Там он женился на модели Джессике Верстиг, которая в 2014 году получила титул «Мисс Айова». В 2017 году супруги начали заниматься каннабисным бизнесом и открыли собственный стартап в Лос-Анджелесе — Paragon.
Новый бизнес
«Практически как ребенок», — говорит на видео Лавров с улыбкой, держа в руках пакет с марихуаной. В 2019 году основатель Paragon дал интервью журналисту Андрею Лошаку для его сериала «Холивар. История Рунета». В фильме показаны кадры из каннабисного коворкинга Paragon на бульваре Сансет в Голливуде, где, по словам Лаврова, можно «курить все, кроме сигарет». Предприниматель открыл бизнес после того, как марихуану легализовали в Калифорнии в 2016 году и это вызвало «настоящую лихорадку», говорится в фильме. Лавров «поймал волну» и другого популярного явления — в 2017 году в мире случился бум первичных размещений в криптовалюте. «Параллельно создает каннабисный блокчейн», — рассказывал про Лаврова Лошак в фильме.
Летом 2017 года предприниматель начал привлекать инвестиции в Paragon через ICO: он предлагал инвесторам купить токены Paragon Coin (PRG), разработанные на основе Ethereum. В середине августа на сайте и в соцсетях Paragon появилась «белая книга» (white paper) — документ, описывающий бизнес-модель компании и предстоящую продажу токенов. Там же компания указала сотрудников проекта и ее советников. Всего в команде Paragon работало 12 человек, включая Лаврова и его супругу. Среди них были и россияне — криптоинвесторы из Кремниевой Долины Юлий Зегельман, Давид Калустов и Вадим Курилович. Зегельман заявил Forbes, что действительно был знаком с Лавровым, но никогда не был частью Paragon. «Участия в проекте не принимал, попал в их white paper случайно и попросил себя убрать оттуда», — сказал Зегельман. Калустов не ответил на запрос Forbes, связаться с Куриловичем не удалось.