Римская гражданская и держава Сертория
В начале I века до н. э. противостояние ведущих полководцев Рима привело к кровавой междоусобной войне. Закономерным последствием конфликта оказалось создание одним из командиров независимого государства со своими сенатом и армией.
Потрясающие успехи римского оружия не смогли принести мир в самое могущественное государство Средиземноморья. После уничтожения Карфагена, покорения Греции и разгрома германцев полководцы римлян принялись выяснять отношения между собой. Амбиции победителя кимвров Луция Корнелия Суллы подкреплялись поддержкой партии оптиматов (сторонников сенатской аристократии). Ему противостояли сторонники «спасителя отечества» Гая Мария-старшего, которые опирались на партию популяров (представлявшую интересы плебса). В 83 году до н. э. разразилась кровавая гражданская война. В результате десятки тысяч легионеров и жителей республики погибли не от руки врагов, а от оружия соотечественников.
Опытный командир
К началу междоусобицы Квинту Серторию не исполнилось и 40 лет. Но это был уже состоявшийся командир, прошедший необходимые этапы римской военной службы. Он принимал активное участие в покорении Иберии и в подавлении восстания италиков (союзнических римлянам народов Апеннинского полуострова).
Авторитетный военачальник быстро завоевал доверие простых граждан благодаря честности и милосердию. Вполне закономерно он оказался среди вождей партии популяров.
Несмотря на гражданскую войну, в самом Риме продолжали действовать республиканские институты. Проводились выборы и сохранялась видимость демократии. Но постоянное нарушение законов (о предельных сроках диктаторских полномочий, о возрастном цензе для консулов, о запрете вступления легионов в Рим) подорвали основы прежней системы власти. Отныне судьба государства решалась не в народном собрании и сенате, а в битвах между полководцами.
К 82 году легионы Луция Суллы сломили сопротивление марианцев в большинстве провинций. Победители развернули мощную волну репрессий против своих прежних идейных соперников. Сам Сулла стал единоличным правителем Рима, хотя и уверял, что действует во имя спасения идеалов республики.
В это время Серторий пребывал в Испании. С небольшим отрядом преданных солдат он оказался в почти безвыходном положении. Ему даже пришлось переправиться в Африку, чтобы спасти жалкие остатки своих войск от полного уничтожения. Но Серторий не собирался сдаваться или завершать жизнь в изгнании. Он решил бороться до конца.
Независимая держава
Античные авторы приводят любопытный эпизод, относящийся к периоду скитаний Сертория. Якобы он услышал рассказ моряков о неких островах, славящихся благодатным климатом и миролюбивыми жителями. И командир загорелся идеей создания нового государства, в котором не будет места ни братоубийству, ни тирании, ни бесконечным войнам.
Для начала Серторий начал активно вмешиваться в конфликты племён, проживавших на территории Иберии и Мавретании. Умелое командование и гуманное отношение к побеждённым привели к росту авторитета римского военачальника среди местных вождей.
Отряд пополнился тысячами новобранцев из иберийцев и мавретанцев и превратился в реальную военную силу региона. А вскоре к Серторию прибыли послы лузитанов (проживавших на территории современной Португалии) и предложили ему роль единого вождя западных племён Иберийского полуострова. Так началось строительство необычной державы.