Во все времена судебное следствие периодически заходило в тупик

ДилетантИстория

Слово против слова

В октябре этого года на экраны выйдет фильм Ридли Скотта «Последняя дуэль». Судебный поединок между персонажами Мэтта Дэймона и Адама Драйвера в присутствии героя Бена Аффлека не выдуман: 650 лет назад примерно так всё и было...

Алексей Кузнецов

Актёр Мэтт Дэймон (в центре) во время съёмок фильма «Последняя дуэль». 29 сентября 2020 года

Во все времена судебное следствие периодически заходило в тупик. Понятный нам принцип «неустранимые сомнения толкуются в пользу обвиняемого» был людям древности и Средневековья не близок: кто-то же должен отвечать! По их мнению, в подобных случаях следовало положиться на Высшую волю.

Спросить у Бога

Идея Божьего суда (ордалии в терминологии юристов) восходит к глубокой древности — мы встречаем её уже в законах Хаммурапи, вавилонского царя XVIII века до нашей эры. В частности, практиковалось испытание водой: «Если человек бросил на человека обвинение в колдовстве и не доказал этого, то тот, на которого было брошено обвинение в колдовстве, должен пойти к Божеству Реки и в Реку погрузиться; если Река схватит его, его обвинитель сможет забрать его дом. Если же Река очистит этого человека и он останется невредим, тогда тот, кто бросил на него обвинение в колдовстве, должен быть убит, а тот, кто погружался в Реку, может забрать дом его обвинителя». Встречаем мы схожие нормы и в древнеиндийских «Законах Ману» (предположительно II век до нашей эры): невиновным полагался тот, «кого пылающий огонь не обжигает, кого вода не заставляет подняться наверх».

Испытание калёным железом. Немецкая миниатюра XII века

К испытанию огнём и водой со временем добавился поединок: и то сказать, «на Бога надейся, а сам не плошай». Например, в 501 году король бургундов Гундобад, несмотря на разгар войны со своим франкским коллегой Хлодвигом и одновременно с собственным братом, издал в городе Лионе эдикт, в частности, гласивший: «Чтобы подорвать эту преступную привычку (лжесвидетельствовать под присягой. — А. К.), мы в соответствии с настоящим законом постановляем, что всякий раз, когда возникает судебный спор у наших людей, и тот, кто обвиняется, отрицает, что у него нужно искать данную вещь или что он несёт ответственность за совершённое преступление, тогда не следует отказывать им в праве на поединок».

«Когда царь (русов. — А. К.) решит спор между двумя тяжущимися и они решением его останутся недовольны, тогда он говорит им: разбирайтесь мечами своими — чей острее, того и победа». Шамс ад-Дин ал-Мукаддаси ал-Башшари, арабский путешественник Х века

Обычай получает широкое распространение в Европе, от христианских королевств Испании до Древней Руси, где получает закрепление «поле» — судебный поединок, обставленный целым рядом правил, вплоть до возможности выставить «заместителя».

Поединок на мечах. Немецкая миниатюра конца XIII века

Иногда поединки проходили благопристойно, как на рыцарском турнире, но нередко соперники выказывали невероятное ожесточение. Так, в 1456 году в английском Винчестере вор Томас Уайтхорн обвинил добропорядочного рыбака Джамиса Фишера в соучастии в краже — тот, естественно, отпирался. Оба принесли присягу в том, что говорят правду, и судья постановил провести поединок. Противники были вооружены палками и острыми железными рогами. В самом начале схватки оружие Фишера сломалось, и судья решил восстановить равенство шансов, изъяв его и у Уайтхорна. После этого в ход пошли зубы, и вор ухватил рыбака за причинное место, но тот изловчился и в свою очередь начал выдавливать врагу пальцами глаз. Уайтхорн сдался, признался в оговоре Фишера и ещё двадцати восьми человек и был повешен...

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении