Георг VI, его логопед и Вторая мировая война: как король перестал заикаться и сплотил народ в борьбе с нацистами
В издательстве КоЛибри выходит книга «Король на войне: История о том, как Георг VI сплотил британцев в борьбе с нацизмом» — продолжение бестселлера «Король говорит», по которой сняли одноименный фильм с Колином Фертом в главной роли. Forbes Life публикует отрывок
Помните прекрасный оскароносный фильм «Король говорит» про заикающегося принца Альберта (будущего короля Георга VI), который занимается с необычным логопедом Лайонелом Логом? Фильм заканчивается уверенным и вдохновляющим радиообращением Георга VI к британцам в сентябре 1939 года, когда началась Вторая мировая война. Когда король с женой и дочерьми выходит на балкон Букингемского дворца к восторженным лондонцам, в тени комнаты, не замечаемый никем, стоит Лайонел Лог. А финальные титры рассказывают, что в ходе Второй мировой войны Лайонел Лог готовил Георга VI ко всем публичным и радиовыступлениям, благодаря которым король стал голосом британского сопротивления. А Лайонел и Берти (как звали короля домашние) оставались друзьями вплоть до самой смерти короля.
Книга «Король на войне: История о том, как Георг VI сплотил британцев в борьбе с нацизмом» — это продолжение бестселлера «Король говорит», рассказ о том, что было дальше. Она основана на письмах, дневниках и воспоминаниях и написана, как и первая книга, Марком Логом — внуком австралийского логопеда, хранителем его архива и журналистом Sunday Times, писателем Питером Конради.
«Король на войне» — подлинная история о том, как профессиональное взаимодействие Георга VI и Лайонела Лога в тяжелейшие годы войны служило высшей цели — поддерживало моральный дух народа; и как сотрудничество логопеда и пациента (а вместе с тем, конечно, психолога и сложного клиента) переросло в настоящую мужскую дружбу, основанную на уважении и благодарности. «Интересно, где бы я был, если бы не познакомился с вами, Лог, — сказал король после тяжелой поездки в Северную Африку в 1943 году. — В сумасшедшем доме, наверное».
На русском языке «Король на войне» выходит в конце августа в издательстве КоЛибри в переводе Т. В. Камышниковой. С разрешения издательства Forbes Life публикует фрагмент об объявлении высадки союзников.
В очень теплом предисловии Марк Лог пишет про деда и его работу, делится впечатлениями от фильма «Король говорит» и рассказывает о продолжении своей работы с архивами Лайонела Лога.
«Мой дед работал с королем более четверти века, был верен своему пациенту, уважал его частную жизнь и не распространялся о способах лечения. Он предпочитал не выходить из-за кулис, редко давал интервью, никогда не публиковал своих работ, не допускал, чтобы его методы критически разбирали ученые мужи или изучали студенты. Кроме того, работал он всегда в одиночку. Не закончив университетского курса и не имея ученой степени, он, вероятно, чувствовал себя самозванцем и был вынужден сопротивляться не только предрассудкам почтенного медицинского сообщества, но и определенным антиавстралийским настроениям. И все-таки он знал цену своим достижениям; я совершенно ясно понял это, когда проштудировал доставшийся мне архив. Я расшифровал сотни страниц, в том числе всю переписку деда с королем, которая началась после их первой встречи в 1926 году, когда никто не мог бы и представить, что королем станет он, тогдашний герцог Йоркский, второй сын Георга V, а закончилась в 1952 году, со смертью монарха. Король писал от руки, чаще всего на бумаге с гербом Букингемского дворца (только на некоторых письмах стоят гербы Сандрингема или Виндзорского замка), и подписывался «Георг R.». Очень неразборчивые наброски ответов Лайонел неизменно писал карандашом, на хорошей бумаге фирмы Basildon Bond. Для памяти он мог черкнуть на чем угодно: ненужном конверте, обложке книги, клочке бумаги, и все это тщательно сохранял для потомства. Сохранилось еще четыре пухлых альбома, куда Лайонел, а может, Миртл (жена Лайонела Лога — прим. Forbes Life) аккуратно наклеивали вырезки из газет и журналов, с рассказами о том, как король преодолевал свой речевой дефект и как в этом ему помогал мой дед.
Речь, которую король произнес в сентябре 1939 года, когда разразилась война — эта сцена стала высшей точкой сюжета, — не поставила точку в отношениях с Лайонелом Логом. Напротив, они стали еще теснее. Под угрозой оказалось не более и не менее, как сохранение независимости Британии, и король прекрасно понимал, что теперь общественность будет смотреть на него куда пристальнее. А это значило, что моему деду предстояло еще больше работы: ему отводилась решающая роль в подготовке короля к бесчисленным предстоявшим тому речам. Неизбежные ограничения во времени и объеме объясняют, почему о военных годах в первой книге почти ничего не сказано. В книге «Король на войне» этот период представлен значительно подробнее. Канва событий будет знакома тем, кто прочел «Король говорит!»: цитаты и некоторые описания, впервые появившиеся в ней, приведены и в настоящей книге по соображениям полноты изложения. Но с того момента, когда «Король говорит!» вышел в свет, мы получили возможность обратиться к архивам, где нашли большое количество нового материала об отношениях этих двух людей. Кроме того, во второй книге мы чаще прибегали к дневнику Миртл, которая по-своему смотрела на их с Лайонелом жизнь в Лондоне военных лет. Нам удалось оживить рассказ воспоминаниями некоторых людей, в чью жизнь вошел Лайонел Лог. Из всего этого получилось не только очень подробное описание отношений двоих людей начиная с 1939 года и далее, которое можно найти в нашей первой книге. Мы смогли поместить эти отношения в более широкий контекст. Перед вами рассказ о том, как две семьи, Виндзоры и Логи, переживали годы войны и как их опыт, во многом совершенно различный, в чем-то оказался удивительно схожим».