Штрафы, ограничения и запреты: как регулировали рынок электросамокатов в Европе, США и Китае
В начале июня власти Москвы и Санкт-Петербурга ввели ограничения для кикшеринг-сервисов из-за аварий с пешеходами. За рубежом этой проблеме уже четыре года — вот как её решали.
Регулирование рынка кикшеринга в России:
- 3 июня СК по Санкт-Петербургу пришёл в офисы стартапов Whoosh, Molnia, Bolt, Scoobee и Red Wheels по делу о травмировании детей после наезда электросамокатов.
- 7 июня обыски прошли у неназванного сервиса. Также спустя два дня провели обыски по уголовным делам в офисах Mangoo и Вusyfly.
- 9 июня в Санкт-Петербурге перестали работать все сервисы аренды электросамокатов.
- В этот же день власти Санкт-Петербурга и кикшеринги договорились о новых правилах. Максимальную скорость движения электросамокатов ограничили до 20 км/ч. И запретили ездить на Дворцовой и Сенатской площадях, на Малой Морской улице и других.
- 11 июня мэрия Москвы запретила новое правило для сервисов аренды: операторы смогут иметь у себя в парке не более 10 тысяч самокатов.
Похожие проблемы появлялись и на других рынках, где запускались кикшеринг-сервисы. Чтобы сократить количество аварий на дорогах, власти различных стран тоже ограничивали работу сервисов.
С чего всё началось в США
В 2017 году в Сан-Франциско появились стартапы Bird и Lime — они одни из первых в США запустили аренду электросамокатов через мобильное приложение.
Спустя год оба проекта стали «единорогами», а гендиректор транспортной платформы Populus.ai Регина Клоу заявила, что в Америке произошла «революция микробильности»:
- В июле 2018-го компания Lime привлекла $335 млн от Alphabet, Uber и других инвесторов при оценке $1,1 млрд.
- В июне Bird получила $300 млн инвестиций и достигла оценки в $2 млрд. За год сервис появился в более чем 120 городах и отчитался о 10 млн поездок по всему миру.
В это время на дорогах выросло количество аварий с участием электросамокатов. Например, водитель самоката врезался в женщину, когда та гуляла с сыном на тротуаре в Лос-Анджелесе. Виновник аварии скрылся, а женщина получила сотрясение мозга. Пострадавшая написала письмо в Bird и попросила компанию найти водителя и заблокировать его в сервисе.
«Я уверена, они скажут, что не несут никакой ответственности за пользователей. Но если они знают, что это опасный продукт, разве это не жестоко с их стороны?» — говорила предпринимательница. Bird сообщила, что приняла «соответствующие меры», но отказалась раскрывать личность водителя.
В 2018 году основатель и генеральный директор Bird Трэвис Вандерзанден отметил, что понимает, что его компания работает в «серой» зоне. Он пытался лично договориться с властями, например, отправил в Санта-Монику 250 самокатов и написал мэру Теду Винтереру в LinkedIn.
У меня тут $3 млн венчурных денег, чтобы решить проблемы трафика и парковок в вашем городе. Буду рад работать вместе. Трэвис Вандерзанден это из письма мэру Санта-Моники Теду Винтереру
Винтерер не поддержал предложение. Наоборот, прокуратура Санта-Моники подала иск к Bird: компанию обвинили в том, что она развивала бизнес без разрешения города и проигнорировала требования получить лицензии на работу и убрать самокаты с тротуаров.