Машина – целый интерактивный мультимедийный комплекс.

АвтоМирАвто

Салонные игры

Еще несколько лет назад в большинстве автомобилей за развлечение водителя и пассажиров отвечала штатная магнитола, иногда с CD-чейнджером. Сегодня и бюджетная машина даже не в самой богатой комплектации – целый интерактивный мультимедийный комплекс. Чего же ждать от завтрашнего дня?

Текст Никита Варенов

Когда мы находимся за рулем автомобиля, наше внимание сосредоточено сразу в нескольких зонах. Самое важное находится снаружи – это дорога и ситуация на ней, которую водитель обязан контролировать с максимальной ответственностью. Не менее важно техническое состояние автомобиля – к его работе нужно прислушиваться и вовремя реагировать на любые отклонения от нормы. Как минимум это продлит срок службы машины, а может и уберечь от серьезного ДТП. И лишь остатки нашего внимания принадлежат всему остальному, что происходит в салоне – приятной беседе с попутчиками или взаимодействию с развлекательными системами самого автомобиля. Последние с недавних пор отвоевывают все больше и больше времени и внимания водителя, но тягаться с флагманскими гаджетами автомобильным мультимедийным системам сейчас точно не под силу.

Почему автопром отстает от IT?

Зачастую приобретая даже премиальный автомобиль, потребитель получает устаревший дисплей и интерфейсы, не выдерживающие никакой критики. В том числе из-за этого водители до сих пор предпочитают по минимуму взаимодействовать с медиасистемой и пользуются смартфонами, где есть телефония, SMS и мессенджеры, а также любые другие приложения. В выигрыше от этого остаются только китайские производители держателей, позволяющих легко закрепить гаджет на лобовом стекле.

А дело в том, что автомобильный мир консервативен. Любая новинка, которую нам демонстрируют сегодня на мировых автосалонах, проектировалась и прототипировалась в лучшем случае 5-7 лет назад. И главное, что требовалось в тот момент от поставщика оборудования – это гарантия того, что он сможет поставлять и обслуживать свои устройства на протяжении как минимум десятка следующих лет. Но если на рынке двигателей или подвесок состав игроков не менялся с прошлого века, то в мире гаджетов за 5-7 лет может смениться несколько эпох.

При этом важно понимать, что компьютер автомобиля отвечает не только за развлечение и коммуникации. Современный автомобиль напичкан электронными датчиками, и все, что мы знаем о нем, от остатков топлива до ошибок двигателя, собирается именно с них. Это уникальные функции, развивать и поддерживать которые кроме автопроизводителей некому. Поэтому вроде бы любой автоконцерн в современном мире обречен на то, чтобы быть IT-компанией.

А попытки были?

То, что автопроизводителям не стоит ввязываться в гонку с создателями смартфонов и планшетов, стало понятно уже в первых поколениях автомобилей, оснащенных собственными мультимедиасистемами. Аналогично, например, уже много лет назад стала очевидной бесперспективность собственных разработок в сфере автомобильной акустики.

Пионером интеграции электроники автомобиля с существующими решениями на рынке мобильных ОС стал американский автогигант Ford. В 2007 году итогом сотрудничества с Microsoft стала система Ford Sync, основанная на мобильной операционке Windows CE. В Редмонде разработку гордо именовали Microsoft Auto. Ее главным отличием от всего, что было представлено на рынке к тому моменту, стала возможность запуска приложений от третьих разработчиков. Так, автомобили Ford научились синхронизироваться со смартфоном водителя, забирая себе функции телефона, SMS, музыкального плеера и навигатора. Инновационную разработку сгубила именно динамичность рынка гаджетов, где к концу нулевых Microsoft стремительно утрачивала позиции, уступая стартаперам из Apple и Google. Второе поколение Ford Sync, получившее название MyFord Touch, имело сенсорный дисплей, но представляло собой такую мешанину цветов и функций, что авторитетный журнал Consumer Reports даже рекомендовал своим читателям воздержаться от покупки новых автомобилей Ford и Lincoln из-за MyFord Touch. Впоследствии Ford отказался от сотрудничества с Microsoft и выпустил третье поколение Sync, основанное на ОС QNX от Blackberry, еще одной компании, про которую сегодня тоже уже понятно, что ее лучшие годы остались позади.

Эпоха эмуляции уже настала!

Сегодня в области мультимедиа любой автопроизводитель решает три задачи. Первая и главная заключается в том, чтобы лишить водителя необходимости пользоваться смартфоном во время движения – все функции должны быть доступны на сенсорном дисплее на «торпедо». Вторая задача – избавление водителя от необходимости нажимать кнопки, даже сенсорные. По этой причине все современные системы поддерживают голосовое управление. Третья задача – обеспечение гарантированно безопасной работы систем автомобиля, взаимодействующего со смартфоном.

Современная трубка – это набор приложений от множества разработчиков с постоянным доступом в Интернет. Очевидно, что ни один автопроизводитель не позволит смартфону хоть как-то влиять на работу электронных систем самого автомобиля. По этой причине самыми популярными решениями для интеграции функций смартфона в бортовой компьютер стали Apple CarPlay и Android Auto. В обоих случаях речь идет о переходе автомобильного компьютера в режим виртуальной машины с эмуляцией операционной системы смартфона.

Обе системы были представлены в 2014-2015 годах и открыли новую эпоху в развитии автомобильных мультимедиасистем. Их производители Apple и Google, разработчики лидирующих на рынке мобильных ОС, смогли предложить автопроизводителям гораздо больше: передовые решения голосового взаимодействия (Siri и Google Assistant), системы навигации с возможностью выбора альтернатив, а также широкий выбор приложений для смартфонов, которыми водителю и пассажирам не надо учиться пользоваться. Решение интегрировать смартфон в автомобиль без возможности влиять на его собственные системы оказалось настолько изящным, что привлекло внимание всех автопроизводителей. Режимы Apple CarPlay и Android Auto, в частности, стали штатной функциональностью упомянутого Ford Sync третьего поколения.

У нас опять свой путь?

В российской компании «Яндекс» уверены, что наличие собственной мобильной операционной системы не является обязательным условием для успешной интеграции с электронными системами автомобилей – достаточно набора привычных пользователю приложений. В конце мая на ежегодной конференции YaConf 2018 «Яндекс» продемонстрировал собственные тюнинг-решения для салонов Nissan Leaf и Toyota RAV4 с установкой в них мультимедийной системы на платформе «Яндекс.Авто».

Как пояснил «АвтоМиру» руководитель Лаборатории автомобильных решений «Яндекса» Андрей Василевский, набор приложений, включающий в себя «Яндекс.Карты» и «Яндекс.Навигатор», «Яндекс.Музыку» и голосовой помощник «Алиса» устанавливался в автомобили на миникомпьютерах Intel Nuc вместо штатных головных устройств. Для тюнинга использовались новые машины, купленные у официального дилера. Доработки производились без участия автопроизводителей.

Запускать приложения «Яндекса» можно было и ранее, как через Apple CarPlay и Android Auto, так и в качестве аналогичного им собственного виртуального режима «Яндекс.Авто» (пока только у нескольких производителей). Однако представленные автомобили Nissan и Toyota, по словам Василевского, являются концептуальной разработкой, демонстрирующей далеко идущие амбиции «Яндекса». В компании уверены, что для российских пользователей их решения предпочтительнее, чем аналогичные от Apple и Google, поэтому установка «Яндекс.Авто» в качестве основной мультимедийной системы в будущем станет как минимум опцией, которая будет доступна покупателям новых автомобилей у дилеров. Если «Яндексу» удастся собрать долю пользователей, значимую для автопроизводителей, то устанавливать систему начнут уже на заводе, уверен Василевский. В качестве пилотного проекта система «Яндекс.Авто» проходит испытания на принадлежащих компании автомобилях каршеринга «Яндекс.Драйв».

А если не ждать чуда от автопрома?

Автомобилисты, которых категорически не устраивает функционал штатных мультимедийных систем, охотно меняют их на комплексы сторонних производителей. В России популярны головные устройства Pioneer, Mystery, Prology – все производители, продававшие 10-15 лет назад магнитолы, успешно переквалифицировались и делают современные мультимедийные центры. Впрочем, полной интеграции со смартфоном не обеспечивает ни один из них, да и на новую машину такое оборудование ставить рискованно – дилеры ведь любят пугать лишением гарантии за вмешательство в работу бортовой электроники.

Чтобы как с завода!

Среди владельцев автомобилей концерна Volkswagen AG все популярнее становится замена штатных мультимедийных систем на заводские же комплексы, но от других моделей. Использование немецким концерном одних и тех же компонентов и решений в разных моделях разных марок – начиная от Seat и заканчивая Audi – такие экзерсисы не то что позволяет, а практически поощряет. Экспериментаторы, например, научились заказывать китайские головные устройства через популярные интернет-магазины и устанавливать их в свои автомобили, получая таким образом функции, недоступные на российском рынке или даже в Европе. Говорят, отдельные компьютерные гении уже даже умеют внедрять в Skoda Octavia виртуальную приборную панель, с которой машина пока официально не выпускается. То есть завод еще до такого не дошел, а автолюбители уже технологию освоили. Впрочем, приборная панель – это немного из другой оперы.

Фото: Евгений Алешин, Яндекс, Audi, Ford, Volvo

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Каменный гость Каменный гость

О профилактике мочекаменной болезни

Лиза
NASA неправильно считает астероиды? NASA неправильно считает астероиды?

Ошибки и даже признаки фальсификации в работе проекта NASA

Популярная механика
Куда ты катишься? Куда ты катишься?

Выбираем городской самокат для взрослых – легкий, прочный и надежный

Лиза
Миллионер из трущоб: почему Марадона такой великий и наглый Миллионер из трущоб: почему Марадона такой великий и наглый

Forbes публикует главу из книги «Игра народная. Русские писатели о футболе»

Forbes
Календарь садовода Календарь садовода

Что и когда нужно успеть сделать на своем дачном участке этим летом

Лиза
Анфиса Чехова: «Что меня возбуждает в мужчине? Волосатая грудь!» Анфиса Чехова: «Что меня возбуждает в мужчине? Волосатая грудь!»

Телеведущая призналась, кто станет отцом ее второго ребенка

StarHit
Шпион с золотой битой Шпион с золотой битой

Бейсболист, шпион и прототип героя в фильме «Шпионские игры» – Моррис Берг

Maxim
Из болельщика в джентльмена: как переодеть мужчину, уважив его хобби Из болельщика в джентльмена: как переодеть мужчину, уважив его хобби

Актуальные решения в футбольной стилистике

Cosmopolitan
Новые процессоры: AMD обходит Intel Новые процессоры: AMD обходит Intel

В дуэли лучших процессоров для домашних ПК компания AMD вырывается вперед

CHIP
На “Кинотавре” показали “Сердце мира” Наталии Мещаниновой; кажется, вот она — новая «Аритмия» На “Кинотавре” показали “Сердце мира” Наталии Мещаниновой; кажется, вот она — новая «Аритмия»

Один из сквозных сюжетов Мещаниновой — застывшее в янтаре время

Esquire
Алексей Чумаков и Юлия Ковальчук: «Мы пережили кризис в отношениях» Алексей Чумаков и Юлия Ковальчук: «Мы пережили кризис в отношениях»

Пара рассказала «СтарХиту» о дочке, слабостях и совместной работе

StarHit
Карты для беспилотных автомобилей: как это сделано в России Карты для беспилотных автомобилей: как это сделано в России

Москва уже готовится принять беспилотники

Популярная механика
4 причины, по которым мужчины сбегают от женщин 4 причины, по которым мужчины сбегают от женщин

Когда отношения начинаются, кажется, что все складывается идеально

Psychologies
Два одиночества. Почему встреча Трампа с Путиным обречена на провал Два одиночества. Почему встреча Трампа с Путиным обречена на провал

Любой компромисс с русскими должен быть основан на исключительности США

Forbes
Пять способов саморазрушения, которым нас научили в детстве Пять способов саморазрушения, которым нас научили в детстве

Какие проблемы возникают во взрослом возрасте из-за травмирующего воспитания?

Psychologies
Пленные второго сорта Пленные второго сорта

Нацистская пропаганда объявила пленных советских солдат «недочеловеками»

Дилетант
Ангелы-хранители и порталы в потусторонний мир на показе Крейга Грина Ангелы-хранители и порталы в потусторонний мир на показе Крейга Грина

Британский дизайнер рассуждает на тему жизни и смерти

Esquire
Уйти в минус Уйти в минус

Самые передовые и действенные методики для коррекции силуэта

Glamour
Денис Мацуев: «Пусть Александр Головин лезет в пекло, в саму «Барселону»!» Денис Мацуев: «Пусть Александр Головин лезет в пекло, в саму «Барселону»!»

MAXIM обсуждает сборную России и чемпионат мира с пианистом-виртуозом

Maxim
Нет визы — нет стадиона: Роман Абрамович остановил стройку новой арены для «Челси» Нет визы — нет стадиона: Роман Абрамович остановил стройку новой арены для «Челси»

Роман Абрамович заморозил проект по реконструкции стадиона для клуба «Челси»

Forbes
Новые крылья: семья Игоря Шувалова оказалась владельцем самолета за $70 млн Новые крылья: семья Игоря Шувалова оказалась владельцем самолета за $70 млн

На смену «самолету для корги» пришел Gulfstream G650

Forbes
Твоя третья половина: что так тянет девушек на романы с женатыми Твоя третья половина: что так тянет девушек на романы с женатыми

Возрадуйся! Женщины, наконец, рассказали, почему они так любят женатых.

Maxim
5 самых роскошных советских автомобилей 5 самых роскошных советских автомобилей

Коммунистические машины, вызывавшие зависть даже у капиталистов!

Maxim
Турист оставил на видном месте в Японии 200 йен, а когда вернулся их было 300 Турист оставил на видном месте в Японии 200 йен, а когда вернулся их было 300

Канадский турист во время поездки в Японию решил провести небольшой эксперимент

Playboy
Как принять участие в соревнованиях диджеев Как принять участие в соревнованиях диджеев

Диджеинг — не только легитимный способ приходить домой под утро

Maxim
Вверх ногами Вверх ногами

Как выполнить перевёрнутые асаны - нестрашные, стабильные и приятные

Yoga Journal
Высокая должность требует жертв: правила жизни Валентины Матвиенко Высокая должность требует жертв: правила жизни Валентины Матвиенко

Спикер Совета Федерации о воспитании, гендерных вопросах и цифровом будущем

Forbes
Полтора часа, чтобы вернуться к себе Полтора часа, чтобы вернуться к себе

Первый в мире иммерсивный театр-ресторан «Зеркало Карлоса Сантоса»

Psychologies
Я в кризисе Я в кризисе

Психологи о детских кризисах года, трех и семи лет

Домашний Очаг
Чайный детокс: секреты оздоровления из разных стран Чайный детокс: секреты оздоровления из разных стран

Детокс — это очищение организма от шлаков, токсинов и соли

Psychologies
Открыть в приложении