Принцип домино
Бывает, что портреты помогают атрибутировать сами себя. Стоит только определить один, как следом находятся имена других. Обычно такие открытия касаются семейных дуэтов, когда портрет мужа позволяет установить имя жены на парной картине. Так порою один за другим портреты складываются в целые фамильные галереи.
В Государственной Третьяковской галерее хранится портрет сановника, написанный Карлом Рейхелем в 1813 году. Вельможа изображен в красном вицмундире сенатора. Это сразу говорит о его высоком положении, поскольку в Сенат назначались лица в чине не ниже тайного советника. На груди вельможи сияет звезда ордена Святой Анны 1-й степени. Его лента надета через левое плечо и изящно откинута, чтобы показать звезду ордена Святого Владимира 2-го класса. Владимирский крест на шейной ленте виден в разрезе воротника и расстегнутого сверху борта вицмундира.
Казалось бы, людей с таким положением немного, и атрибуция портрета не должна вызывать серьезных проблем. На самом деле высокое звание сенатора получали чиновники с более или менее одинаковыми политическим весом и сроком службы, что делало близкими их орденские отличия. В 1813 году показанные на портрете награды, за исключением других знаков, имели 11 сенаторов. В результате понять, кого из них изобразил Рейхель, довольно трудно.
В подобных ситуациях часто помогает случай. На этот раз он явился в лице старшего научного сотрудника Государственного музея А. С. Пушкина Татьяны Дмитриевой, уже знакомой нашим читателям по предыдущим публикациям. Татьяна Геннадьевна много лет занимается атрибуцией портретов пушкинской поры. Мы помогаем друг другу, делимся версиями, обсуждаем находки.
Летом этого года в Москве проходил книжный фестиваль «Красная площадь». Издательства со всей страны собрались вместе, чтобы показать свои новинки. И вот прямо с выставки мне позвонила Татьяна Геннадьевна:
— Александр Владимирович, вы, кажется, занимались портретом сенатора кисти Рейхеля. Думаю, вас заинтересует альбом о музейных коллекциях Симбирска. Похоже, у вашего сенатора нашелся двойник.
Я тут же помчался на Красную площадь, где разыскал стенд Ульяновска. И вот у меня в руках замечательная книга «Художественное коллекционирование в Симбирской губернии». Листаю страницы и действительно вижу очень близкую произведению Рейхеля картину с подписью: «Портрет сенатора Василия Сергеевича Ланского». Более того, на развороте опубликован парный ему портрет жены Варвары Матвеевны Ланской, урожденной Пашковой. Оба хранятся в Ульяновском областном художественном музее.