Улика — царица доказательств
Как расследование преступлений стало искусством
Британская исследовательская группа Forensic Architecture («Криминалистическая архитектура») радикально расширяет наши представления о том, каким может быть искусство: в ее практике найденные объекты превращаются в улики, произведения — в расследования, а художники — в детективов и одновременно обвинителей.
«Это не мы» — власти, будь то руководства межгосударственных объединений, правительства тех или иных стран или же правления глобальных корпораций, склонны отрицать, что техногенные катастрофы, военные преступления, полицейское насилие, геноцид, уничтожение культурного наследия, пожары, обезземеливание и прочие бедствия, приведшие к гибели людей и нанесшие ущерб природе, произошли по их вине. И тут, откуда ни возьмись, является Forensic Architecture с неопровержимыми доказательствами вины отрицающих свою вину. Так, например, было сделано расследование Forensic Architecture (точнее — ее подразделения, Forensic Oceanography) «Смерть при спасении» (2015).
В апреле 2015 года в течение одной недели в Средиземном море затонули два судна, переправлявшие нелегальных мигрантов из Ливии в Италию: в обоих случаях было спасено менее 200 человек, найдено 33 тела, более 1200 человек до сих пор считаются пропавшими без вести. Верховный комиссар ООН по делам беженцев признал эти кораблекрушения самой массовой гибелью людей в Средиземноморье, председатель Европейской комиссии назвал прекращение операции Mare Nostrum серьезной ошибкой. Операция Mare Nostrum с участием военно-морских спасателей проводилась в течение года итальянским правительством на средства ЕС, за это время были спасены тысячи жизней — в 2014 году ЕС решил прекратить операцию, переложив обязанность по спасению утопающих на коммерческие и частные суда, которые находятся поблизости от тонущих кораблей. Forensic Oceanography принялась собирать улики: показания выживших, записи сигналов бедствия, отчеты поисково-спасательных служб, данные слежения за судами, судебную документацию, любительские снимки спасателей, доклады Amnesty International. Улики анализировала большая международная команда специалистов по геоинформатике, океанографии, статистическому анализу, отслеживанию судов, судебной экспертизе изображений, международному праву, миграционным исследованиям и политике ЕС. В расследовании «Смерть при спасении» убедительно доказывается, что к катастрофе привел непрофессионализм команд судов, оказавшихся в зоне бедствия и пытавшихся спасти тонущих. Вывод Forensic Oceanography однозначен: решение ЕС прекратить операцию Mare Nostrum — не серьезная ошибка, а умышленное преступление. Видеоинсталляция «Смерть при спасении» выставлялась на европейской биеннале Manifesta 12 в Палермо, на 16-й Архитектурной биеннале в Венеции, в художественных музеях и центрах Рима, Брюсселя, Лондона, Берна, Мехико и Барселоны.