Ждули: почему российские женщины выходят замуж за заключенных
В России существует уникальная социальная группа — «ждули» или «заочницы». Так называют женщин, которые заводят романы с осужденными, выходят за них замуж и годами ждут их освобождения. По последним данным, в российских колониях находятся больше 400 000 заключенных, из них почти 90% — мужчины, у большинства из них есть девушка или жена. Forbes Woman разбирается в истоках феномена «ждуль» и объясняет, при чем тут гендерные стереотипы.
«Девочки, привет. Кто выходил замуж в ИК [исправительной колонии], расскажет, как это происходит. Что нужно надевать, нужны ли кольца, нужны ли цветы?», — спрашивает невеста заключенного в анонимном посте в группе «Я обязательно дождусь».
Своим опытом, проблемами, переживаниями ждули делятся в группах «Я обязательно дождусь» (8385 участников), «Ждем из МЛС [мест лишения свободы]» (7322 участника), «В режиме ожидания (МЛС)» (5064 участника) — во «ВКонтакте» таких групп сотни. В соцсетях женщинам, полюбившим зэков, проще найти понимание, чем в кругу своей семьи, друзей или коллег. Здесь все такие же, как они: бывалые ждули делятся советами с новенькими.
Ждули или заочницы бывают разными. Одни не бросили своих возлюбленных, после того, как тех посадили в тюрьму. Другие сознательно искали таких отношений. Третьи — оказались в этой ситуации случайно. По мнению экспертов, с которыми поговорил Forbes Woman, сказывается то, что в России среди заключенных были великие писатели, диссиденты, политики и множество невинно осужденных — поэтому отношение к ним в обществе не является резко негативным. Женщин даже не останавливает тяжелая ноша ждуль, а это в буквальном смысле десятки килограммов продуктов, которые они отправляют в тюрьмы, взамен получая только обрывки внимания и редкие встречи.
Отношения с осужденным — это любовь по переписке и через телефонные разговоры. Краткосрочное свидание может длиться до четырех часов, но это встреча втроем — в присутствии сотрудника колонии. Если дело доходит до свадьбы, то роспись происходит в тюрьме, а вместо свидетелей — надзиратели. Длительные свидания (до пяти суток) разрешены женам. Но, как правило, эти встречи случаются не чаще, чем раз в полгода. Они происходят в маленькой комнате с решетками на окнах.
Forbes Woman узнал у социологов, правозащитников и самих ждуль, почему заочные отношения с заключенными не пугают россиянок.
Тюремная романтика
Будущий психолог 20-летняя Виктория из Казани уже дважды знакомилась с заключенными и ждала их. Своего первого парня Евгения она нашла через группу «ВКонтакте» о происшествиях и преступлениях: увидела пост о нем и решила написать, «потому что показался симпатичным». Виктория знала, что мужчина осужден за убийство, но ее это не смущало. Закончилась история изменой с его стороны: он признавался жене сокамерника в любви и звал ее замуж.
Второй мужчина написал Виктории сам: он узнал о ней от другого заключенного, с которым она познакомилась в группе для ждуль. «Арсений написал мне первым, минуты через две мы созвонились. У нас как будто родственные души, он понимает меня с полуслова. Мы даже внешне очень похожи», — рассказала Виктория Forbes Woman. Общается с заключенными Виктория потому, что «во многих людях на свободе она разочаровалась» и из мужчин ей всегда «нравились «хулиганы», а еще она считает, что «человек после колонии смотрит на жизнь под другим углом».
Заочным знакомствам чаще подвержены «романтичные натуры», считает основательница фонда «Русь сидящая» (внесена в реестр иноагентов) журналистка Ольга Романова. А вот профессия и уровень жизни женщины не влияют на то, будет она встречаться с заключенным или нет, добавляет правозащитница Ева Меркачева: «Я знакома с бывшей следовательницей, врачом, художницей, журналисткой, которые знакомились заочно».
То, что Арсений совершил преступление (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью), Викторию не испугало. «Мне не было страшно, потому что я видела в нем человека и чувствовала, что важна ему. Он мне рассказал о своей семье, старался уделять много времени, хотя у них «режим» (тюремный режим запрещает использование мобильных телефонов, — Forbes Woman) и надо прятать телефон», — делится она. Но говорить о своих отношениях родителям Виктория не стала: «Мама категорично относится к тем, кто сидит. Я планировала их познакомить лично, но не говоря о том, что он был в таком месте. Я уверена, что он ей понравится».