Дружба в кисло-сладком соусе. Чем Китай может угрожать России
В свете недавней широко отмеченной 92-й годовщины Народно-освободительной армии Китая (НОАК) и возросшей вероятности военной развязки конфликтной ситуации в Гонконге возникает вопрос о возможных угрозах со стороны Китая для России. В ближайшей перспективе они видятся минимальными — и отнюдь не военными. Но это вовсе не означает, что никаких иных угроз со стороны могучего соседа для России нет.
Растущее напряжение между Пекином и Вашингтоном из-за Гонконга в связке с другими раздражителями (идущая де-факто торговая война, Южно-Китайское море, Тайвань и т. д.) может перерасти в локальный военный конфликт с труднопредсказуемыми последствиями для стабильности и мира в Азиатско-Тихоокеанском регионе. В том числе для России.
Нас это не беспокоит?
Демонстративное «вставание с колен» Китая все более тревожит Соединенные Штаты и их союзников в Азии (Япония, Южная Корея, Австралия, Тайвань, Филиппины). А вот Кремль, похоже, это вовсе не беспокоит, и доказательством того является растущий технологический уровень поставляемого Китаю российского оружия.
Тем временем Китай последовательно догоняет Россию и Соединенные Штаты по боевой оснащенности армии и флота. Дело дошло до того, что новейший российский истребитель Су-57 китайские военные эксперты сегодня считают не соответствующим стандартам машин пятого поколения, заявляя, что он уступает как американскому F-22, так и китайскому истребителю J-20.
Боевой китайский флот в обозримом будущем по целому ряду количественных и, вполне вероятно, качественных характеристик может сравняться с ВМФ Соединенных Штатов и России. По прогнозам тайваньского издания Prospect & Exploration, к середине 2040-х Китай будет обладать 10 авианосцами, 30 стратегическими подводными лодками с баллистическими ракетами, 30 крупными десантными кораблями, 30 интегрированными судами снабжения, 30 атомными подводными лодками, 120 ракетными эсминцами и фрегатами, а также 60 легкими фрегатами.
По другим данным, уже на начало 2019 года у Китая было от 465 боевых кораблей, по сравнению с 289 единицами у США и 270 у России (из которых активно используется лишь половина). За последние 10 лет китайские верфи построили более 100 военных кораблей, что примерно в полтора раза больше, чем российские предприятия. При этом практически весь китайский ВМФ концентрируется в прилегающих к азиатскому материку акваториях Тихого океана, где сосредоточены как основные экономическое интересы Китая, так и военно-политические угрозы для него.
Является ли дальнейшее усиление Китая, в том числе в военном отношении, угрозой для России?
Что будет, если через 20–30 лет дружба обернется — не дай бог, конечно! — недоверием и враждой, как это уже бывало в прошлом веке?