Двое дизайнеров помогали делать «Яндекс.Станцию» и придумали измеритель воздуха

Inc.Бизнес

История notAnotherOne

Двое дизайнеров помогали делать «Яндекс.Станцию» и SberPortal, чуть не задохнулись в Китае и придумали измеритель качества воздуха.

Текст: Джейхун Мамедов. Фото: Виктор Юльев для Inc. Russia

В 2013 году программистка Вера Козырь и филолог Игорь Михненко основали дизайн-хаус notAnotherOne, чтобы создавать новые продукты, не похожие на другие. Отсюда и название. «Мы не будем делать очередной чайник, или весы, или Bluetooth-колонку. Этим занимаются промышленные дизайнеры, — объясняет Михненко. — Мы продуктовая компания». За семь лет команда notAnotherOne разработала 30 устройств и 10 софтверных решений. В их числе — «Яндекс.Станция» и SberPortal. Недавно в портфолио у основателей появился самостоятельный проект Atmotube — измеритель качества воздуха. Его они запустили на краудфандинговые деньги и на сегодня продали более 25 тыс. устройств. С первых дней обе компании прибыльные. Это история о том, как два продуктовых дизайнера ушли из корпорации и построили успешный бизнес в России и за рубежом.

notAnotherOne в цифрах

  • 80 млн руб. — выручка в 2020 году.
  • 15 млн руб. — прибыль в 2020 году.
  • 40 человек в команде.
  • 1 млн устройств в год выпускается с участием nAO.

Источник: данные компании

Atmotube в цифрах

  • $600 тыс. — выручка Atmotube в 2020 году.
  • >25 тыс. устройств продано.
  • x2 — рост Atmotube год к году.

Источник: данные компании

В поисках свободы

Вера Козырь и Игорь Михненко — выходцы из Yota. В начале 2010-х гг. они вместе разрабатывали YotaPhone: Вера, программист по образованию, была директором продукта, а Игорь, окончивший магистратуру по специальности «Английская и японская филология», — дизайн-директором. Работать вместе им нравилось: был драйв и энергия, которыми друг друга заражали. Доделав смартфон и доведя его до массового производства, коллеги ушли из Yota. В компании им не хватило свободы для принятия собственных продуктовых решений.

После Yota друзья познакомили Веру и Игоря с предпринимателем Сергеем Филоновым и ученым Петром Федичевым, и те пригласили их делать вместе бизнес. Вчетвером они основали биотех-стартап Gero, который борется со старением человека. Команда хотела сделать высокоточное устройство для считывания сигналов возрастзависимых заболеваний — именно поэтому пригодились навыки Веры и Игоря в разработке гаджетов. Правда, позже команда пришла к выводу, что легче создать API и собирать данные через сторонние трекеры. Стартап ушел в сторону софтверных решений и создания лекарственных препаратов. В новой конструкции Вера и Игорь почувствовали себя лишними. Они рассказывают: «Мы поняли, что начинается „хардкор-биотех“ и, чтобы этим заниматься, надо идти в Стэнфорд и три года учиться на биофаке». К этому дизайнеры были не готовы и спустя год после запуска вышли из Gero на дружественной ноте.

Во время работы в Gero Вера и Игорь часто ездили в Калифорнию — на переговоры с инвесторами, партнерами и конференции типа Quantified Self. После выхода из проекта решили попробовать там задержаться. Привлекал «предпринимательский вайб» тех мест. Казалось, что всё возможно и можно свернуть горы, говорит Вера.

Покопавшись в куче идей в голове, предприниматели придумали следующий проект — P2P-маркетплейс HelpMeNow, в котором люди будут оказывать друг другу бытовые услуги.

— На тот момент это была супергорячая тема. YouDo только запустился в России. Вместе с нами по инвесторским конференциям ходил TaskRabbit, — вспоминает Вера.

Проект HelpMeNow она называет фейлом на их с Игорем предпринимательском пути. Венчурные фонды Долины не доверяли им как софтверным разработчикам, так как их бэкграунд был про «железо». Один из дружественных инвесторов с российскими корнями, перебравшийся в Долину, даже как-то сказал: «Ребята, если бы вы сейчас второй YotaPhone запустили, я бы вам сразу несколько миллионов дал, а на маркетплейс — нет: не ваше».

Вторая причина неуспеха была, как объясняют предприниматели, в «проблеме курицы и яйца»: при запуске двухсторонней платформы нужно, чтобы спрос и предложение появились одновременно, — одно порождает другое. Когда такой маркетплейс запускается, перед фаундерами стоит непростая задача — привлечь одну из сторон до того, как появилась вторая. Основатели HelpMeNow думали, что пользователи сами начнут регистрироваться в маркетплейсе и оказывать друг другу услуги. Но без вливания денег в маркетинг платформа не росла, а для этого, опять же, необходимы были инвестиции.

— Мы слишком сильно погрузились в продукт и лишь потом поняли, что нужно было хакнуть рынок, как в свое время это сделал Airbnb, найдя хостов через Craigslist, — говорит Игорь. — Тогда мы не нашли способа привлечь массово пользователей на маркетплейс, не прибегая к серым схемам вроде переманивания людей с других сайтов. Но теперь мы в первую очередь думаем о рынке: прототипируем, тестируем, понимаем трекшн и только потом инвестируем.

Возвращение к истокам

Параллельно с запуском HelpMeNow к Вере и Игорю стучались российские заказчики (в том числе из Калифорнии), предлагая разработать носимые устройства или дизайн для них, — срабатывала накопленная за время работы в Yota и Gero репутация. Предприниматели ограничивались консультированием. Для этого в 2014 году они зарегистрировали в Калифорнии компанию, которую назвали notAntoherOne. По их словам, так было проще работать с крупными клиентами: они скорее обратятся в компанию, чем к частному консультанту.

После неудачи с маркетплейсом предприниматели, успевшие на свои деньги пожить три месяца в Калифорнии, все же приняли решение вернуться в Россию — и одновременно в hardware-разработку.

— Поваривашись в стартаперской тусовке в Долине, мы поняли, что погоня за инвестициями — это бесконечная фултайм работа для фаундеров. Мне интереснее делать бизнесы, которые работают и могут быть прибыльными без постоянных вливаний, поэтому я даже почувствовала некое облегчение, вернувшись в Россию, — вспоминает Вера.

Летом 2014 года бывший коллега по Yota Devices Сергей Соболев, занимавшийся развитием новых продуктов «МегаФона», попросил Веру и Игоря провести исследование рынка — какие решения можно использовать, чтобы расширить базу клиентов. Проанализировав американский рынок сотовых операторов и развивающиеся там тренды, продуктовые дизайнеры предложили сделать систему «умного» дома. Менеджмент «МегаФона» удивила глубина исследования — предложенные дизайн и эргономичность будущих устройств, подкреплённые кейсами, вспоминает Соболев. По итогу компания-оператор провела конкурс и в качестве подрядчика выбрала notAnotherOne.

Концепция «умного» дома включала в себя 12 устройств. Вера и Игорь набрали команду из девяти человек, пригласив бывших коллег из Yota и Gero. Главная сложность была в том, чтобы собрать разные протоколы передачи данных в единую экосистему. Они работали разрозненно, и не было производителя, который предлагал бы сразу несколько устройств на основе одного протокола. Предприниматели ездили в Китай и изучали там производителей электронных изделий (или ODM — original design manufacturers). Из 40 вендоров выбрали девять в Шэньчжэне: каждый из них предлагал одно подходящее решение, которое можно было доделать и интегрировать в общую экосистему устройств. В итоге вместе с девятью производителями команда notAnotherOne доработала разные датчики, унифицировав их компоненты и софт, — система «умного» дома Life Control была готова.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Почему у мужчин «пунктик» на анальном сексе? Почему у мужчин «пунктик» на анальном сексе?

Откуда у мужчин эта причудливая фиксация на анальном сексе

Cosmopolitan
Палеонтологи объяснили функции необычных ног энанциорнисовых птиц из бирманского янтаря Палеонтологи объяснили функции необычных ног энанциорнисовых птиц из бирманского янтаря

Американские палеонтологи изучили остатки энанциорнисовых птиц

N+1
Девять хороших вещей, которые в России и СССР появились раньше, чем в США Девять хороших вещей, которые в России и СССР появились раньше, чем в США

В нашей стране было много такого, о чем граждане США долго не могли и мечтать

Maxim
Джетлаг: как перестать страдать и получить удовольствие от путешествия Джетлаг: как перестать страдать и получить удовольствие от путешествия

Эксперты — о том, как безболезненно перенести смену часовых поясов в путешествии

Популярная механика
Чем заняться в Тюмени и Тобольске Чем заняться в Тюмени и Тобольске

Почему именно в Тюмени и Тобольске есть шанс создать успешный турпродукт

СНОБ
Китайские ученые разработали белок для защиты нейронов при инсульте Китайские ученые разработали белок для защиты нейронов при инсульте

Ученые разработали белок Tat-CIRP, который защищает нейроны при инсульте

N+1
Удивительные преображения! Как выглядели в юности звезды шоу «Женский стендап» Удивительные преображения! Как выглядели в юности звезды шоу «Женский стендап»

Комедийные актрисы заметно преобразились

Cosmopolitan
5 способов совсем отказаться от сладкого: советует врач 5 способов совсем отказаться от сладкого: советует врач

В сильной тяге к сладкому есть свои причины

Cosmopolitan
Русский Гамлет побил $1 млн: на торгах русского искусства — четыре мировых рекорда Русский Гамлет побил $1 млн: на торгах русского искусства — четыре мировых рекорда

Новый мировой рекорд цены за работу Левицкого — £862 500

Forbes
10 фильмов, которые доказывают: любовь может победить все 10 фильмов, которые доказывают: любовь может победить все

Отличный список романтичных фильмов для вечернего кинопросмотра

Cosmopolitan
Авантюрный роман: невероятные приключения «забайкальского самодержца» и «шалуна» Екатерины II, командира Нарышкина Авантюрный роман: невероятные приключения «забайкальского самодержца» и «шалуна» Екатерины II, командира Нарышкина

В XVIII–XIX веках сибиряки часто говорили: «От царя далеко, до бога высоко»!

Вокруг света
Канье Уэст и Мандельштам. Премьера клипа и интервью с Сашей Гагариным из «Сансары» Канье Уэст и Мандельштам. Премьера клипа и интервью с Сашей Гагариным из «Сансары»

Солист «Сансары» — о поэзии, русской музыке и Мандельштаме

СНОБ
Любимец спецназа. 5 поражающих фактов о пистолете Стечкина Любимец спецназа. 5 поражающих фактов о пистолете Стечкина

Все крутые парни из российских боевиков любили пистолет Стечкина

Maxim
«Муж съедает всю еду в доме, и это разрушает наши отношения» «Муж съедает всю еду в доме, и это разрушает наши отношения»

Как еда может стать причиной серьезной ссоры между супругами

Psychologies
Скелет человека в кандалах указал на рабство в римской Британии Скелет человека в кандалах указал на рабство в римской Британии

В римской Британии также процветало рабство

N+1
Ядра свистели над головой. Для чего из крымских вод прогоняли британский эсминец Ядра свистели над головой. Для чего из крымских вод прогоняли британский эсминец

Холодная война и правда возобновилась

СНОБ
«Все плохое принимай как опыт»: почему это плохой совет «Все плохое принимай как опыт»: почему это плохой совет

Может ли негативный опыт быть полезным?

Psychologies
Археологи нашли у древних майя прибрежные парки Археологи нашли у древних майя прибрежные парки

Водохранилища в Тикале окружали зеленые зоны

N+1
До мурашек: лучшие экранизации «короля ужасов» Стивена Кинга До мурашек: лучшие экранизации «короля ужасов» Стивена Кинга

Стивен Кинг как никто умеет создавать напряжение и атмосферу страха

Cosmopolitan
Серфинг для всех: как женщины отвоевывали свое право покорять волны наравне с мужчинами Серфинг для всех: как женщины отвоевывали свое право покорять волны наравне с мужчинами

«Серфинг не для девчонок» — история многолетней гендерной дискриминации

Forbes
Из глубины сердца Из глубины сердца

Откуда мы знаем, что ЭТО точно любовь?

Psychologies
«Я оплошал перед женой!»: самые забавные конфузы мужа Кейт Миддлтон «Я оплошал перед женой!»: самые забавные конфузы мужа Кейт Миддлтон

Принц Уильям оконфузился уже во время знакомства с будущей женой

Cosmopolitan
Исследование: какой фастфуд можно есть после тренировки Исследование: какой фастфуд можно есть после тренировки

Разрази нас макдак!

Maxim
Как создавалась сцена со скелетом кита в фильме Андрея Звягинцева: фрагмент книги «Левиафан: разбор по косточкам» Как создавалась сцена со скелетом кита в фильме Андрея Звягинцева: фрагмент книги «Левиафан: разбор по косточкам»

В книге Маркова за рассказом о конкретном фильме скрывается рассказ о стране

Esquire
Светлое будущее без плана и сметы: что скрывается за типичной российской стройкой Светлое будущее без плана и сметы: что скрывается за типичной российской стройкой

Как в авралах больших архитектурных проектах отражается российская власть

Forbes
Самосбывающееся проклятие: почему слухи о конце эпохи низкой инфляции в США сильно преувеличены Самосбывающееся проклятие: почему слухи о конце эпохи низкой инфляции в США сильно преувеличены

Все чаще можно услышать, будто рост цен в США выходит из-под контроля

Forbes
Отказалась от эскорта, потеряла работу: печальная история советской Одри Хепбёрн Отказалась от эскорта, потеряла работу: печальная история советской Одри Хепбёрн

Она была первой моделью Вячеслава Зайцева и одной из «трех звезд СССР»

Cosmopolitan
Серийного убийцу «Фантома из Хайльбронна» не могли поймать 16 лет. Просто его никогда не существовало Серийного убийцу «Фантома из Хайльбронна» не могли поймать 16 лет. Просто его никогда не существовало

Следователи 16 лет искали преступника, которого не существовало в реальности

Популярная механика
60 важных вопросов, которые помогут лучше узнать себя, друзей и близких 60 важных вопросов, которые помогут лучше узнать себя, друзей и близких

Как лучше понять себя и своих близких?

Psychologies
Дом на колесах: почему Škoda Karoq отлично подходит для семейных поездок Дом на колесах: почему Škoda Karoq отлично подходит для семейных поездок

Почему в Škoda Karoq вы никогда не поссоритесь с родственниками

Forbes
Открыть в приложении