Из князи в… князи
В этом году исполнилось 195 лет со дня рождения и 120 лет со дня смерти прекрасного русского художника, самого знаменитого воспитанника Саранской живописной школы Ивана Кузьмича Макарова. По случаю годовщины в Мордовском республиканском музее изобразительных искусств прошла юбилейная выставка. На ней был представлен портрет сенатора, еще недавно носивший другое имя.
В 1971 году внук и полный тезка художника передал в дар Мордовской картинной галерее два десятка сохранившихся у него холстов, в том числе большой незаконченный портрет сановника. По семейному преданию, на картине был изображен некий князь Кочубей. Через два десятка лет московский исследователь Александр Горшман уточнил его имя — Александр Васильевич Кочубей.
С этим определением портрет выставлялся в Саранске вплоть до 2012 года, когда старший научный сотрудник Государственного музея А. С. Пушкина Татьяна Дмитриева полностью опровергла эту атрибуцию. Ни Александр Кочубей, ни его братья-сенаторы Демьян и Аркадий не могли позировать Макарову, поскольку имели совершенно другие награды, в том числе более высокие, чем на портрете, — ордена Белого Орла и Св. Александра Невского. Да и княжеский титул им не полагался. Вывод был однозначным: «Предложенное А. М. Горшманом иконографическое определение не имеет никаких оснований».
Через год заведующая отделом музейной педагогики Мордовского музея изобразительных искусств Наталья Осянина выяснила удивительный факт. Среди подаренных в 1971 году картин действительно оказался портрет Александра Васильевича Кочубея! Но на нем влиятельный вельможа и член Государственного Совета показан совсем просто, без регалий, в обычном костюме. Этот эскиз в течение многих лет хранился вместе с портретом сенатора и, по всей видимости, в какой-то момент в семейном предании «подарил» свое имя более нарядному соседу, да еще и с княжеским титулом.
Но кто же тогда изображен на «развенчанной» картине? К сожалению, портрет не завершен. Так что его не может быть в списках произведений, регулярно представлявшихся Иваном Макаровым в Академию художеств. Ведь в них перечислены лишь законченные картины. Таким образом, приходится основываться только на самом изображении.
Сановник имеет очень характерную внешность: высокий лоб, глубоко посаженные карие глаза, крупный нос, волевой рот с выпяченной нижней губой, низкие седые бакенбарды, которые хотя и были модными в то время, но носили их далеко не все. Насколько этот эскиз похож на самого персонажа, можно только догадываться. Ведь, помимо общей незаконченности произведения, нам не известны ее причины.
Не исключено, что заказчику или даже самому художнику портрет не понравился. Тем не менее, учитывая высокий уровень мастерства Макарова, можно не сомневаться, что общие черты он изобразил верно.
Хотя некоторые детали и даже обшлага мундира недописаны, ясно, что вельможа показан в парадной форме сенатора образца, установленного 8 марта 1856 года. При этом пуговицы, лучше всего выписанные на обшлагах, очевидно, еще плоские. 3 июня 1858 года сенаторам велено было иметь пуговицы «матовые выпуклые и с ободочком вокруг». Это решение, судя по иконографии, выполнили довольно быстро. Таким образом, датировать портрет следует 1856–1859 годами.