От кондуктора к валидатору
C появлением общественного транспорта появилась и проблема создания системы оплаты проезда.

За полуторавековой период существования московского общественного транспорта было перепробовано множество самых разных вариантов внесения пассажирами платы за проезд. Десятилетиями главной фигурой был кондуктор. Эта профессия стала знаменитой и была воспета в стихах и песнях. Но постепенно начали внедряться другие варианты оплаты.
1
Специальный человек для сбора денег с пассажиров появился ещё при организации первых линий конки. Судя по всему, на первых порах подразумевалось, что оплату будет принимать кучер. Но от этой идеи быстро отказались, в первую очередь потому, что кучер, которому приходилось работать на холоде, на ветру, а нередко и под дождём, не забывал принять горячительное «для сугреву». Доверять деньги такому человеку было рискованно. Так появились кондукторы.

2
Обязанности кондуктора были существенно шире, чем только сбор денег. Этот человек громким голосом объявлял остановки, давал кучеру команду к отправлению и даже следил за порядком, имея право выгнать скандалиста или пьяного. Разумеется, кондукторами работали только мужчины.