Свадебный дар
Продолжаем неспешную экскурсию по огромному эрмитажному фондохранилищу «Старая Деревня», в котором можно посмотреть на экспонаты, не входящие в основную экспозицию. На очереди группа икон, непосредственно связанных с династией Романовых. В их числе подписной образ Архистратига Михаила, выполненный в 1857 году художником Петром Заболоцким и происходящий из Ново-Михайловского дворца в Петербурге.
Широкое распространение в придворной среде образа Архангела Михаила прослеживается с древних времён и определено многогранностью его почитания. Архистратиг является первым среди других архангелов предводителем небесного воинства, победителем «дракона, змия древнего, который есть дьявол и сатана». Поэтому на иконах архангел Михаил часто изображается в доспехах и с обнажённым копьём или мечом (иногда — огненным, заимствованным русскими мастерами из западноевропейских образцов), которым он повергает дракона или дьявола. Святой также выступает покровителем христианских правителей, полководцев, защитником человеческих душ (в том числе и в потусторонней жизни) — не случайно государевой усыпальницей служил Архангельский собор Московского Кремля.
Несмотря на то, что с XVIII столетия императоров стали хоронить в Петропавловском соборе Петербурга, эта связь не разрывалась. Культ архангела Михаила усиливается с царствования Павла I (1796–1801), вступившего на престол 6 ноября, за два дня до празднования Собора Архистратига Михаила, и считавшего небесного архангела своим покровителем. По велению Павла домовый храм в строящемся для него замке был освящён в честь архангела Михаила; Михаилом он назвал и своего последнего, единственного порфирородного сына.