«Самотлорские рождения»
В собрании Омского музея изобразительных искусств имени М. А. Врубеля немало работ, созданных в 1960–1970-е годы. Среди них — пастели Алексея Либерова. На выставке «Иртыш течёт на Север», открывшейся в рамках проекта «Норникеля» «Освоение Севера. Тысяча лет успеха», представлено одно из наиболее известных его полотен — «Самотлорские рождения».
Уже с конца 1950-х годов советское руководство обратило внимание на природные ресурсы северных и восточных районов Сибири, где были сосредоточены почти три четверти всех топливно-энергетических ресурсов страны, а также огромные запасы промышленной древесины и пресной воды. В 1960–1970-е годы расширялись поиски и освоение новых месторождений нефти, газа, железных руд, цветных и редких металлов, титана, марганца. Активно велось индустриальное развитие края. Вместе со строительством предприятий создавались транспортная сеть, производственная и социально-бытовая инфраструктура, возводились новые города.
Романтика первопроходцев — сильных, дерзких людей, покорявших природу, невзирая ни на какие трудности, — повлияла на создание «сурового стиля» в искусстве. При поддержке государства широкое распространение получила такая форма работы художников, как творческие командировки по стране. Объектом внимания становились крупные всесоюзные стройки и производственные предприятия. Одной из таких «точек притяжения» для художников, писателей, журналистов в 1960-х годах стало Самотлорское нефтяное месторождение.