Как Лукашенко превратился в Скарлетт О’Хару
Президент Лукашенко взял в заложники россиян для решения своих внутриполитических проблем. И теперь не понимает, что с этими заложниками делать
Смешно и убого
Россияне уже привыкли к скандальному поведению Батьки. К тому, что Минск не может и не хочет подковерно вести сложные переговоры с Россией (об интеграции в рамках Союзного государства, продолжении субсидирования белорусской экономики), предпочитая при любом затыке переговорного процесса публично рвать на себе рубашку и отыгрывать ура-патриотическую риторику. Однако последний его шаг — задержание в Минске трех десятков «вагнеровцев» — стал пересечением даже не красной, а алой линии в российско-белорусских отношениях. Возможно, точки невозврата к предыдущему статус-кво.
Тиражируемая белорусской стороной версия о том, что эти люди прибыли в Минск для силовой поддержки оппозиции, выглядит даже не смешно, а убого. И проблема даже не в том, что Кремль почему-то стал вдруг заинтересован в белорусском Майдане (а сменить Батьку на пророссийского политика невозможно — ярких пророссийских-то в стране нет, ведь Лукашенко позаботился о том, чтобы очистить политическое поле от потенциальных конкурентов), который закроет последнюю форточку России на Запад. А в том, что никакого переворота в Минске, находящемся под полным контролем спецслужб, не будет.
И три десятка человек не сделают невозможное возможным. Единственное, что они могут, — это попасться в руки КГБ, спровоцировать скандал в российско-белорусских отношениях и при самом плохом сценарии отправиться в места не столь отдаленные. А тут возникает впечатление, что они уж очень хотели попасться — открыто, все вместе и не шифруясь приехав в страну. Поэтому единственным логичным объяснением является их транзит: они использовали Минск как перевалочный пункт для дальнейшего полета в Африку или Венесуэлу. Более того, использовали по согласованию с белорусским КГБ (иной вариант работы в Белоруссии невозможен), поэтому и не шифровались, будучи абсолютно уверенными в собственной безопасности.
Попытка белорусской стороны отползти через версию о том, что «вагнеровцы» могли действовать не по приказу Кремля, выглядит смешно. Да, иногда бойцы ЧВК работали не по заказу Москвы — например, пытались по «просьбе» Дамаска в феврале 2018 года захватить нефтяное месторождение, находящееся на подконтрольной американцам территории. Однако поверить в то, что «вагнеровцы» могли без санкции Кремля отправиться в важнейшую для России Белоруссию на проведение каких-то силовых акций против пусть и слетевшего со всех катушек, но все равно