Черниговская восьмёрка
Бунт Черниговского полка — выступление декабристов в Киевской губернии, произошедшее уже после восстания на Сенатской площади в Санкт-Петербурге. Возглавившие его офицеры не имели чёткого плана действий, и мятеж был подавлен.
Прелюдия
Тайное общество декабристов состояло из трёх фракций: Северное общество, организовавшее восстание в Санкт-Петербурге, Южное, созданное в Киеве, и Общество соединённых славян, члены которого, как ясно из названия, придерживались панславистских взглядов.
Возможно, случись руководить восстанием главе Южного общества Павлу Пестелю (он считал, что самодержавие можно свергнуть только в столице, а мятежи на периферии сами по себе ничего не дадут), всё сложилось бы иначе, но Пестель был арестован в Тульчине (ныне Винницкая область) за день до восстания на Сенатской площади. Руководство Южным обществом перешло в руки соратника Пестеля, Сергея Муравьёва-Апостола.
Муравьёв-Апостол происходил из знатной и уважаемой семьи. По материнской линии он был правнуком гетмана Левобережной Украины Даниила Апостола, по отцовской — потомком бесконечного количества героических Муравьёвых, служивших русским царям с древних времён. Отец Муравьёва-Апостола сделал блестящую административную карьеру: сенатор, дипломат, писатель, воспитатель великих князей (короткое время Иван Муравьёв-Апостол состоял при персонах Александра Павловича — будущего Александра I — и его брата Константина).
Сергей в семнадцатилетнем возрасте успел поучаствовать в Отечественной войне 1812 года и получить золотую шпагу за храбрость, проявленную при Березине. Мятежный 1825-й он встречал в чине подполковника, второго человека в Черниговском полку. Убеждённый сторонник перемен, 29-летний офицер был уверен, что восстание в Киеве можно поднять без оглядки на Петербург. Вот только плана он, похоже, не имел. Восстание началось стихийно, стихийно же оно и закончилось.
Александр Пушкин собирался написать повесть про восстание Черниговского полка: небольшой текст, известный как «Записки молодого человека», должен был стать к ней прологом, но замысел так и остался не осуществлён.
Завязка
События развивались стремительно: в дом полковника Густава Гебеля, командира Черниговского полка, прибыли жандармы с требованием арестовать Муравьёва-Апостола (на него был написан донос) и обыскать квартиру. Полковник, видимо, и без жандармов знавший о связи Муравьёва-Апостола с декабристами, откладывать исполнение приказа в долгий ящик не стал, но Михаил Бестужев-Рюмин, ещё один видный декабрист, успел предупредить Сергея и его братьев, Матвея и Ипполита, об облаве.