Развод по Борису. Как новый премьер Британии разрешит проблему Brexit
Выход Британии из ЕС — и то, как это произойдет — сформирует политическую и экономическую архитектуру Европы на десятилетия вперед. Однако многое будет зависеть от того, как новый премьер-министр Борис Джонсон решит стоящие перед ним проблемы
Брексит превратился в самое популярное реалити-шоу, в которое вовлечено чуть ли не все население Британских островов. В России им интересуются меньше, — и напрасно. То, как Соединенное Королевство выйдет из Европейского Союза, во многом определит не только политическую, но и экономическую карту Европы на многие десятилетия вперед. Не стоит забывать что после США, ЕС и Китая Россия является четвертым по величине торговым партнером Соединенного Королевства, а связи между нашими странами давно переросли чистую торговлю. Российский бизнес очень популярен на Лондонской Фондовой Бирже, где торгуются больше ста российских компаний с общей капитализацией более £550 млрд.
Избрание Бориса Джонсона, весьма противоречивого политика, премьер-министром Соединенного королевства может радикально изменить как процесс выхода, так и всю структуру европейских экономических связей. Джонсон — сторонник выхода любой ценой — был последовательным критиком подготовленного правительством Терезы Мэй и Европейской Комиссией Соглашения о выходе и после провала попыток получить одобрение парламента на его реализацию получил шанс реализовать свой сценарий выхода.
Есть такая английская поговорка: It takes two to tango («Для танго нужны двое»). Применительно к Брекситу это значит, что без согласия 27 членов ЕС с условиями, предлагавшимися кабинетом Терезы Мэй, покинуть Союз Соединенному Королевству не удастся. Дело осложняется условиями соглашения о прекращении огня в Северной Ирландии («Good Friday Agreement»), многие положения которого работают, только пока Соединенное Королевство и Республика Ирландия остаются членами ЕС. К тому же это соглашение запрещает создание жесткой границы между Северной и Южной Ирландией, что сокращает возможности британского правительства выйти из ЕС без соглашения.
Также надо учитывать, что ЕС после реформы регулирования рынков капитала в 2004-2006 годах предпринимает усилия по уменьшению значения и роли лондонского Сити для европейской финансовой системы. Борьба за сохранение Сити как ведущего финансового центра Европы была одной из основных тем на длившихся без малого два года переговорах о выходе Соединенного Королевства из ЕС. К лету 2018 года стороны выработали то, что обе считали приемлемым компромиссом.