Дивный новый мир: почему молодежь не хочет копить на пенсию
Миллениалы не горят желанием отдавать свои накопления государству, чтобы обеспечить пенсиями представителей старших поколений. И проблема вовсе не в инфантильности молодежи, а в самой пенсионной системе
Мой младший брат родился в 1986 году, а дочь — в 1997-м. Они оба, как следует из классификации, относятся к поколению «Y», или миллениалам. Это люди родившиеся с 1985-го по 2003 год.
Именно они становятся основой трудоспособного населения, и именно на них Банк России в своем докладе о развитии финансовых рынков на 2019-2021 годы возложил ответственность за подрыв устойчивости существующей модели пенсионной системы в среднесрочной перспективе.
Однако на деле все далеко не так. Миллениалы не угрожают имеющейся системе, а наоборот, пенсионная система угрожает жизни людей после 60 лет.
Что не так
По традиции, почти каждое явление в России упирается минимум в две проблемы. И пенсионная система — не исключение.
Первая ее проблема состоит в том, что растет число потенциальных пенсионеров, поскольку на пенсию почти вышло послевоенное поколение «бэби-бумеров» (1943-1963 годов рождения). Оно приходит на смену немногочисленному поколению тех, кто родился в военные и довоенные годы.
«Бэби-бумеры» трудолюбивы и несмотря на то, что многие из них уже вышли на пенсию, продолжают работать. Хотя, стоит отметить, дело тут не только в трудолюбии, но еще и в необходимости поддерживать уровень дохода.
На пятки «бэби-бумерам» наступают «иксы», то есть те, кто родился с 1963-го по 1984 год. Они предпочитают заниматься самообразованием и познанием мира и не слишком нацелены на общественное благо.
Это во многом поколение одиночек, ценящее индивидуальный успех. Они перестали видеть в государстве пенсионного гаранта для себя, да и обеспечивать других через распределительную систему уже не готовы.
Вторая проблема состоит в том, что снижается количество тех, кто будет обеспечивать обязательные отчисления в пенсионную систему на нужды тех самых новых пенсионеров. И речь здесь как раз о миллениалах.
Более того, по утверждению Банка России, они слишком стремятся «к контролю над своей судьбой» и вкладывают деньги «в получение качественных впечатлений, по своей мотивации не всегда ориентированных на перспективу».