Как Мария Мачадо борется за смену власти в Венесуэле, несмотря на обвинения и запреты
Мария Мачадо — оппозиционный политик из Венесуэлы, которая вот уже два десятка лет противостоит авторитарному режиму. Ее критикуют за использование иностранного финансирования и обвиняют в попытках устроить госпереворот, а сама она изобретательно обходит запреты на участие в выборах и строит свой политический бренд на сочетании феминистских взглядов и риторики защиты материнства.
Этим летом в Венесуэле пройдут президентские выборы. Их результат имеет значение не только для тамошней внутренней политики: Венесуэла — нефтедобывающая страна под санкциями и один из немногих союзников России на международной арене при нынешнем президенте Николасе Мадуро. Однако против него на этих выборах выступает кандидат от оппозиции. Осенью прошлого года венесуэльские власти заключили так называемые Барбадосские соглашения, разрешив противникам Мадуро свободно избираться в обмен на смягчение нефтяных санкций со стороны Вашингтона. Но на текущий момент санкции возвращены — и, возможно, последуют новые (например, в ответ на недопуск наблюдателей из ЕС, о котором стало известно 29 мая). Правительство Мадуро «закручивает гайки» в борьбе с самым известным в стране оппозиционным политиком — Марией Мачадо.
Дочь «железного сеньора»
Политическая активистка и оппозиционерка Мария Корина Мачадо (не путать с популярной американской романисткой Кармен Марией Мачадо) — чуть ли не единственная соперница действующего лидера Венесуэлы Николаса Мадуро. Сегодня она — символ надежды для тех, кто желает смены режима в стране. В то же время противники обвиняют ее в связях с правительством США и даже в прямом обслуживании интересов Вашингтона. Разобраться в этом довольно трудно из-за отсутствия многих важных деталей ее биографии в публичном поле. Но очевидно, что Мачадо — яркая личность и бескомпромиссный политик.
Мачадо, которую журналисты сравнивают с Маргарет Тэтчер, родилась в Каракасе в семье владельца компании SIVENSA. «Стальной король» Венесуэлы Энрике Мачадо Сулоага был не просто богатым человеком, а одним из так называемых «хозяев долины» (речь о долине, в которой расположен Каракас — столица республики): разбогатев на торговле, к началу XX века династия Мачадо стала играть ключевую роль на национальном рынке металлов и электроэнергетики.
Неудивительно, что у борьбы с чавистами — последователями идей Уго Чавеса, который возглавлял Венесуэлу с 1999-го по 2013 год, — есть вполне конкретная семейно-классовая подоплека. Именно режим Чавеса экспроприировал крупные частные предприятия и передал их государству — в том числе лишил собственности отца Марии Мачадо. А сама она вполне закономерно сформировалась как человек праволиберальных взглядов, которые только усилились благодаря изучению трудов экономистов австрийской школы — Милтона Фридмена и Людвига фон Мизеса.
Хотя будущая оппозиционерка родилась «с серебряной ложкой во рту», она не выросла изнеженной: наоборот, всегда отличалась упорством. Она работала в семейном бизнесе (входила в совет директоров отцовской фирмы SIVENSA), получила образование в Католическом университете Андреса Бельо, а затем и в Институте высших исследований управления (окончила там магистратуру в сфере финансов).
В Католическом университете Мария Мачадо изучала инженерное дело, и это было для нее принципиально важным феминистским выбором: так она доказывала отцу — да и всему обществу, в то время довольно патриархальному, — что может претендовать на «мужской» род занятий. Среди студентов, вместе с которыми училась Мачадо, девушек было всего пять.
Мачадо помнит о корнях и стремится оправдать фамилию: ее прадед, писатель Эдуардо Бланко, погиб во время восстания против диктатора Хуана Висенте Гомеса в 1958 году (он же в свое время написал роман «Героическая Венесуэла», который стал его социальным и политическим кредо). Его правнучка еще до старта политической карьеры заработала репутацию «железной леди». Упорство и амбиции привели Марию в политику, а политика — в водоворот конфликтов.