Где искать запчасти к иномаркам?

ДеньгиАвто

Производители ушли, машины остались

Где искать запчасти к иномаркам

Текст Георгий Алексеев

Фото: Getty Images

После ухода с российского рынка большинства западных автоконцернов в РФ остались миллионы произведенных ими машин. Как теперь решать вопросы их техобслуживания и ремонта, разбирались «Деньги».

Вопреки экономическим турбулентностям и потрясениям последних лет численность автомобилей в России растет устойчивыми темпами. Разве что в ушедшем году прирост автопарка в стране слегка притормозил: по оценкам «Автостата», по состоянию на январь 2023 года в России было зарегистрировано 45,3 млн автомобилей. Это всего на 0,4% меньше, чем в январе 2022 года (45,5 млн). По сравнению с показателями десятилетней давности прирост числа машин в стране составил почти четверть, а если сопоставлять показатели 2005 года, то увеличение произошло двукратное.

Из всего автопарка подавляющее большинство сегодня занимают машины иностранного производства. Согласно «Автостату», только одну треть всех авто на дорогах составляют машины отечественных марок. Остальные — иномарки, среди которых самую большую долю занимает Toyota (9,1%), далее с одинаковыми показателями следуют корейские бренды Hyundai и Kia (по 5,5%), у японского Nissan и французского Renault — по 4,8%. В десятку самых распространенных автомобильных брендов в РФ еще входят Volkswagen (4%), Chevrolet (3,7%), Ford (3,1%), Mitsubishi (2,8%), а также чешская Skoda (2,4%).

Уход весной прошлого года большинства ведущих мировых автопроизводителей с российского авторынка поставил перед владельцами иномарок сложный вопрос — кто теперь будет отвечать за гарантию, квалифицированное обслуживание и надежные поставки запчастей.

Уход реальный и понарошку

Увы, однозначного ответа, кто теперь несет ответственность за техническое состояние автомобилей ушедших иностранных марок, пока нет. Прежде всего это связано с тем, что мировые автогиганты ушли из России по-разному: одни громко и окончательно хлопнули дверью, другие как бы перешагнули порог выхода одной ногой. Есть и такие, кто, по сути, притворился, что покинул российский рынок, по факту же — остался.

Например, окончательно и бесповоротно из России ушли американские и британские автомобильные компании, и вместе с продажами новых авто приостановлено официальное обслуживание легковых машин таких марок, как Chevrolet, Ford, Land Rover и Jaguar. Закрыли сервис машин и почти все люксовые марки: Rolls-Royce, Lamborghini, Ferrari. Громко хлопнула дверью французская Renault, но обслуживание машин бренда официально передано АвтоВАЗу. Так же поступила и японская компания Nissan, за обслуживание автомобилей которой теперь отвечает тот же российский автопроизводитель.

Другие японские марки выбрали иную схему: объявив о приостановке продаж новых машин, обслуживать свои модели они официально продолжают. Собственные сервисные программы в России не закрыли такие марки, как Toyota, Suzuki, Mitsubishi, Mazda. Корейцы из Hyundai и Kia продолжают официально обслуживать свои машины в России. Сложнее ситуация с немцами: например, марка BMW твердо подтверждает, что продолжает обслуживание своих авто в России. Марка же Mercеdes-Benz передала все свои активы, включая сервисные станции, автодилеру «Автодом». Однако в автосервисном сообществе жалуются, что Германия отключает от важного программного обеспечения российские техстанции. Такие же нарекания есть на марки Volkswagen, Skoda, Audi, Porsche, которые вроде бы официально не вешают замок на свои сервисные услуги, но трудности с тем же программным обеспечением, а также с поставками запчастей в Россию есть. «В плане отказа иностранных компаний обслуживать авто в России показателен пример компании „Мерседес“, которая после своего ухода с рынка РФ закрыла работу фирменного приложения»,— комментирует Александр Груздев, директор аналитической компании Gruzdev Analyze. По его словам, для владельцев теперь появились неприятные нюансы: если пользователь «Мерседеса» в России потеряет ключ от своего авто, официально получить доступ в свой автомобиль он не сможет. А чтобы открыть дверь, придется прибегать к «кустарным» способам, которые не дают, по сути, ни гарантии, ни безопасности. С точки зрения клиентского опыта такая ситуация крайне неприятна. Хотя стоит признать, что есть и другие компании, например, Hyundai и Kia, которые выполняют свои обязательства перед своими клиентами в плане послепродажного обслуживания.

Число легковых машин в России (млн шт.)

Источник: "Автостат».

Выбор дилера

Как раньше, так и сейчас официально обслуживание любого автомобиля в России происходит через сеть официальных дилеров, которые всегда были посредниками между владельцем авто и производителем. В новой экономической реальности официальные дилерские сети оказались в непростой ситуации: с одной стороны, им необходимо выполнять обязательства перед клиентами, но с другой — свои обязательства перед ними не выполняют автопроизводители. «При покупке автомобиля покупатели заключали договоры с российскими компаниями — по сути, бывшими официальными дилерами, а ныне независимыми станциями техобслуживания»,— комментирует Михаил Мартынов, директор по развитию сети сервиса и продажи запчастей «Кореана». Эти договоры, по его словам, продолжают действовать и сейчас. Но каждый дилер теперь сам решает, как ему исполнять свои обязательства. Контроль со стороны автопроизводителей не то чтобы ослаблен, он отсутствует. В прошлом году автовладельцы подавали иски, которые завершались с разной степенью успешности. Дилеры в свою очередь пытались судиться с автопроизводителями. В итоге все пришли к какому-то компромиссу или находятся в его поиске.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Доллар набирает вес Доллар набирает вес

Российской валюте не хватает экспортной выручки

Деньги
«Нет удержу!» Чем улыбнул первый тест-драйв «ушастого Запорожца», проведенный советским журналистом «Нет удержу!» Чем улыбнул первый тест-драйв «ушастого Запорожца», проведенный советским журналистом

«Ушастый Запорожец» — тесный, шумный, тихоходный или совсем иной?

ТехИнсайдер
Регина Тодоренко: «Не нужно бояться менять свою жизнь к лучшему!» Регина Тодоренко: «Не нужно бояться менять свою жизнь к лучшему!»

Регина Тодоренко считает, что каждый – творец собственной жизни

Добрые советы
Переходим на летнее время Переходим на летнее время

7 актуальных задач, которые легче решить под ярким солнцем

Лиза
Настоящий де Ла Моль Настоящий де Ла Моль

«Это был молодой человек лет двадцати четырёх — двадцати пяти»

Дилетант
Самый секретный агент Самый секретный агент

Из чего сделан мир Джеймса Бонда Яна Флеминга

Weekend
Любовь к животным и санкции Любовь к животным и санкции

Почему рынок кормов — перспективное направление для инвестиций

Агроинвестор
Жаркое лето в Сибири Жаркое лето в Сибири

Природный отдых у города: почему стоит поехать в Новосибирск летом

Отдых в России
Есть на что строить Есть на что строить

Зачем создавать отдельный механизм финансирования — инфраструктурные облигации?

Монокль
Развод и утрата: как справиться с последствиями Развод и утрата: как справиться с последствиями

Как утрата влияет на наше психологическое состояние?

VOICE
Финкульт-привет Финкульт-привет

Низкая финграмотность — вызов не только для клиентов, но и для банков

Ведомости
Компьютерное зрение: когда роботы перестали тыкать пальцем в небо? Компьютерное зрение: когда роботы перестали тыкать пальцем в небо?

Зачем нужно компьютерное зрение и какие задачи оно решает в разных сферах

Наука и техника
Любовь, сбивающая с ног: 10 культовых фильмов про свадьбы Любовь, сбивающая с ног: 10 культовых фильмов про свадьбы

Фильмы о свадьбе, которые заставят вас смеяться и плакать

Правила жизни
JALAGONIA: «Мой первый альбом написан от души, вы это почувствуете» JALAGONIA: «Мой первый альбом написан от души, вы это почувствуете»

JALAGONIA за 21 год уже прошла большой творческий путь

ЖАРА Magazine
Екатерина Глухарева: «Банки видят уязвимости бизнеса и помогают их исправлять» Екатерина Глухарева: «Банки видят уязвимости бизнеса и помогают их исправлять»

Директор по рискам «Точка банк» — о видах атак мошенников на малый бизнес

Ведомости
В нескольких минутах от третьей мировой В нескольких минутах от третьей мировой

Сбои в работе СПРН случались, но всегда вовремя вмешивался человеческий фактор

Дилетант
«Герофарм» продолжает экспансию на глобальный рынок «Герофарм» продолжает экспансию на глобальный рынок

Петр Родионов — о том, как вырос один из флагманов импортозамещения

Монокль
Жизнь за стеной Жизнь за стеной

Фильм про страну, в которой тотальный контроль стал религией

Дилетант
Хитовая история Хитовая история

Факты о песнях, которые в свое время возглавляли всевозможные чарты

ЖАРА Magazine
«Мадагаскару» — 20! Как создавалась мультфраншиза, заработавшая миллиарды и разлетевшаяся на мемы «Мадагаскару» — 20! Как создавалась мультфраншиза, заработавшая миллиарды и разлетевшаяся на мемы

«Мадагаскар»: след в истории и головокружительный успех

Правила жизни
Не женское дело? Не женское дело?

Еще 20–30 лет назад женщина-режиссёр воспринималась как нечто исключительное

Дилетант
Динозавры за Полярным кругом Динозавры за Полярным кругом

Как жили динозавры и их соседи в условиях крайнего Севера или Юга

Наука и техника
Бизнес на энтузиазме Бизнес на энтузиазме

Перспективы мясного скотоводства в России неоднозначные

Агроинвестор
Ламздорфы Ламздорфы

Род Ламздорфов по праву могут считать своим и Россия, и Германия

Дилетант
Попасть в настоящее кино Попасть в настоящее кино

Новый кинопарк «Москино» — центр съемок и место притяжения туристов

Отдых в России
Хакеры пошли на завод Хакеры пошли на завод

Хакеры продолжают атаки на промышленные предприятия, их цель — шпионаж

Ведомости
Перспективы энергоскладов: как мы будем хранить электричество Перспективы энергоскладов: как мы будем хранить электричество

Какие надежные способы аккумулировать значительные объемы энергии существуют?

Монокль
Правило рецидивиста Правило рецидивиста

Норма, именуемая сегодня «Правилом Миранды», существовала далеко не всегда

Дилетант
Письмо гонителю генетики Письмо гонителю генетики

Это письмо можно считать одним из живых документов «оттепели»

Дилетант
Петрикирхе: почему молчат колокола Петрикирхе: почему молчат колокола

Петрикирхе напоминает айсберг, немалая часть которого скрыта в катакомбах

Дилетант
Открыть в приложении