«…Страдающему от голода и болезней народу России»
Немного найдётся тем в отечественной истории ХХ века, которые вызывали бы столь острую реакцию «квасных патриотов», как иностранная помощь голодающим в Поволжье в 1921–1923 годах. Всё как с ленд-лизом: «не то, не так, не вовремя, да ещё и нажились»…
Отношения Советского государства с только что возникшей на обломках Австро-Венгерской империи Чехословакией складывались разнообразно: с одной стороны, восстание сорокатысячного Чехословацкого корпуса в мае 1918-го на отрезке от Пензы до Омска стало одним из ключевых факторов разрастания Гражданской войны; с другой — советские руководители, всё ещё не оставившие идею перерастания русской революции в общеевропейскую, а там и мировую, поглядывали с надеждой на довольно многочисленный и организованный пролетариат нового государства. Существование на территории Чехословакии многочисленной русской эмиграции (не менее 50 тысяч человек) с широчайшим разбросом политических симпатий — от крайне монархических до примиренческих «сменовеховских» — также немало запутывало официальные отношения двух стран.
Жестокая засуха летом 1921 года, отягощённая разрушительными последствиями Гражданской, привела к чудовищному голоду, ударившему в первую очередь по губерниям Поволжья, Урала, Казахстана и южной Украины. Недоедали, регулярно или хронически, десятки миллионов человек.
Советская власть под предлогом борьбы с голодом произвела масштабную конфискацию церковных ценностей; на помощь голодающим, однако, было истрачено не более 40%, остальное — на подготовку мировой революции и другие «неотложные нужды». Однако, в отличие от голода 1932–1933 годов, трагедия хотя бы не замалчивалась, общественная инициатива поддерживалась, иностранная помощь не отвергалась
Открытое письмо «ко всем честным людям» опубликовал Максим Горький, чрезвычайно популярный в Европе и США: «Осмеливаюсь верить, что культурные люди Европы и Америки, понимающие трагическое положение русского народа, поспешат помочь ему хлебом и медикаментами. Если вера в гуманность и отзывчивость людей поколеблена проклятой войной и жестоким отношением победителей к побеждённым, если, говорю я, в вере в творческую силу этих людей и в отзывчивости победителей к побеждённым приходится усомниться, то бедствие России даёт представителям гуманности блестящий случай доказать жизненность этих идей». По церковным каналам к христианам мира обратился патриарх Тихон.