Почитать
История души
Улле Мартин Хёйстад
М.: Текст, 2018. — 477 с.
«Новейшие исследования мозга показали, что мозг есть сложная коммуникативная сеть миллиардов нейронов и синапсов, основанных на биохимических импульсах, однако пока ещё мы не можем объяснить, как возникает сознание, и найти место души. Мы не рождаемся с душой, а развиваем её. В природе происходят метаморфозы и превращения. Душу можно считать такой метаморфозой... Как природное существо человек может, пожалуй, обойтись без души, однако это будет означать обеднение человека как духовного и культурного существа». Хёйстад задумывается над тем, что же это за странное, трудно определимое, но в то же время интуитивно чувствуемое понятие — «душа». Её историю — от Гомера до Дарвина с отдельными экскурсами в культуру Востока и русскую культуру — он и рассматривает в этой книге. «Может быть, душа — это мем, а вовсе не ген? — задаётся вопросом Хёйстад. — Этот мем действует в том числе как сдерживающий феномен и служит укреплению моральной целостности и напоминает индивиду о том, чтобы он не делал некоторых вещей, потому что они затронут его самого».
Краткая история пьянства от каменного века до наших дней: что, где, когда и по какому поводу
Марк Форсайт
М.: Альпина нон-фикшн, 2018. — 278 с.
«Если симпосий проходил летом, вино охлаждали — погружая в колодец, закапывая в землю или, при желании и возможности шиковать, в привозной снег с соломой... Вино вносилось в огромной чаше под названием "кратер", тащить которую рабы могли только вдвоём. Следом появлялся ещё один сосуд — гидрия, наполненная водой, которой в кратере разбавляли вино в пропорции три к одному». Прелюбопытное чтение, благодаря которому вы узнаете, что первое вино в Китае изготовил И Ди примерно в 2070 году до нашей эры, что бог Один пил только вино и ничего не ел, а мадам Женева была британской богиней джина.
Доктор Гааз
Вардван Варжапетян
М.: Издательство францисканцев, 2018. — 155 с.
Основное содержание книги Вардвана Варжапетяна составила повесть «Тринадцатая страсть», впервые опубликованная 30 лет тому назад. Конечно, сейчас повесть читается несколько иными глазами. Но важно другое: каждое упоминание о «святом докторе» Фёдоре Петровиче Гаазе ценно, и, кажется, сегодня в особенности. Фридрих-Йозеф Лоренц Гааз, изучавший литературу и естественные науки в Кёльне и Йене, приехал в Москву в 1806 году в качестве домашнего врача княгини Варвары Алексеевны Репниной-Волконской (урождённой Разумовской), был главным врачом московского госпиталя имени Павла I, изучал минеральные воды на Кавказе, участвовал в войне 1812 года. В 1832 году на собранные Гаазом средства была учреждена больница для арестантов тюрьмы на Воробьёвых горах, четыре года спустя в ней была открыта