Королева микрочипов: как Лиза Су привела AMD к успеху и готовится к схватке с NVIDIA
53-летней руководительнице AMD Лизе Су удалось осуществить одно из самых масштабных преобразований в истории Кремниевой долины: менее чем за 10 лет она повысила котировки разорившегося производителя полупроводников почти в 30 раз. Теперь она готовится к схватке в наступающей революции искусственного интеллекта
Из конференц-зала на верхнем этаже штаб-квартиры AMD рядом с автострадой 101 в калифорнийской Санта-Кларе Лиза Су управляет компанией, которая появилась, когда еще не было самого названия «Кремниевая долина». Если проехать дальше, можно найти частичку корпоративной истории ― старую литейную мастерскую в Саннивейле, где AMD раньше штамповал микрочипы. Но окно Су выходит на примету переменчивого настоящего ― офисы заклятого врага в лице Intel. Сегодня его капитализацию ($120,3 млрд) затмевает показатель AMD ($153,5 млрд).
Однако так было не всегда. В 2014 году, когда Су заняла кресло генерального директора AMD, производитель микрочипов шел на дно. Корпорация сократила примерно четверть всего штата, а курс акций колебался на отметке $2. Патрик Мурхед, бывший управленец в компании, помнит, что бизнес был «мертвее мертвых». Затем проблемы начались в Intel: участились задержки в производстве, и от использования этих плат в iPhone отказалась Apple. Быстро сообразив, Су выработала новую тактику и смогла обернуть промахи конкурента себе на пользу: она подписала контракты с изготовителями ноутбуков вроде Lenovo, игровым гигантом Sony, а также Google и Amazon, огромные центры обработки данных которых в прошлом году принесли AMD выручку в $6 млрд.
При $63 млрд годового дохода Intel все еще на голову опережает AMD с его $23,6 млрд. Но благодаря тому, что последняя урвала у соседа по Кремниевой долине заветную долю на рынке серверных микрочипов, а также прикупила компанию по производству полупроводников Xilinx, за девять лет под началом Су котировки AMD выросли почти в 30 раз. Поскольку все популярнее становится искусственный интеллект и устойчиво растет спрос на необходимые для машинного обучения микропроцессоры, сейчас перед главой бизнеса стоит уникальная возможность и серьезный вызов: сможет ли AMD выпустить микросхему, достаточно мощную для того, чтобы пошатнуть почти монопольное положение NVIDIA в производстве процессоров, на которых держится вся нынешняя волна технологий генеративного ИИ? «Если заглянуть на пять лет вперед, ― говорит Су, ― то увидите ИИ в каждом продукте AMD, и это будет самый важный стимул к развитию».
Глава корпорации разгоняет темпы бизнеса уже девять лет ― прямо как геймер, который модифицирует процессор для повышения производительности сверх заявленных изготовителем лимитов. В отличие от многих других руководителей высшего звена в сфере IT, Су является специалистом мирового класса и имеет степень бакалавра в области электротехники из Массачусетского технологического института. В ней уникальным образом сочетаются технический гений, навыки работы с людьми и деловая хватка. Благодаря всему этому на протяжении последних нескольких лет Су попадает в число самых высокооплачиваемых генеральных директоров индекса S&P 500 (ее общий заработок на должности в 2022 году составил $30,2 млн). В общей сложности состояние Су достигает $740 млн (преимущественно в виде акций AMD), и в ежегодном рейтинге самых богатых женщин американского бизнеса она занимает 34-е место. «Вот как нужно проявлять себя и добиваться успеха!» ― восхищается Панос Панай, директор по продукту в Microsoft, который познакомился с Су в 2014 году, когда она только начинала преображение AMD.
Однако в отличие от Intel, выручка которого за последние три года увеличилась на 12% до $63,1 млрд, NVIDIA, кажется, находится на вершине успеха. Помимо превосходного рендеринга изображений в компьютерных играх типа Cyberpunk 2077, графические процессоры компании стали основным движком для разработчиков искусственного интеллекта вроде OpenAI — это их ChatGPT очаровал и взволновал широкую публику, отвечая на вопросы и команды удивительно подробными сообщениями, до жути похожими на те, что написал бы обычный человек.
Так называемые большие языковые модели ― на самом деле простые трюки, но с них начинается процесс ИИ-трансформации, который, по мнению влиятельных лиц типа Билла Гейтса, по важности будет сопоставим с зарождением интернета. На рынке уже наблюдается огромный спрос на требующиеся для этого графические процессоры, и по крайней мере одна исследовательская фирма прогнозирует для компаний-производителей настоящую золотую лихорадку с годовым оборотом в $400 млрд в ближайшие 10 лет. Но сейчас игрок лишь один. «ИИ значит NVIDIA, ― констатирует Гленн О’Доннелл, аналитик из Forrester Research. ― Направление весьма непростое, и чтобы изменить сложившуюся расстановку сил, AMD придется выложиться на полную».
Между тем никуда не делся и Intel, чья штаб-квартира все так же стоит у автострады 101. Пусть даже легендарный изготовитель комплектующих для ПК по-прежнему страдает от задержек на производстве, дефектов микросхем и перестановок в руководящем составе. «AMD хорош во многих смыслах, но плохо то, что у нас конкурируют два игрока мирового класса», ― сетует руководитель высшего звена в AMD Форрест Норрод, помогавший Dell начать бизнес в сфере центров обработки данных (в 2014 году выручка по этому направлению составила $10 млн). Частично мощности Dell обеспечены за счет микропроцессоров AMD. Но, как добавляет Норрод, не стоит надеяться, что основной конкурент оставит свои проблемы без внимания: «Мы всегда предполагаем, что Intel захочет все исправить».
Когда в 2014 году Су повысили до ключевой должности AMD, аналитики говорили, что компания «нерентабельна», так как имеет задолженность в $2,2 млрд. Некоторые ценные активы к тому времени уже распродавались по частям. В 2009 году завод по изготовлению микрочипов сделали отдельным предприятием, и ставшая крылатой фраза сооснователя AMD Джерри Сандерса «у настоящих мужиков есть заводы» (она была произнесена как насмешка над конкурентами, которые только продавали микрочипы) потеряла всякий смысл. В 2013-м компании даже пришлось продать и взять в лизинг собственный комплекс корпоративных зданий в техасском Остине, ― сегодня Су работает именно там.