Константин и хаос междуцарствия
Отречение великого князя от престола оказалось удобным поводом для мятежа гвардии.
Павел I в 1797 году принял Акт о престолонаследии, который строго регламентировал порядок воцарения членов династии после смерти монарха. Наследовать царю могли только его сыновья и братья. Приход к власти женщин практически исключался. Задумав этот закон, Павел I опирался на личный печальный опыт. После смерти отца Петра III наследнику пришлось ждать 34 года, пока не умерла его властолюбивая мать Екатерина II. Только тогда Павел I смог занять трон империи. Но его сыновья всё запутали. Старший, Александр I, умер, не оставив сыновей, а следующий, Константин, не пожелал править.
«Меня задушат, как отца»
Убийство отца, Павла I, поразило Константина: «После того, что случилось, — говорил он, — брат мой может царствовать, если ему это нравится; но если бы престол когда-нибудь должен был перейти ко мне, я несомненно бы от него отказался». При этом Константин объяснил и причину: «Меня задушат, как задушили отца».
Всё может и разрешилось бы как-то само собой. Вот только Александр I за четверть века так и не сумел обзавестись сыном. Получалось, что Константин становился наследником трона Российской империи вопреки желанию. Но в 1820 году он женился морганатическим браком. Якобы специально. Ведь это лишало его прав на престол.
Однако есть любопытные свидетельства. В 1819 году на манёврах Александр I завёл разговор с братом Николаем Павловичем, третьим сыном Павла I. Мол, Константин испытывает к трону «природное отвращение». А сам Александр I до самой смерти править не желает. И когда-нибудь отречётся. Так что Николай должен готовиться к тому, чтобы стать императором.