Художественные выставки как явление и высказывание
Выставка как высказывание. Прислушайся к увиденному
Произведения искусства имеют не только художественную ценность. Их значение состоит в том, что они несут идеи своего создателя, становятся его высказыванием. Часто ту же роль играют не отдельные произведения, а выставки, в пространстве которых воплощается цельная концепция. История знает немало примеров выставок-скандалов, выставок-сенсаций, выставок-манифестов.
До и после музея…
Однако чтобы выставка имела место, нужно... это самое место. До появления культуры музеев созерцание произведений искусства было уделом самих авторов, их ближнего круга и коллекционеров. Интерес к собиранию исторических артефактов, книг, картин, скульптур ярко проявился в эпоху Возрождения, когда на первый план вышли идеалы Античности. Примерно в XVI-XVII веках стали открывать галерии, кунсткамеры, вундеркамеры, а в 1506 году папа Римский Юлий II положил начало коллекции скульптур периода Древнего Рима, которая потом была выставлена во дворе Бельведер. Музеи Ватикана по праву считаются одними из старейших в мире.
В России, где многие начинания обязаны своим появлением Петру I, музейное дело не стало исключением. После Великого посольства Пётр организовал Государев кабинет (будущую Кунсткамеру), а первая картинная галерея появилась во дворце Монплезир. Стараниями царской семьи на протяжении многих лет пополнялось собрание Эрмитажа, свободный доступ куда открыли во второй половине XIX века.
В 1718 году Пётр I издал указ, согласно которому надо было присылать всех «родившихся уродов» в Петербург, в Кунсткамеру, а ослушание грозило штрафом. Также в первый музей надлежало сдавать «каменья, кости человеческие и скотские, ружьё, посуду». Главное, чтобы всё было «зело старо и необыкновенно».
Дерзкие и своенравные
Казалось бы, торжественные залы музеев и художественных галерей — вот обитель благопристойности. Но во второй половине XIX века и их тишину начали нарушать бунтари и выскочки. Так, в 1863 году пала монополия Парижского салона на представление выдающихся произведений искусства. Критерии отбора полотен сочли слишком строгими и субъективными, и художники, не попавшие туда, провели свой «Салон отверженных». Он, кстати, привлёк куда большее внимание публики и прессы, чем официальная экспозиция. Наследниками «отверженных» стали «независимые», чьи салоны в Париже проводили с 1884 года. Заявление о том, что любое искусство найдёт своего зрителя, прозвучало громко. В Англии такими противниками официального искусства стали прерафаэлиты, которых принимали на вернисажи, но их картины явно контрастировали с академическими полотнами. Как, впрочем, и их идеи.