Рабочий класс. Отказаться от высшего образования может быть хорошей идеей
Как популяризируют рабочие профессии в США и актуален ли этот подход для России
В России высок престиж высшего образования. Сегодня 71,7% родителей мечтают, чтобы их дети учились в вузе, хотя в 90-х этого хотел только каждый второй. Люди ожидают, что высшее образование принесет благосостояние, но они ошибаются. Еще каких-то пять лет назад 8% семей, где оба супруга имеют высшее образование, жили за чертой бедности, а 1,4% не хватало даже на еду.
Удивительно, что на этом фоне рабочие специальности все еще недооцениваются в общественном сознании. Широко распространено мнение, что речь идет о неквалифицированном труде, за который мало платят. Однако это не так. К примеру, в Нефтеюганске HR-специалисту предлагают зарплату 30 тысяч рублей, кредитному брокеру — 35 тысяч рублей, управляющему магазина — 40 тысяч рублей. Но у представителей «ручного труда» оклады намного выше: электромонтажник — 57 тысяч рублей, сварщик — 67 тысяч рублей, машинист автокрана — 85 тысяч рублей. Подобная ситуация — во многих российских городах.
80% выпускников вузов имеют проблемы с трудоустройством: половину не берут на работу из-за отсутствия опыта, 12% не находят вакансий по специальности, а 5% не соглашаются на низкую оплату. Потратив 4-6 лет на учебу, молодые люди сталкиваются с теми же трудностями, что и выпускники школ — зарплаты низкие, без опыта не берут. Тогда как на производстве — кадровый голод. По данным HeadHunter, в этом году на каждую вакансию претендуют 11 топ-менеджеров, 8 юристов, 7 чиновников, но в сферах с трудовыми профессиями конкуренция намного ниже: производство — 4 кандидата на каждую вакансию, строительство — 3,9, рабочий персонал — вообще 2,3.
Так как же тогда ориентировать молодежь на профессиональное образование? Как бороться с предрассудками, дискредитирующими статус рабочих специальностей? Ответ лежит на поверхности — надо показывать детям преимущества такой работы еще в школе. Но вместо этого в школе на них начинают давить учителя и родители и формируют стойкое убеждение, что без высшего образования у них нет будущего. И если в 12-14 лет в вуз хотят поступать только 60% школьников, то в 15-17 — таких уже 71%.
Школам необходимо сотрудничать с предприятиями — и не только с производством, но и с технологичными компаниями. И такое сотрудничество должно быть практическим: выездные занятия, экскурсии, реальные проекты. Однако школы не идут по пути профессионального обучения. На смену урокам труда, на которых мастерили табуретки и шили фартуки, пришли уроки «технологии». Во многих школах поменялось только название на более современное, суть остается той же.