Полярная эпопея челюскинцев
На выставке «Образы Севера» в Государственном музее истории Санкт-Петербурга, открытой в рамках инициированного компанией «Норникель» межмузейного проекта «Освоение Севера. Тысяча лет успеха», представлены экспонаты, связанные с историей полярной экспедиции парохода «Челюскин».
Пароход «Челюскин», первоначально названный в честь сибирской реки Лены, был построен в Дании по советскому заказу в начале 1933 года. На судно под командованием капитана В. И. Воронина и начальника экспедиции О. Ю. Шмидта возлагалась ответственная задача — отработать схему доставки грузов по Северному морскому пути за одну летнюю навигацию. 16 июля 1933 года «Челюскин» вышел из Ленинграда в Мурманск, а 2 августа, приняв на борт 112 человек, из Мурманска во Владивосток.
Пароход, на трудных участках сопровождаемый ледоколами, дошёл до Берингова пролива, но ледяная обстановка не позволила выйти на чистую воду. Вместе со льдами «Челюскин» дрейфовал по Чукотскому морю почти пять месяцев, пока не был раздавлен напирающими торосами 13 февраля. Предусмотрительно выгруженное продовольствие, горючее и строительные материалы позволили челюскинцам разбить ледяной лагерь. Была установлена радиосвязь и начата спасательная операция: челюскинцев эвакуировали по воздуху. В течение трёх месяцев было совершено 24 авиарейса, последний человек покинул льдину 13 апреля 1934 года.