Машина – целый интерактивный мультимедийный комплекс.

АвтоМирАвто

Салонные игры

Еще несколько лет назад в большинстве автомобилей за развлечение водителя и пассажиров отвечала штатная магнитола, иногда с CD-чейнджером. Сегодня и бюджетная машина даже не в самой богатой комплектации – целый интерактивный мультимедийный комплекс. Чего же ждать от завтрашнего дня?

Текст Никита Варенов

Когда мы находимся за рулем автомобиля, наше внимание сосредоточено сразу в нескольких зонах. Самое важное находится снаружи – это дорога и ситуация на ней, которую водитель обязан контролировать с максимальной ответственностью. Не менее важно техническое состояние автомобиля – к его работе нужно прислушиваться и вовремя реагировать на любые отклонения от нормы. Как минимум это продлит срок службы машины, а может и уберечь от серьезного ДТП. И лишь остатки нашего внимания принадлежат всему остальному, что происходит в салоне – приятной беседе с попутчиками или взаимодействию с развлекательными системами самого автомобиля. Последние с недавних пор отвоевывают все больше и больше времени и внимания водителя, но тягаться с флагманскими гаджетами автомобильным мультимедийным системам сейчас точно не под силу.

Почему автопром отстает от IT?

Зачастую приобретая даже премиальный автомобиль, потребитель получает устаревший дисплей и интерфейсы, не выдерживающие никакой критики. В том числе из-за этого водители до сих пор предпочитают по минимуму взаимодействовать с медиасистемой и пользуются смартфонами, где есть телефония, SMS и мессенджеры, а также любые другие приложения. В выигрыше от этого остаются только китайские производители держателей, позволяющих легко закрепить гаджет на лобовом стекле.

А дело в том, что автомобильный мир консервативен. Любая новинка, которую нам демонстрируют сегодня на мировых автосалонах, проектировалась и прототипировалась в лучшем случае 5-7 лет назад. И главное, что требовалось в тот момент от поставщика оборудования – это гарантия того, что он сможет поставлять и обслуживать свои устройства на протяжении как минимум десятка следующих лет. Но если на рынке двигателей или подвесок состав игроков не менялся с прошлого века, то в мире гаджетов за 5-7 лет может смениться несколько эпох.

При этом важно понимать, что компьютер автомобиля отвечает не только за развлечение и коммуникации. Современный автомобиль напичкан электронными датчиками, и все, что мы знаем о нем, от остатков топлива до ошибок двигателя, собирается именно с них. Это уникальные функции, развивать и поддерживать которые кроме автопроизводителей некому. Поэтому вроде бы любой автоконцерн в современном мире обречен на то, чтобы быть IT-компанией.

А попытки были?

То, что автопроизводителям не стоит ввязываться в гонку с создателями смартфонов и планшетов, стало понятно уже в первых поколениях автомобилей, оснащенных собственными мультимедиасистемами. Аналогично, например, уже много лет назад стала очевидной бесперспективность собственных разработок в сфере автомобильной акустики.

Пионером интеграции электроники автомобиля с существующими решениями на рынке мобильных ОС стал американский автогигант Ford. В 2007 году итогом сотрудничества с Microsoft стала система Ford Sync, основанная на мобильной операционке Windows CE. В Редмонде разработку гордо именовали Microsoft Auto. Ее главным отличием от всего, что было представлено на рынке к тому моменту, стала возможность запуска приложений от третьих разработчиков. Так, автомобили Ford научились синхронизироваться со смартфоном водителя, забирая себе функции телефона, SMS, музыкального плеера и навигатора. Инновационную разработку сгубила именно динамичность рынка гаджетов, где к концу нулевых Microsoft стремительно утрачивала позиции, уступая стартаперам из Apple и Google. Второе поколение Ford Sync, получившее название MyFord Touch, имело сенсорный дисплей, но представляло собой такую мешанину цветов и функций, что авторитетный журнал Consumer Reports даже рекомендовал своим читателям воздержаться от покупки новых автомобилей Ford и Lincoln из-за MyFord Touch. Впоследствии Ford отказался от сотрудничества с Microsoft и выпустил третье поколение Sync, основанное на ОС QNX от Blackberry, еще одной компании, про которую сегодня тоже уже понятно, что ее лучшие годы остались позади.

Эпоха эмуляции уже настала!

Сегодня в области мультимедиа любой автопроизводитель решает три задачи. Первая и главная заключается в том, чтобы лишить водителя необходимости пользоваться смартфоном во время движения – все функции должны быть доступны на сенсорном дисплее на «торпедо». Вторая задача – избавление водителя от необходимости нажимать кнопки, даже сенсорные. По этой причине все современные системы поддерживают голосовое управление. Третья задача – обеспечение гарантированно безопасной работы систем автомобиля, взаимодействующего со смартфоном.

Современная трубка – это набор приложений от множества разработчиков с постоянным доступом в Интернет. Очевидно, что ни один автопроизводитель не позволит смартфону хоть как-то влиять на работу электронных систем самого автомобиля. По этой причине самыми популярными решениями для интеграции функций смартфона в бортовой компьютер стали Apple CarPlay и Android Auto. В обоих случаях речь идет о переходе автомобильного компьютера в режим виртуальной машины с эмуляцией операционной системы смартфона.

Обе системы были представлены в 2014-2015 годах и открыли новую эпоху в развитии автомобильных мультимедиасистем. Их производители Apple и Google, разработчики лидирующих на рынке мобильных ОС, смогли предложить автопроизводителям гораздо больше: передовые решения голосового взаимодействия (Siri и Google Assistant), системы навигации с возможностью выбора альтернатив, а также широкий выбор приложений для смартфонов, которыми водителю и пассажирам не надо учиться пользоваться. Решение интегрировать смартфон в автомобиль без возможности влиять на его собственные системы оказалось настолько изящным, что привлекло внимание всех автопроизводителей. Режимы Apple CarPlay и Android Auto, в частности, стали штатной функциональностью упомянутого Ford Sync третьего поколения.

У нас опять свой путь?

В российской компании «Яндекс» уверены, что наличие собственной мобильной операционной системы не является обязательным условием для успешной интеграции с электронными системами автомобилей – достаточно набора привычных пользователю приложений. В конце мая на ежегодной конференции YaConf 2018 «Яндекс» продемонстрировал собственные тюнинг-решения для салонов Nissan Leaf и Toyota RAV4 с установкой в них мультимедийной системы на платформе «Яндекс.Авто».

Как пояснил «АвтоМиру» руководитель Лаборатории автомобильных решений «Яндекса» Андрей Василевский, набор приложений, включающий в себя «Яндекс.Карты» и «Яндекс.Навигатор», «Яндекс.Музыку» и голосовой помощник «Алиса» устанавливался в автомобили на миникомпьютерах Intel Nuc вместо штатных головных устройств. Для тюнинга использовались новые машины, купленные у официального дилера. Доработки производились без участия автопроизводителей.

Запускать приложения «Яндекса» можно было и ранее, как через Apple CarPlay и Android Auto, так и в качестве аналогичного им собственного виртуального режима «Яндекс.Авто» (пока только у нескольких производителей). Однако представленные автомобили Nissan и Toyota, по словам Василевского, являются концептуальной разработкой, демонстрирующей далеко идущие амбиции «Яндекса». В компании уверены, что для российских пользователей их решения предпочтительнее, чем аналогичные от Apple и Google, поэтому установка «Яндекс.Авто» в качестве основной мультимедийной системы в будущем станет как минимум опцией, которая будет доступна покупателям новых автомобилей у дилеров. Если «Яндексу» удастся собрать долю пользователей, значимую для автопроизводителей, то устанавливать систему начнут уже на заводе, уверен Василевский. В качестве пилотного проекта система «Яндекс.Авто» проходит испытания на принадлежащих компании автомобилях каршеринга «Яндекс.Драйв».

А если не ждать чуда от автопрома?

Автомобилисты, которых категорически не устраивает функционал штатных мультимедийных систем, охотно меняют их на комплексы сторонних производителей. В России популярны головные устройства Pioneer, Mystery, Prology – все производители, продававшие 10-15 лет назад магнитолы, успешно переквалифицировались и делают современные мультимедийные центры. Впрочем, полной интеграции со смартфоном не обеспечивает ни один из них, да и на новую машину такое оборудование ставить рискованно – дилеры ведь любят пугать лишением гарантии за вмешательство в работу бортовой электроники.

Чтобы как с завода!

Среди владельцев автомобилей концерна Volkswagen AG все популярнее становится замена штатных мультимедийных систем на заводские же комплексы, но от других моделей. Использование немецким концерном одних и тех же компонентов и решений в разных моделях разных марок – начиная от Seat и заканчивая Audi – такие экзерсисы не то что позволяет, а практически поощряет. Экспериментаторы, например, научились заказывать китайские головные устройства через популярные интернет-магазины и устанавливать их в свои автомобили, получая таким образом функции, недоступные на российском рынке или даже в Европе. Говорят, отдельные компьютерные гении уже даже умеют внедрять в Skoda Octavia виртуальную приборную панель, с которой машина пока официально не выпускается. То есть завод еще до такого не дошел, а автолюбители уже технологию освоили. Впрочем, приборная панель – это немного из другой оперы.

Фото: Евгений Алешин, Яндекс, Audi, Ford, Volvo

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Reddit по-русски Reddit по-русски

Максим Хрящев построил главное пользовательское сообщество Рунета

РБК
Море впечатлений Море впечатлений

Стоит ли ехать на самый близкий к Москве курорт – Балтийское море

АвтоМир
Гений простоты Гений простоты

Lada 4x4 и Chevrolet Niva. Два легендарных и доступных российских внедорожника

АвтоМир
Ольга Ускова: Мир без водителей. Как беспилотные машины заменят таксистов и дальнобойщиков Ольга Ускова: Мир без водителей. Как беспилотные машины заменят таксистов и дальнобойщиков

Не позднее 2025 года по дорогам будут ездить полностью автономные автомобили

СНОБ
Операция Z: как советские асы научили японцев тактике камикадзе Операция Z: как советские асы научили японцев тактике камикадзе

Весной 1938 года советские и японские летчики начали таранить друг друга

Maxim
Ожидание бури. Как распознать приближение мирового кризиса Ожидание бури. Как распознать приближение мирового кризиса

Можно ли предсказать катастрофу на финансовых рынках

Forbes
Никита Радимов. «Мамины песни мне не нравятся» Никита Радимов. «Мамины песни мне не нравятся»

Сын Татьяны Булановой рассказал, с кем переписывается втайне от родителей

StarHit
Война миров 1.0: как делали самое мощное обновление WoT Война миров 1.0: как делали самое мощное обновление WoT

World of Tanks получила самое глобальное обновление за всю историю

Популярная механика
Что считать изменой? Что считать изменой?

Психологи разобрали распространенные варианты измен

Psychologies
На Марсе нашли залежи богатых органикой сланцев На Марсе нашли залежи богатых органикой сланцев

Теперь понятно, где искать органику на Марсе

Популярная механика
Как объяснить детям про свидания после развода Как объяснить детям про свидания после развода

Как лучше объяснить ребенку, что ваша личная жизнь не закончилась с разводом

Psychologies
Прямо в будущее: топ-10 лучших костюмов на 2019 год Прямо в будущее: топ-10 лучших костюмов на 2019 год

Топ-10 женских костюмов из круизных коллекций

Cosmopolitan
Ускоритель на орбите Ускоритель на орбите

Кто первым выкопал томагавк пучкового оружия, точно не известно

Популярная механика
Особенности мексиканской кухни: сальса, тамаль, тортильи Особенности мексиканской кухни: сальса, тамаль, тортильи

Мексиканские бары и рестораны стали появляться в Москве как кактусы после дождя

Esquire
Можно ли положить автомобиль в почтовый ящик? (Спойлер: да, почти!) Можно ли положить автомобиль в почтовый ящик? (Спойлер: да, почти!)

Новый Volvo XC40 не обязательно покупать, на него можно оформить подписку

Maxim
Нервные клетки не восстанавливаются? Нервные клетки не восстанавливаются?

Может ли мозг взрослого человека образовывать новые нейроны взамен утраченных?

Популярная механика
Летнее время Летнее время

GQ прогулялся по тихим каннским переулкам с Тео Ю и Ириной Старшенбаум

GQ
Вечный лидер. Как Путину остаться у власти после 2024 года Вечный лидер. Как Путину остаться у власти после 2024 года

Путин может сохранить власть в России, несмотря на потерю поста президента

Forbes
Реактивный паровой водомет: как построить его самому Реактивный паровой водомет: как построить его самому

Как построить особый паровой двигатель

Популярная механика
Почему технологиям доверять можно, а Минфину — нет Почему технологиям доверять можно, а Минфину — нет

Что на самом деле происходит с нашими пенсиями

СНОБ
Тест и обзор Huawei P20: как iPhone X, только на Android Тест и обзор Huawei P20: как iPhone X, только на Android

Недорогая альтернатива P20 Pro

CHIP
Полтора часа, чтобы вернуться к себе Полтора часа, чтобы вернуться к себе

Первый в мире иммерсивный театр-ресторан «Зеркало Карлоса Сантоса»

Psychologies
Алексей Чумаков и Юлия Ковальчук: «Мы пережили кризис в отношениях» Алексей Чумаков и Юлия Ковальчук: «Мы пережили кризис в отношениях»

Пара рассказала «СтарХиту» о дочке, слабостях и совместной работе

StarHit
В сборную России перед плей-офф с испанцами прилетел «Волшебник» В сборную России перед плей-офф с испанцами прилетел «Волшебник»

Невероятный гость появился в сборной России на базе в Новогорске

Maxim
Солнечный друг Солнечный друг

Как сделать солнечные ванны максимально приятными и безопасными

Esquire
Самый большой хор в мире Самый большой хор в мире

Встреча с Рустамом Мусиным

StarHit
4 упражнения, чтобы превратить токсичные отношения в здоровые 4 упражнения, чтобы превратить токсичные отношения в здоровые

Любовь — своеобразный танец, в котором мы то приближаемся, то отдаляемся

Psychologies
Как выбрать идеальный смартфон? Есть план Как выбрать идеальный смартфон? Есть план

Подробный план по выбору и по покупке смартфона

CHIP
Размывание гендера в моде: почему всех беспокоит смена ролей? Размывание гендера в моде: почему всех беспокоит смена ролей?

Об особенностях мужественного и женственного в современной моде

Cosmopolitan
Как прожить без телевизоров, телефонов, кино, компьютеров и музыки? Спроси у амишей! Как прожить без телевизоров, телефонов, кино, компьютеров и музыки? Спроси у амишей!

В последнее время становится все более популярной тема побега от цивилизации

Maxim
Открыть в приложении