Экономическое поле экспериментов
Как полевые испытания на людях помогают экономическому развитию
Это совместный блог N + 1 и Российской экономической школы. В нем мы обсуждаем важные экономические идеи и явления. Первая серия блога — о лауреатах премии памяти Альфреда Нобеля по экономике, которую мы завершим рассказом о победителях 2024 года.
Представьте себе государственную программу, предлагающую нарастить расходы на самое благое дело — построить дороги или увеличить финансирование школ. Бесспорно, хорошая цель. Но просто потратить деньги куда проще, чем вложить их максимально эффективно: большие планы могут споткнуться о незаметные препятствия. В 2019 году Нобелевский комитет наградил экономистов Майкла Кремера, Абхиджита Банерджи и Эстер Дюфло, которые показали, как с помощью экспериментов можно найти эти преграды и с большей пользой потратить деньги на борьбу с бедностью. Пять лет назад N + 1 рассказывал о работах ученых — теперь посмотрим на них поближе.
Развивающиеся страны регулярно сталкиваются с главным вопросом экономики: как распорядиться ограниченными ресурсами в условиях неограниченных потребностей. Доходов бюджета недостаточно, а наращивать госдолг проблематично. Где же взять деньги, чтобы дать людям социальные гарантии, улучшить инфраструктуру, образование и здравоохранение, да еще и найти способы оживить экономику — например, поддержать внедрение новых технологий? Так, власти постоянно оказываются перед выбором: на что потратить ограниченные средства, да еще и с предельной пользой. Например, если повысить зарплаты учителям, вырастет ли качество образования? Или лучше закупить больше учебников? Может, и вовсе потратиться на школьные автобусы для детей из отдаленных районов?
Эти вопросы могут показаться далеко не самыми существенными в сравнении с экономическими и социальными проблемами бедных стран. Однако Кремер, Банерджи и Дюфло показали, что такие большие цели как развитие человеческого капитала становятся более достижимыми, если раздробить их на менее масштабные задачи — вроде повышения успеваемости в школах. Но как найти эффективное решение? Чужой опыт может быть хорошо описан, но неизвестно, как он сработает в другой стране. Да и как проверить, сработала ли именно выбранная мера или желаемый результат обеспечили другие факторы?
Нобелевские лауреаты 2019 года предложили решение: прежде, чем распределять государственные деньги, стоит провести локальные и куда менее дорогостоящие полевые эксперименты — рандомизированные контролируемые исследования (РКИ). Их базовые принципы похожи на медицинские исследования, во время которых новые лекарства после лабораторных испытаний тестируют на добровольцах. Людей случайным образом распределяют на две группы: одна получает новый препарат, а вторая — плацебо.
Главное отличие таких экономических экспериментов от медицинских в том, что экономисты не полагаются на добровольцев — это может сделать результаты менее показательными. Например, вызвавшиеся участвовать в эксперименте директора школ, вероятно, будут более мотивированными, и качество образования в их организации уже выше среднего.
Маленький шаг к большой цели
В середине 1990-х Майкл Кремер, пионер экономических РКИ, вместе с соавторами провел серию экспериментов в кенийских школах. Ученые тестировали несколько мер — их еще называют «воздействиями». Кремер и соавторы при поддержке одной из международных НКО применили три вида воздействий. Первый набор мер должен был улучшить материальное обеспечение школ: часть из них получили средства на покупку большего числа учебников, другие — школьные доски. Второй — укрепить здоровье учеников. В одних школах стали распространять средства от паразитов (гельминты — большая проблема в африканских странах: из-за заболеваний, вызываемых паразитами, дети часто пропускают занятия), в других школах — ввели бесплатные обеды. Третий вид воздействий должен был создать стимулы для учителей — в части школ ввели премии за рост успеваемости. В каждом из случаев ученые спустя некоторое время проверяли знания школьников и сравнивали их с учениками школ из контрольной группы — тех, где не было нововведений.