Почему интернет перестает быть свободным и переходит к гиперконтролю
Недавняя блокировка мессенджера Discord в России вызвала бурную реакцию в медиа и в ряде сообществ. Власти обвиняют платформу в систематическом неудалении противоправной информации, а также в создании условий, благоприятных для формирования и координации криминальных сообществ. Буквально месяц назад во Франции был арестован основатель Telegram Павел Дуров с примерно такими же обвинениями. Когда в двух странах, находящихся на разных полюсах политического и ценностного спектра, происходят похожие события, возможно, они являются результатом более фундаментальных общественных процессов, рассуждает директор Центра спортивного программирования, алгоритмической робототехники, кибербезопасности и киберспорта Уфимского университета науки и технологий Святослав Пегов.
Новая этика для мессенджеров
Недавний арест Павла Дурова и блокировка популярного в среде геймеров мессенджера Discord в России и Турции — события хоть и громкие, но довольно тривиальные. Практика принуждения транснациональных корпораций к соблюдению регионального законодательства в последние 10 лет является регулярным трендом. Например, буквально месяц назад Google проиграл семилетнюю судебную тяжбу с Еврокомиссией и теперь обязан выплатить $2,7 млрд штрафа за нарушение антимонопольного законодательства (для понимания масштаба — по текущему курсу это сумма годового дохода Иркутской области). Но поскольку автор колонки страдает синдромом поиска глубинного смысла, в происходящих событиях усматривается влияние гораздо более фундаментальных глобальных процессов.
Многие, наверное, слышали термин «новая этика». В классическом толковании он излагает концепцию психолога Эриха Нойманна о необходимости отказа от деления на «черное» и «белое» в человеке, которое приводило к подавлению и вытеснению, а значит, к психотравмам. В современном российском толковании он обрел значение идентификации западных трендов по преодолению неравенства и дискриминации. Как известно, экологическая и социальная повестки стали центром внимания не только простых людей, но и крупнейших западных инвестиционных фондов — таких как Blackrock. Они требуют от компаний активнее развивать ESG (Environmental, Social, Governance — «природа, общество, управление») и DEI (Diversity, Equity, Inclusion — «разнообразие, равноправие, инклюзивность») — это обязательное условие включения их в инвестиционный портфель. Второй демографический