Производители ушли, машины остались
Где искать запчасти к иномаркам
После ухода с российского рынка большинства западных автоконцернов в РФ остались миллионы произведенных ими машин. Как теперь решать вопросы их техобслуживания и ремонта, разбирались «Деньги».
Вопреки экономическим турбулентностям и потрясениям последних лет численность автомобилей в России растет устойчивыми темпами. Разве что в ушедшем году прирост автопарка в стране слегка притормозил: по оценкам «Автостата», по состоянию на январь 2023 года в России было зарегистрировано 45,3 млн автомобилей. Это всего на 0,4% меньше, чем в январе 2022 года (45,5 млн). По сравнению с показателями десятилетней давности прирост числа машин в стране составил почти четверть, а если сопоставлять показатели 2005 года, то увеличение произошло двукратное.
Из всего автопарка подавляющее большинство сегодня занимают машины иностранного производства. Согласно «Автостату», только одну треть всех авто на дорогах составляют машины отечественных марок. Остальные — иномарки, среди которых самую большую долю занимает Toyota (9,1%), далее с одинаковыми показателями следуют корейские бренды Hyundai и Kia (по 5,5%), у японского Nissan и французского Renault — по 4,8%. В десятку самых распространенных автомобильных брендов в РФ еще входят Volkswagen (4%), Chevrolet (3,7%), Ford (3,1%), Mitsubishi (2,8%), а также чешская Skoda (2,4%).
Уход весной прошлого года большинства ведущих мировых автопроизводителей с российского авторынка поставил перед владельцами иномарок сложный вопрос — кто теперь будет отвечать за гарантию, квалифицированное обслуживание и надежные поставки запчастей.
Уход реальный и понарошку
Увы, однозначного ответа, кто теперь несет ответственность за техническое состояние автомобилей ушедших иностранных марок, пока нет. Прежде всего это связано с тем, что мировые автогиганты ушли из России по-разному: одни громко и окончательно хлопнули дверью, другие как бы перешагнули порог выхода одной ногой. Есть и такие, кто, по сути, притворился, что покинул российский рынок, по факту же — остался.
Например, окончательно и бесповоротно из России ушли американские и британские автомобильные компании, и вместе с продажами новых авто приостановлено официальное обслуживание легковых машин таких марок, как Chevrolet, Ford, Land Rover и Jaguar. Закрыли сервис машин и почти все люксовые марки: Rolls-Royce, Lamborghini, Ferrari. Громко хлопнула дверью французская Renault, но обслуживание машин бренда официально передано АвтоВАЗу. Так же поступила и японская компания Nissan, за обслуживание автомобилей которой теперь отвечает тот же российский автопроизводитель.
Другие японские марки выбрали иную схему: объявив о приостановке продаж новых машин, обслуживать свои модели они официально продолжают. Собственные сервисные программы в России не закрыли такие марки, как Toyota, Suzuki, Mitsubishi, Mazda. Корейцы из Hyundai и Kia продолжают официально обслуживать свои машины в России. Сложнее ситуация с немцами: например, марка BMW твердо подтверждает, что продолжает обслуживание своих авто в России. Марка же Mercеdes-Benz передала все свои активы, включая сервисные станции, автодилеру «Автодом». Однако в автосервисном сообществе жалуются, что Германия отключает от важного программного обеспечения российские техстанции. Такие же нарекания есть на марки Volkswagen, Skoda, Audi, Porsche, которые вроде бы официально не вешают замок на свои сервисные услуги, но трудности с тем же программным обеспечением, а также с поставками запчастей в Россию есть. «В плане отказа иностранных компаний обслуживать авто в России показателен пример компании „Мерседес“, которая после своего ухода с рынка РФ закрыла работу фирменного приложения»,— комментирует Александр Груздев, директор аналитической компании Gruzdev Analyze. По его словам, для владельцев теперь появились неприятные нюансы: если пользователь «Мерседеса» в России потеряет ключ от своего авто, официально получить доступ в свой автомобиль он не сможет. А чтобы открыть дверь, придется прибегать к «кустарным» способам, которые не дают, по сути, ни гарантии, ни безопасности. С точки зрения клиентского опыта такая ситуация крайне неприятна. Хотя стоит признать, что есть и другие компании, например, Hyundai и Kia, которые выполняют свои обязательства перед своими клиентами в плане послепродажного обслуживания.
Число легковых машин в России (млн шт.)
Источник: "Автостат».
Выбор дилера
Как раньше, так и сейчас официально обслуживание любого автомобиля в России происходит через сеть официальных дилеров, которые всегда были посредниками между владельцем авто и производителем. В новой экономической реальности официальные дилерские сети оказались в непростой ситуации: с одной стороны, им необходимо выполнять обязательства перед клиентами, но с другой — свои обязательства перед ними не выполняют автопроизводители. «При покупке автомобиля покупатели заключали договоры с российскими компаниями — по сути, бывшими официальными дилерами, а ныне независимыми станциями техобслуживания»,— комментирует Михаил Мартынов, директор по развитию сети сервиса и продажи запчастей «Кореана». Эти договоры, по его словам, продолжают действовать и сейчас. Но каждый дилер теперь сам решает, как ему исполнять свои обязательства. Контроль со стороны автопроизводителей не то чтобы ослаблен, он отсутствует. В прошлом году автовладельцы подавали иски, которые завершались с разной степенью успешности. Дилеры в свою очередь пытались судиться с автопроизводителями. В итоге все пришли к какому-то компромиссу или находятся в его поиске.