История notAnotherOne
Двое дизайнеров помогали делать «Яндекс.Станцию» и SberPortal, чуть не задохнулись в Китае и придумали измеритель качества воздуха.
В 2013 году программистка Вера Козырь и филолог Игорь Михненко основали дизайн-хаус notAnotherOne, чтобы создавать новые продукты, не похожие на другие. Отсюда и название. «Мы не будем делать очередной чайник, или весы, или Bluetooth-колонку. Этим занимаются промышленные дизайнеры, — объясняет Михненко. — Мы продуктовая компания». За семь лет команда notAnotherOne разработала 30 устройств и 10 софтверных решений. В их числе — «Яндекс.Станция» и SberPortal. Недавно в портфолио у основателей появился самостоятельный проект Atmotube — измеритель качества воздуха. Его они запустили на краудфандинговые деньги и на сегодня продали более 25 тыс. устройств. С первых дней обе компании прибыльные. Это история о том, как два продуктовых дизайнера ушли из корпорации и построили успешный бизнес в России и за рубежом.
notAnotherOne в цифрах
- 80 млн руб. — выручка в 2020 году.
- 15 млн руб. — прибыль в 2020 году.
- 40 человек в команде.
- 1 млн устройств в год выпускается с участием nAO.
Источник: данные компании
Atmotube в цифрах
- $600 тыс. — выручка Atmotube в 2020 году.
- >25 тыс. устройств продано.
- x2 — рост Atmotube год к году.
Источник: данные компании
В поисках свободы
Вера Козырь и Игорь Михненко — выходцы из Yota. В начале 2010-х гг. они вместе разрабатывали YotaPhone: Вера, программист по образованию, была директором продукта, а Игорь, окончивший магистратуру по специальности «Английская и японская филология», — дизайн-директором. Работать вместе им нравилось: был драйв и энергия, которыми друг друга заражали. Доделав смартфон и доведя его до массового производства, коллеги ушли из Yota. В компании им не хватило свободы для принятия собственных продуктовых решений.
После Yota друзья познакомили Веру и Игоря с предпринимателем Сергеем Филоновым и ученым Петром Федичевым, и те пригласили их делать вместе бизнес. Вчетвером они основали биотех-стартап Gero, который борется со старением человека. Команда хотела сделать высокоточное устройство для считывания сигналов возрастзависимых заболеваний — именно поэтому пригодились навыки Веры и Игоря в разработке гаджетов. Правда, позже команда пришла к выводу, что легче создать API и собирать данные через сторонние трекеры. Стартап ушел в сторону софтверных решений и создания лекарственных препаратов. В новой конструкции Вера и Игорь почувствовали себя лишними. Они рассказывают: «Мы поняли, что начинается „хардкор-биотех“ и, чтобы этим заниматься, надо идти в Стэнфорд и три года учиться на биофаке». К этому дизайнеры были не готовы и спустя год после запуска вышли из Gero на дружественной ноте.
Во время работы в Gero Вера и Игорь часто ездили в Калифорнию — на переговоры с инвесторами, партнерами и конференции типа Quantified Self. После выхода из проекта решили попробовать там задержаться. Привлекал «предпринимательский вайб» тех мест. Казалось, что всё возможно и можно свернуть горы, говорит Вера.
Покопавшись в куче идей в голове, предприниматели придумали следующий проект — P2P-маркетплейс HelpMeNow, в котором люди будут оказывать друг другу бытовые услуги.
— На тот момент это была супергорячая тема. YouDo только запустился в России. Вместе с нами по инвесторским конференциям ходил TaskRabbit, — вспоминает Вера.
Проект HelpMeNow она называет фейлом на их с Игорем предпринимательском пути. Венчурные фонды Долины не доверяли им как софтверным разработчикам, так как их бэкграунд был про «железо». Один из дружественных инвесторов с российскими корнями, перебравшийся в Долину, даже как-то сказал: «Ребята, если бы вы сейчас второй YotaPhone запустили, я бы вам сразу несколько миллионов дал, а на маркетплейс — нет: не ваше».
Вторая причина неуспеха была, как объясняют предприниматели, в «проблеме курицы и яйца»: при запуске двухсторонней платформы нужно, чтобы спрос и предложение появились одновременно, — одно порождает другое. Когда такой маркетплейс запускается, перед фаундерами стоит непростая задача — привлечь одну из сторон до того, как появилась вторая. Основатели HelpMeNow думали, что пользователи сами начнут регистрироваться в маркетплейсе и оказывать друг другу услуги. Но без вливания денег в маркетинг платформа не росла, а для этого, опять же, необходимы были инвестиции.
— Мы слишком сильно погрузились в продукт и лишь потом поняли, что нужно было хакнуть рынок, как в свое время это сделал Airbnb, найдя хостов через Craigslist, — говорит Игорь. — Тогда мы не нашли способа привлечь массово пользователей на маркетплейс, не прибегая к серым схемам вроде переманивания людей с других сайтов. Но теперь мы в первую очередь думаем о рынке: прототипируем, тестируем, понимаем трекшн и только потом инвестируем.
Возвращение к истокам
Параллельно с запуском HelpMeNow к Вере и Игорю стучались российские заказчики (в том числе из Калифорнии), предлагая разработать носимые устройства или дизайн для них, — срабатывала накопленная за время работы в Yota и Gero репутация. Предприниматели ограничивались консультированием. Для этого в 2014 году они зарегистрировали в Калифорнии компанию, которую назвали notAntoherOne. По их словам, так было проще работать с крупными клиентами: они скорее обратятся в компанию, чем к частному консультанту.
После неудачи с маркетплейсом предприниматели, успевшие на свои деньги пожить три месяца в Калифорнии, все же приняли решение вернуться в Россию — и одновременно в hardware-разработку.
— Поваривашись в стартаперской тусовке в Долине, мы поняли, что погоня за инвестициями — это бесконечная фултайм работа для фаундеров. Мне интереснее делать бизнесы, которые работают и могут быть прибыльными без постоянных вливаний, поэтому я даже почувствовала некое облегчение, вернувшись в Россию, — вспоминает Вера.
Летом 2014 года бывший коллега по Yota Devices Сергей Соболев, занимавшийся развитием новых продуктов «МегаФона», попросил Веру и Игоря провести исследование рынка — какие решения можно использовать, чтобы расширить базу клиентов. Проанализировав американский рынок сотовых операторов и развивающиеся там тренды, продуктовые дизайнеры предложили сделать систему «умного» дома. Менеджмент «МегаФона» удивила глубина исследования — предложенные дизайн и эргономичность будущих устройств, подкреплённые кейсами, вспоминает Соболев. По итогу компания-оператор провела конкурс и в качестве подрядчика выбрала notAnotherOne.
Концепция «умного» дома включала в себя 12 устройств. Вера и Игорь набрали команду из девяти человек, пригласив бывших коллег из Yota и Gero. Главная сложность была в том, чтобы собрать разные протоколы передачи данных в единую экосистему. Они работали разрозненно, и не было производителя, который предлагал бы сразу несколько устройств на основе одного протокола. Предприниматели ездили в Китай и изучали там производителей электронных изделий (или ODM — original design manufacturers). Из 40 вендоров выбрали девять в Шэньчжэне: каждый из них предлагал одно подходящее решение, которое можно было доделать и интегрировать в общую экосистему устройств. В итоге вместе с девятью производителями команда notAnotherOne доработала разные датчики, унифицировав их компоненты и софт, — система «умного» дома Life Control была готова.